(no subject)

Dec 14, 2008 21:31

Павел Евдокимов. Православие

Часть четвёртая. Молитва Церкви
Глава II. Введение в икону

7. Знаки и символы

Знак информирует, сообщает, указывает (вывеска магазина, километровый столб). Символ находится в отношениях принадлежности и сущностной причастности к символизируемому, символизируемое присутствует в своем собственном символе.
Мы встречаем в искусстве катакомб чисто "знаковое" искусство. Его цель проста и непосредственна: оно возвещает спасение, и с помощью тайных знаков изображает средства к его достижению. Их можно разбить на три группы: 1) все, что относится к воде, - Ноев ковчег, Иона, Моисей, рыбы, якорь; 2) все, что относится к хлебу и вину, - умножение хлебов, хлебные колосья, виноградная лоза; и, наконец, 3) образы спасения и спасенных - отроки в пещи, Даниил среди львов, птица феникс, воскресший Лазарь, Пастырь добрый. Фигуры нужны только для того, чтобы выразить действие спасения: например, мертвый воскресает, погибающий спасается. Налицо полнейшее пренебрежение любой художественной формой и отсутствие всякого богословского истолкования. Добрый Пастырь вовсе не изображает Христа, но говорит нам: Спаситель действительно спасает. Даниил во рву львином соединяется с Орантой, которая указывает на спасенную душу. Это - краткие и поразительные утверждения, говорящие через рисунок о спасении посредством таинств крещения и евхаристии. Греческая надпись, современная катакомбам, верно объясняет их живопись:

Я, Аверкий, ученик святого Пастыря, пасу стада в горах и на равнине... Везде вера вела меня и везде она питала меня Рыбой Источника, великой, чистой, которую выловила Дева и предлагает в пищу друзьям. У Нее есть также чудесное Вино, смешанное с Водой, которое Она дает вместе с Хлебом... Пусть каждый из тех, кто мыслит так же, как и я, и понимает эти слова, помолится за Аверкия74.

Все сходится к одному напоминанию: нет вечной жизни вне Христа и Его таинств. Все сведено к единственному знаку, и все есть радость, т.к. воскресение из мертвых начертано на сарко-

74 J. Wilpert, Fractio panis, pp. 116-117.

318

фагах ("терзающие плоть" побеждены). Отсутствие какого-либо искусства знаменует решающий момент в его собственной судьбе. Его вершина, еще совсем близкая, - античное искусство, - оказывается ненужным в данный момент. Оно отрекается от себя, проходит через свою собственную смерть, погружается в воды крещения и, обозначенное и записанное с помощью катакомбных надписей, выходит из крещальной купели в самом начале IV века в никогда прежде не виданной форме иконы. Это - искусство, воскресшее во Христе: ни знак, ни картина, но икона, символ божественного присутствия и видение догмата, откровение вечности.

8. Икона и литургия

Все части храма - архитектурные линии, фрески, иконы - составляют единое целое с литургическим священнодействием, и это, может быть, является самым главным, т.к. абсолютно невозможно понять икону вне этого целого. Собственно сама литургия во всем своем содержании есть икона всего домостроительства спасения.
Во время пения Херувимской: "Иже Херувимы тайно образующе ("Мы, таинственно изображая херувимов..." 75) и животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе", - мы вполне реально находимся в божественной литургии. Христу помогают "многоочитии" ангелы с бесчисленным множеством глаз и несметным числом шелестящих крыльев. Божественная Троица участвует в Таинстве, и люди вовлечены в него до такой степени, что становятся иконами херувимов. Литургия, совершаемая здесь, "долу", является иконой небесной литургии, и люди представляют из себя иконы ангельского служения поклонения и молитвы. Все есть приобщение и присутствие. Каждая частичка тварного существа из глубины своего собственного существования произносит евхаристическую молитву: "Твоя от Твоих Тебе приносяще". В этом грандиозном единстве верующий созерцает тайну Божию, видит своих старших собратьев, апостолов, мучеников, святых, как реально присутствующих, он соуча-

75 Можно даже сказать: "Мы, являясь таинственной иконой херувимов... "

319

ствует вместе с ними в небесном зоне; служа литургию вместе с ангелами, он воспевает Дух Красоты: "В Твоих святых иконах мы созерцаем небесные скинии и исполняемся священной радостью"76.
Купол, увенчанный крестом, указывает на нашу причастность к небесному миру. Небо проникает внутрь, наполняет купол и являет Вседержителя среди ангелов божественного Присутствия. Икона, называемая "Праведники в руце Божией", изображает этих праведников, устремленных к раскрытой деснице Вседержителя, чтобы составить там священный собор77. Растения поднимаются вверх по колоннам и расцветают там райскими цветами, животные бродят у их подножья. Властным движением Божия десница направляет все вместе к сердцу литургии - к иконе "Трапеза Господня" над Царскими вратами.
В глубине центральной апсиды главное место занимает изображение Богородицы, называемое Оранта, или "Нерушимая стена". Она, Одигитрия (Путеводительница) - это земная Церковь, которая "ведет" всех людей, чтобы соединить их в Теле Христовом. Икона смотрит на Восток. Крест, помещенный на стене алтаря, отмечает сторону, откуда придет Христос во славе, чтобы занять трон, изображенный над алтарем, - трон Судии, но также и Жениха, празднующего Свой мистический брак с невестой-Церковью. Икона "Собор" изображает собрание ангелов. Предвечный Сын в тройном кольце сфер образует абсолютный центр. Это - небесная литургия, и ангелы являют Христа-Первосвященника, чтобы для верующих "воссиял свет благовествования о славе Христа, который есть образ Бога невидимого" (2 Кор 4:4). Космическая радость окружает Богородицу и переходит в ожидание Царства Божия. И, таким образом, в Церкви в каждый момент службы и даже вне ее все находится в ожидании святых тайн, в ожидании евхаристии. Столь сильное ощущение бесконечной жизни исходит от этих образов, устремленных к небесной литургии.

76 Служба первой седмицы Великого поста.
77 Собор, или синакс, - собрание верных, совершающих литургию.

320

икона

Previous post Next post
Up