Казалось бы, столько уже всего
написано про парафин, что добавить нечего. А вот и нет :) Сегодня решил отправить велосипед в зимнюю "спячку". В ходе соответствующей подготовки на глаза попались изношенные цепи и маленький шприц с маслом (брал на всякий случай, когда ездил
до Анюя с ночёвками). Возникла мысля провести простой эксперимент. Смысл его в том, что бы проверить, сколько уходит масла при классическом прокапывании каждого звена и сравнить потом по стоимости с парафином.
Итак, как это будет выглядеть? Очень просто, но с небольшими упрощениями и оговорками. Для начала, определю базовые условия для рассчётов. В этом сезоне общий пробег составил ~8100 км. Известно, что парафин в сухую, но не пыльную, погоду может ходить по 300 километров без существенного писка/скрипа велосипедной цепи. Однако, прошедшее лето выдалось довольно сырым, что не может положительно сказаться на ресурсе. Часто попадал в туман, нередко ездил по лужам, иногда мок под дождём. Порой, даже после непродолжительных поездок приходилось проваривать цепь. Я не хочу затрагивать тему ресурса того или иного вида смазки. Очевидно, что на парафине можно проехать и дальше и дольше, чем на жидкой смазке, но это сейчас не принципиально. Потому за средний ресурс возьмём 150 км. в обоих случаях и сравним их, так сказать, лоб в лоб. Выходит, что при указанном пробеге нужно 54 раза обслужить цепь. Вот от этого и буду плясать.
В начале сезона я приобрёл 0.5 кг. (2*250 г.) косметического парафина за ~240 рублей. В ходе проварок и, особенно, после процедур очищения, уровень его снижался и в определённый момент пришлось отламывать кусочки от прошлогоднего брикетика. Точно сказать не могу, сколько добавил, но, полагаю, не более 100-200 г. Ладно, для ровного счёта пусть будет целая упаковка (250 г., 120 р). Делалось это, по большей части, не для поддержания допустимого уровня, а для веса, что бы чеплашка не плавала. Её стоимостью можно пренебречь, как и стоимостью кастрюли и плитки. Полагаю, в любом хозяйстве этого добра хватает, а если нет, то калькулируйте ещё и связанные с этим расходы.
Поскольку дом, в котором я проживаю, не газифицирован, то приходится использовать электрическую плиту. С учётом этого стоимость киловатта энергии (на сегодняшний день) составляет 2 р. 71 к. Плитка в пике потребляет как раз киловатт, но на практике я ни разу не включал её на полную мощность, вполне хватало 600 Ватт. Времени на проварку затрачивается где-то 30-40 минут. С учётом этого стоимость электричества не превышает одного рубля. А если пойти на хитрость и налить в кастрюлю не холодную воду, а горячую (счётчика нет, плачу по тарифу), то и того меньше.
Теперь рассмотрим стоимость жидкой смазки.
Shimano на чейне стоит 7 баксов. В переводе на наши деньги выходит ~430 р. Именно таким маслом я пользовался до того, как перешёл на парафин. Объём маслёнки 100 мл., но жижи там залито несколько меньше, скорее всего. Ну да ладно. Одного миллилитра хватает на прокапывание ~50 пинов, всего их 108, если память не изменяет. Вот и считайте, на цепь уходит ~2 миллилитра. Если перевести в плоскость финансовой стоимости, получается где-то 9 рублей.
Помимо всего прочего, следует ещё посчитать стоимость растворителя для очистки цепи. Ранее, с периодичностью где-то раз в две недели, я покупал 0.5 л. бензина "галоша" (70-80 р.), бултыхал в нём цепь, бензин сливал. Знаю, что некоторые его отстаивают и используют повторно. Признаться честно, для меня сейчас это как страшный сон, пережитки прошлого, тёмный век, если хотите.
Что же мы имеем в сухом остатке?
Одного бутылька жидкой смазки мне на сезон, скорее всего, не хватит, придётся использовать ещё один процентов на 5-10 + литров 7 бензина (по литру на месяц + предварительная очистка): 430 + (430 * 10%) + (70 * 14) = ~1500 р.
0.5 кг. парафина хватает на весь сезон и остаётся ещё где-то половина на следующий + 55 р. на электричество + литр бензина на предварительную очистку новых цепей: (250 / 2) + (70 * 2) + 55 = 320 р.
Несомненно, расчёты носят индивидуальный характер и содержат в себе некоторые упрощения. Кто-то не сливает бензин, а отстаивает и использует повторно. Кто-то вообще не моет цепь, ограничиваясь только лишь смазыванием. Кто-то накатывает больше, кто-то меньше. Словом, каждому своё. В моём случае экономическая составляющая парафина пусть и не на много, но преобладает над классической жидкой смазкой. Так что можно смело ставить ещё один плюсик :)