Велопоездка в Орочи (село Уська-Орочская). Август 2015. Фото.

Aug 27, 2015 21:20

  В субботу катал по-утряни в Датту. Ни чего особенного, если не считать, что это был 27-й заезд по той дистанции. На обратном пути, проезжая поворот на Орочи, в башке промелькнул шальной вопрос, а что там? Собственно, я неоднократно наблюдал это богом забытое место, находясь в пассажирском поезде. Было дело, ездил туда разок зимой на машине, но в далёком прошлом. А если катануть на велосипеде?

Мысль дурацкая, хотя бы тем, что и дорога в Орочи точно такая же. Не люблю я грунтовки и на то есть как объективные причины, так и не очень. Пыль, тряска, повышенный износ деталей, низкая скорость передвижения и это только часть из них. Получается, что спортивным такой заезд не назовёшь и релаксирующим тоже. По-сути, это просто погоня за новыми впечатлениями, большую часть из которых приятными назвать язык не поворачивается. Вот и спрашивается, какого фига меня туда понесло? Не знаю, просто захотелось :)

Итак, село Уська-Ороческая, или, проще говоря, Орочи. Там расположена одноимённая ЖД станция и связь с миром осуществляется посредством поездов. Так же, до цивилизации можно добраться на моторной лодке по реке Тумнин, или доехать на машине по старой, лесной дороге. Исходя из данных картографических сервисов, протяженность её составляет 41 км. в одну сторону. Профиль высоты отсутствует, но есть информация, что перепад до 300 метров. К сожалению, гугло-карты позволяют просмотреть детально лишь часть дистанции, но само село в область видимости не попадает. В некоторых местах встречаются развилки и можно свернуть не туда.

Затемно решил не выезжать, это не тот случай. Нарваться в свете фары на медведя то ещё удовольствие. Выдвинулся в половине шестого, когда на улице стало светло. Синоптики прогнозировали существенный ветер и облачную погоду, что по-факту соответствовало действительности. Однако, меня это не печалило, поскольку заезд носил скорее разведывательный характер. Фотать планировал не много и солнечная погода не требовалась. Наоборот, хотелось прохлады, ведь грунтовка не позволяет поддерживать высокую скорость и обдув набегающим воздухом снижен. В этом плане ветер только наруку.

Через 35 минут добрался до поворота на Орочи. Всё, дальше асфальта нет! По прикидкам, ехать где-то 2 с половиной часа, если средняя скорость составит 17 км/ч. На самом деле не факт, ведь не известен профиль высоты, а вдруг там сплошные спуски/подъёмы? Да и характер грунтовки вызывает вопросы, если покрытие окажется каменистым, тогда ехать придётся медленнее. Оставалось только догадываться, как организм перенесёт трясучку и была вероятность, что на отдых придётся тратить больше времени. В общем, с этого места берут начало ~40 километров неизвестности:



  По-началу дорога оказалась неплохо укатана. Причиной тому служат самосвалы, перевозящие скальник из карьера в район за посёлком Токи. Однако, в воскресный день тяжелая техника не работала и можно сказать, что мне повезло. Последний дождь прошел несколько дней назад, за это время лужи и грязь успели подсохнуть, а произрастающие у обочины кусты покрылись слоем дорожной пыли:



  Через четыре километра выехал на первую развилку. Более укатанная дорога уходила направо, но проезд преграждал шлагбаум. Собственно, там и находится камнедробилка, а мне нужно налево:



  Далее вела уже не такая хорошая грунтовка. В тоже время покрытие хоть и неровное, но без камней. Проехав ещё полтора километра оказался в месте, где можно посмотреть на карьер с высоты. Масштабы разработок впечатляют:





  Велокомп отображал температуру в районе 16-17 градусов, сильного ветра не ощущалось. Солнечные лучи периодически пробивались через просветы между облаками и на дороге появлялась тень. Как и в случае с трассой Ванино-Лидога, положение солнца рано утром очень удачное, оно светит либо в спину, либо сбоку. Следующая развилка расположена через 8 километров от перекрёстка. Налево ведёт дорожка, по которой, если верить космоснимкам, можно выехать к ЛЭП и уже вдоль неё добраться до посёлка Токи-2:



  Далее начинается живописный спуск к реке Большая Дюанка, окончанием которого является деревянный мост без ограждений. Расположен он как раз по середине 11 километра и может служить путевой отметкой. Виды в том районе шикарные, есть, на что посмотреть. К тому же поверхность дороги на спуске весьма каменистая, разгоняться более 30 км/ч. страхово и есть возможность глазеть по сторонам:





  После моста начинается затяжной, но не крутой подъём. Поверхность дороги там покрыта мелкими камешками и ехать получалось медленно и печально. Времени осмотреться было предостаточно и я даже умудрился найти место, где много-много лет назад (точнее, 20) мы останавливались на ночёвку, когда ездили рыбачить с родителями. Там, слева, протекает небольшой ручеёк, в котором успешно ловится небольшая форель и пеструшка. А ещё лосика тогда встретили, как сейчас помню, стоял на горе рядом с лесом. В общем, ехал и ностальгировал по временам беззаботной юности. Рядом с ЛЭП сделал остановку с целью передохнуть. Ещё одна путевая точка - ровно 20 км. от перекрёстка. Кстати, провода тянутся аж до Селихино, что рядом с Комсомольском-на-Амуре:




  Там же встретил первые два автомобиля, причём одновременно. Один ехал навстречу, второй по пути, а я оказался в эпицентре пылевого облака. Только тогда вспомнил, что не взял респиратор. А ещё забытыми оказались деньги. Из съестного с собой только горсть конфет, а этого явно недостаточно. Повезло, что после заезда до Кекурной в кармашке подседельной сумки нашлось 300 рублей, а так бы пришлось побираться.

После ЛЭП дорога ещё немного идёт в гору, а потом начинается зачётный спуск, протяжённостью 3 километра. Там, на время забыв про тормоза, удалось разогнаться почти до 50 км/ч., но без последствий эта выходка не осталась. Из-за дикой тряски и напряжения в руках начали болеть суставы. По окончанию спуска пальцы реально заклинило, не мог разжать из-за боли. А когда удалось таки это сделать, оказалось, что сжать тоже больно. Вот такая болячка давно уже преследует и местные врачи помочь не могут, разводят руками. Хорошо, что дорога снова пошла в гору, скорость снизилась, а с ней ушли и бешеные вибрации:



  Начиная с 29 километра уклон принимает существенное значение. На протяжении самых сложных 2 километров подъёма он составляет почти 10%, в среднем, а местами достигает 15%. И это при сыпучей поверхности дороги! Ехать реально сложно, почти так же, как на вершину Кекурной сопки, только не столь долго. Между тем, природа очень красивая. С правой стороны сопка с каменистыми склонами, слева обрыв, а внизу растут многовековые деревья, покрытые мхом. Реально, виды завораживают. Планировал подняться без остановок, но глаз упал на большой камень необычной формы, решил запечатлеть:



  Вначале 32 километра выехал на ещё одну развилку. Дорога в Орочи вела направо, а если повернуть налево и проехать много-много километров (предположительно, 30-40) , то можно упереться в гору под названием Хича. Кстати, интересный маршрут, но один туда я фиг поеду :) Буквально через километр оказался в каком-то знаковом месте, поскольку ветви деревьев вдоль обочины обильно увешаны ленточками и лоскутками ткани. А дальше дорога вела с горы:




  Должен отметить, спуск там обалденный во всех отношениях. Состоит из двух отрезков. Первый протяженностью чуть более 2 км. и средним уклоном почти 8%. Затем идёт небольшой пригорочек и следом за ним ещё один спуск, протяженность которого 4 км., но уклон там чуть ниже, ~7%. Самое поразительное, что поверхность дороги представляет собой укатанную чуть ли не до идеального состояния землю. Камешки, конечно, есть и бугорки/ямки, тоже, но это не помешало ехать на скорости не ниже 30 км/ч., а в пике разгоняться до 55 накатом! Почти в самом низу, проезжая под ЛЭП, не смог удержаться и не затормозить. Причина тому видна на фотке, виды шикарные:



  На въезде в село путников встречает заброшенное кирпичное здание. Неужели не нашлось применение такому капитальному строению? Следом, на развилке, расположен магазин, который оказался почему-то закрытым:




  Итак, цель достигнута, пора подводить промежуточные итоги. Протяженность грунтовой дороги 41 километр. В движении провёл 2:30, на отдых потрачено где-то пол часа. Набор высоты 820 метров. Реально сложный подъём всего один, начиная с 30 километра и дальше, почти до самой вершины. Оказывается, деревья с ленточками - это наивысшая точка по всей дистанции, там около 470 метров над уровнем моря. Вот и спрашивается, откуда брали данные для википедии? По-факту, получается перепад высот более 400 метров. Профиль высоты выглядит следующим образом:



  Первое, что бросилось в глаза, так это практически полное отсутствие людей. Может просто время ранее, часы показывали лишь начало десятого. Улицы оказались реально пустыми! С трудом отловил несколько местных жителей и поинтересовался, где у них расположены злачные заведения какие-нибудь достопримечательности. Выяснилось, что ни чего особенного там нет. Есть мост через Тумнин, какая-то гора и всё!

От ЖД путей параллельно друг другу тянутся две улочки, между которыми протекает неглубокий ручей. Через него переброшены три деревянных мосточка. На одном, кстати, висит предупреждение о запрете передвижения тяжелой техники. Видимо, совсем старый. После крайнего справа моста дорога уходит в гору, туда и направился. Судя по всему, в том районе строят ЖД развязку и работы развёрнуты серьёзные. Действительно, правы были жители,  с высоты открываются неплохие виды на Тумнин:






  Честно говоря, ехал и не знал куда. Переполняло волнительное ощущение неизвестности, вперемешку с какой-то тревогой, ведь чем дальше уезжаешь, тем дольше потом возвращаться. Пару раз сворачивал в тупики и жаль было времени и потраченных сил. Пересёк рабочий посёлок, после которого дорога пошла вверх и закончилась отсыпанной скальником площадкой:






  Далее следовало скатится с горочки, но чуть ранее заприметил дорогу, ведущую ещё выше. Поехал по ней, ведь куда-то же она ведёт. Признаться, потом пожалел. Уклон там достигал 18% и при педалировании переднее колесо реально отрывалось от земли, приходилось постоянно ловить равновесие. Ехал чуть более километра при среднем уклоне 9%, а дорога всё не заканчивалась. Мысленно желал уже куда-нибудь приехать, иначе был риск оставить там все запасы энергии, а ведь ещё домой возвращаться нужно. В итоге, выехал к ЛЭП, етить колотить.. дороги вдоль неё бесконечны и нет смысла продолжать движение. Ну да ладно, зато виды красивые и там явно не ступало колесо велосипедиста. Забрался на высокий камень, от которого до высоковольтных проводов, казалось, рукой подать. Ажно слышно как потрескивали от напруги. Прошу прощения за небритую, прыщавую и уставшую ряху. Так сказать, какой-никакой эффект присутствия:





  Какую титаническую работу проделали люди, возводящие эти линии электропередачи! Это же нужно вырубить просеки, проложить дороги, доставить вышки, смонтировать их, натянуть провода и так на протяжении сотен километров. Кошмар, одним словом. Пора было возвращаться вниз, но исследование территорий на этом не закончилось. Скатился с горки и продолжил движение вдоль железной дороги. В итоге, доехал до следующей станции - "Имбо":




  Но и это ещё не всё, черти понесли меня дальше. В такие моменты нужно включать задний ход, иначе можно уехать очень далеко. Благо, дорога закончилась :) Вернее, позади оказалась её хорошая часть, но оставалась и плохая. А вот это уже выше меня:




  Времени 11 часов, пора было выдвигаться в сторону дома. Обратно старался ехать вдоль ЖД путей, от подъёмов уже тошнило. В одном месте вдруг зазвонил телефон. Ни фига себе, в этом захолустье есть сотовая связь (во всяком случае, билайн)! Ещё раз оценил всю прелесть укатанной грунтовки. Разве что ограждений нет, а так выглядит неплохо:




  В окончании спуска расположен небольшой домик. Хозяйка заприметила меня ещё ранее, когда ехал в сторону горы. Видимо, из-за фотоаппарата приняла за корреспондента и начала изливать душу. Если вкратце, то железнодорожники мудаки :) Ездят, шумят, рушат природу и дорогу, деньги местным за работу не платят. В общем, без них было лучше и, вообще, Путин - козёл :) Какая между этим связь, интересоваться не стал. Вместо этого, что бы перевести монолог в другую область, сделал комплимент на счёт цветов в саду. Женщина расплылась в улыбке, забыла обиды на власть имущих и, даже, пустила во двор пофотать. Кстати, молодец, умудрилась на клочке земли разместить неплохой цветник, да и овощи растут:





  Всё же следовало притворится корреспондентом, глядишь и покормила бы :) Кстати, жракать уже хотелось сильно. Последний конфетос умял ещё на горе и с целью зажевать что-нибудь вкусненькое, поехал искать работающий магазин. Пока катился, представилась возможность хотя бы частично осмотреть посёлок. Всё так же пусто, не смотря на воскресный день и, в целом, не плохую погоду. Может и есть где-то людные места, но мне на глаза попалось совсем немного жителей. Несколько детишек на велосипедах, группа молодых девчушек, обсуждающих прошедшую накануне дискотеку, ороч с подбитым глазом ну и ещё пара-тройка обитателей села. Жилой фонд преимущественно деревянный, люди проживают в двухэтажных бараках постройки лохматых годов. На фотках пара улиц, дом культуры, типа пожарная часть и рынок:









 Целью осмотреть посёлок полностью не задавался, тупо искал магазин. Нашел, причём сразу два в одном месте. Взял полтарашку газированной минералки, пару больших МАРСов и три небольших банана. Заплатил за это 250 рублей. Вот такие цены на периферии. На этом моё пребывание в селе Уська-Ороческая завершилось и в начале первого двинул в сторону выезда. Оказалось, что на обследование прилегающих территорий было затрачено немногим менее трёх часов. При этом показания одометра увеличились ещё на 16 километров, а к набору высоты добавились 400 метров.

Горочка перед селом зачётная. Сначала четыре километра вверх, потом ещё два и везде пульс под 160. В процессе движения пошел дождик, подмочив не только шкуру, но и настроение. Крепление переднего крыла сломалось ещё в ходе велозаезда до Анюя. Пришлось заднее фиксировать пластиковыми хомутами, а стальную планку переставлять на перед. Само крыло предусмотрительно оставил дома, не хватало ещё одно крепление сломать. Уже мысленно настроился на возвращение по грязи и лужам, но ближе к вершине капать перестало, лишь слегка прибив пыль на дороге:



  Добравшись до вершины, решил отрегулировать задний тормоз, поскольку колодки заметно шаркали по ротору. Разумеется, следовало снять цепь, что бы исключить посторонние звуки. Разъединить замок не составляет труда, когда она пропарафинена. Самое главное, что руки после этого остаются совершенно чистыми :) Вот как она выглядит после 60+ километров грунтовой дороги. Лишь слегка припылилась, но без намёка на писк. Кстати, пробег уже почти 3000 км. без существенного износа:



  Следующую остановку сделал где-то через 15 километров от села. Внимание привлекло каменистое плато. Такое чувство, что там когда-то была река, но потом она обмелела и на её месте остался небольшой ручеёк. В воздухе витал запах какой-то сырости, а над головой кружил рой мелких мушек, норовящих залезть в глаза. Впоследствии ручей проходит под небольшим мостом:






  В районе ЛЭП ожидал появления красивых цифр на одометре велокомпьютера. Оставалось проехать буквально километр, но на последних сотнях метров вдруг ощутил ухудшение управления. Оказалось пробитым колесо :( Вот вам и Schwalbe Hurricane, уже третий раз за сезон. Причём, продырявило протектор в самом толстом месте. Не знаю почему, но до этого катал на покрышках Big Apple, той же фирмы, и за три сезона ни одного прокола не случалось при том же уровне защиты. Подкачал колесо, нашел проблемное место и вытащил осколок стекла. Камеру клеить не стал, просто поставил запасную:



  На спуске к Большой Дюанке вдоль обочин встречались автомобили. Видимо, какие-никакие грибы всё же есть. Это лето вообще выдалось бедным: ни рыбы, ни ягод, ни грибов толком не запасли. Видимо, кризис не только в обществе, но и в природе бывает. За мостом начинается ещё один подъём. При слове бузина какая ассоциация возникает? Правильно, Гарри Поттер и бузинная палочка:) На фотках она самая:





  От вершины горки до асфальта оставалось рукой подать, ещё и уклон там отрицательный. Доехал быстро и без происшествий. На обратную дорогу от Орочей до асфальта затратил в движении почти столько же времени, как и в ТУ сторону. А вот на остановки ушло в два раза больше - час, вместо 30 минут:




  От подъезда до подъезда вышло почти 11 часов, из которых в движении провёл 7 с половиной. Проехал ровно 123 км., набор высоты составил 2400 метров. Грунтовый участок представляет собой очень неоднородное покрытие. Местами встречается гладкая, укатанная земля, но редко. Чаще поверхность отсыпана камешками разного размера, либо представляет собой множество ямок/бугорков. Нередко встречается и то и другое одновременно. На самых зубодробильных отрезках из земли торчат камни, трясучка на них жуткая. По пути в Орочи всего один сложный подъём, остальные более пологие и преодолевать такие легче. При движении в обратную сторону ощутимых горок три, но в остальном уклон отрицательный.

Уже по приезду домой, когда просматривал трек, выяснилось, что сервис Bing располагает детализированными космоснимками. Правда, они не свежие, но всё равно позволяют осмотреть местность. Как оказалось, за Орочами есть автомобильный мост через Тумнин, о существовании которого я совершенно забыл. А ведь местные советовали его посетить! Что характерно, после него дорога идёт куда-то дальше. Викимапия показывает несколько разветвлений, одно из которых ведёт в Алексеевку (там всего несколько домиков). Так что на следующий сезон, если обстоятельства сложатся благоприятным образом, поеду туда на велосипеде, а потом по Тумнину спущусь в Датту. Осталось только найти кого-нибудь с моторной лодкой :)

В целом, заезд выдался неоднозначным. Природа понравилась, места красивые есть, но от дороги до сих пор тошнит, как вспомню. Село Орочи ничего кроме тоски и безнадёги не вызывает. Хотел бы я побывать там ещё раз? Скорее всего, нет. Если и ехать, то куда-нибудь в окрестности, там масса лесных дорожек. Опять же, без гида можно потеряться или потратить время и силы на разведку не интересных мест. С другой стороны неизвестность добавляет своеобразного шарма поездке и она надолго откладывается в памяти.

Велозаезд, Уська-Орочская, Велопоход, Фотографии

Previous post Next post
Up