Что нужно знать отправляясь в велопоход по Карелии

Aug 26, 2016 13:04

Карелия - весьма большая территория! Мне много доводилось слышать об уникальной природе этого края, очаровании Русского Севера, манящем уголке озёр и лесов. И вот, в начале августа мы с женой решились - поехали в небольшой велопоход по Карелии.



Фото 1. Впереди - Карелия!

Мой рассказ будет в большей степени не о нашем маршруте, в нем не будет дневника похода. А будут просто впечатления и выводы, сделанные по итогам путешествия. Повествование будет в форме рейтинга - я дам свою оценку тем или иным особенностям местности, аспектам путешествия по земле Карелии, по 5-бальной шкале, как это сделано, например, на tripadvisor.
И сразу disclaimer: поскольку, как я уже сказал, карельские просторы очень обширны, наше путешествие охватило лишь совсем небольшую часть Карелии, а именно, область, которую неформально называют Северное Приладожье. Поэтому мой рассказ-резюме касается исключительно данной местности и никакой другой. Я допускаю, что где-то в более северных широтах многое может отличаться в лучшую или худшую сторону, я пока не знаю что там, а посему замечания в стиле "Надо было поехать туда-то и туда-то!" пока не принимаются, уж не обессудьте.



Старт был дан в городе Сортавала, куда мы приехали на машине. Здесь же был и финиш - то есть мы проехали небольшой круг длиной порядка 250 км, за 5 дней, в регионе, лежащем к северу от Ладожского озера. Собственно, наш маршрут можно увидеть на треке путешествия.
Итак, впечатление номер раз.
I. Дороги

Это настолько обширная тема - всё-таки перемещение на велосипеде предполагает ежедневное пользование дорожной сетью - поэтому повествование о дорогах будет самым подробным. Как-никак, это же одна из наших российских бед!..



Фото 2. Дорога между Хямекоски и Алатту.

Первое, что хотелось бы отметить - дорог мало! Если даже просто открыть Гуглекарты, то будет хорошо заметно, что сеть дорог в Карелии имеет, выражаясь рыболовным языком, более крупную ячейку, в сравнении с соседней Финляндией. Так и живём - местность и природные зоны одинаковы, а дорог на порядок меньше..
Второе. Мало асфальта. Собственно, в обозреваемом регионе это только трасса "Сортавала" от границы с Ленинградской областью, и участок от Сортавалы на север, до Вяртсиля, где расположен погранпереход в Финляндию.



Фото 3. Я.



Фото 4. Дорога где-то перед турбазой "Черные Камни", что на Янисъярви.

Отдельно хотелось бы остановиться на "старом" асфальтовом участке трассы "Сортавала". В прошлом году был открыт большой участок трассы в объезд посёлка Куркиёки, с его длинным участком грейдера. Новая дорога очень хорошая! Но вот дальше, вплоть до посёлка Ляскеля, идёт почти 80-километровый участок старой автодороги, которую, кажется построили по какому-то старинному карельскому тракту - похоже, как тут древние карелы на своих ишаках ездили, так и проложили.. Дорога эта узкая, изобилует крутыми поворотами и микрорельефом, почти всё время между полосами идёт сплошная, так что постоянно собираются колонны автомобилей, а в редких местах, где обгон разрешен, все торопятся обгонять с большим риском и на огромной скорости. Обочина грунтовая, плохая, часто со "ступенькой" между асфальтом. А, поскольку эта дорога единственная здесь, то весь автотрафик приходится как раз на неё.. Ехать крайне опасно! Как на велосипеде, так и на автомобиле. Лично видел аварии и "сходы" автомобилей. Видимо не зря на этом участке чуть ли не через каждые 50 метров висят баннеры с телефонами эвакуаторов..
Короче, ехать этот участок на велосипеде очень неприятно. Существует очень большая опасность для жизни. Я никому не рекомендую ехать по трассе "Сортавала" на участке между окончанием новой дороги, и вплоть до посёлка Ляскеля, на велосипеде!



Фото 5.



Фото 6.



Фото 7.



Фото 8. Где-то после "ж/д перелаза" Алалампи.

Кроме перечисленных асфальтовых дорог, все остальные дороги - грейдер, грунтовки и лесовозные дороги. Качество грейдерных дорог в основном хорошее.
А вот грунтовки и старые, заброшенные, лесовозные дороги мне категорически не понравились. Часто здесь так - едешь, едешь, радуешься, ах какая красивая дорожка.
Но, к сожалению, радость длится совсем не долго. Потом - хренакс - непролазная грязь или непроезжаемая лужа. И так постоянно.
Очень много луж на старых лесовозных дорогах. Приходится много маневрировать, настоящий слалом, а то и ехать наугад прямо по лужам - и тут уж не факт, что благополучно проедешь.



Фото 9.



Фото 10.



Фото 11. Ж/д мост перед Хямекоски.

Короче, итоговая оценка карельским дорогам - двойка!






II. Рельеф

О, да, рельеф!.
Скажете, в Карелии нет гор? Да, это так. Но тут и не равнина, отнюдь! Территория современной Карелии в древности была покрыта ледником, который и сформировал чрезвычайно изрезанный рельеф. В велосипедной терминологии такой рельеф называется "качели" - постоянно то вверх, то вниз. Часто весьма круто вверх!



Фото 12.



Фото 13.

Это самый неприятный тип рельефа для велосипедиста - изматывает ужасно. На непродолжительном, но крутом подъёме ноги успевают устать, мышцы забиться, а за столь же короткий спуск отдохнуть не успевают.. А тут уже новый подъём. В итоге, езда по таким качелям получается даже тяжелее, чем преодолеть большой горный перевал - к концу дня выматываешься гораздо сильнее.
Оценка рельефу - единица.






III. Приграничная территория

Да, часть карельских дорог проходит по приграничной территории, о чём честно предупреждают соответствующие штендеры и информационные щиты на обочинах.
И, хотя, несколько лет назад пограничный режим был существенно ослаблен - теперь без специального пропуска можно свободно передвигаться вне 5-километровой зоны от границы- наличие приграничной территории следует учитывать при прокладке маршрута похода, и не забывать о необходимости оформления пропуска, если планируете заезжать в 5-километровую приграничную зону.



Фото 14.

В любом случае нужно обязательно иметь с собой паспорт.
Какую тут ставить оценку? Думаю, тройка. Всё-таки это ограничивающий передвижение фактор, и ставить положительную оценку нет смысла.






IV. Автономность

Карелия - одна из самых малонаселённых территорий России. Соответственно, участки автономного передвижения, без возможности пополнения запасов продуктов и экстренной помощи, вероятны, но, в целом, не более двух дней.
На нашем пути магазины были в Сортавале, Хелюля, Кааламо, Суйстамо, Леппясюрья,
Ставим здесь четвёрку.






V. Вода

Карелия - край озёр. И болот, конечно.. Попадаются также ручьи и речки, но очень редко. Родника не видел вообще ни одного.
Причем, что интересно, вода вся какого-то бурого цвета! Торфяная, возможно. В общем, аппетита не вызывает и для употребления внутрь требует как минимум кипячения.



Фото 15.



Фото 16.



Фото 17.

Мы в течение ходового дня пополняли запасы для питья в деревнях и хуторах, просили набрать из колодцев, и у нас всегда было с собой по паре полторашек питьевой воды. Завтрак обед и ужин готовили на воде из водоёмов - пусть желтая, но после кипячения наверняка безвредная.
Итого, оценка водности района - тройка, не выше.






VI. Погода

Северный климат суров! Дожди идут часто, или очень часто. Хотя, нам в походе, можно сказать, повезло с погодой - дожди за 5 дней поливали нас всего пару раз в пути, и один раз ночью.



Фото 18.

Но я бы никому не советовал рассчитывать на везение, и обязательно брать с собой полную защиту от дождя для рюкзака и себя любимого.
В путешествии по Карелии вы непременно будете попадать под дождь. А могут и вообще зарядить дожди сильные и продолжительные..
Оценка тут может быть тоже не выше тройки.






VII. Природа

Мне часто приходилось слышать восторги по поводу уникальности и непревзойдённости природы Русского Севера.. Природа, конечно, почти любая по-своему красива. Красивой может быть даже пустыня. Но красота, как говорится, в глазах смотрящего.. Мне больше нравятся горы! А в Карелии только леса да озёра, иногда небольшие выходы скал и камней.



Фото 19.



Фото 20.



Фото 21.



Фото 22.



Фото 23.



Фото 24.



Фото 25.



Фото 26.

Причём, такой характер природных условий будет неизменно сопровождать вас на протяжении всего путешествия - вся Карелия примерно одинакова с небольшими ньюансами. Что на третий день вызывает чувство "Дня сурка" и, в общем, начинает уже хотеться разнообразия.
Надо отдать должное богатству северной природы. Грибов и ягод -море! Мы, можно сказать, дарами природы насытились в этом походе.



Фото 27.



Фото 28.

Моя оценка - четвёрка.






VIII. Ночевки

Малая заселённость, относительная труднодоступность территории, наличие обширных лесов и несчётного количество озёр, дает возможность организовать суперкомфортный бивак хоть каждый вечер!
Уютная стоянка среди сосен, на мягкой моховой подстилке, да на берегу озера, да с обилием дров для костра - что может быть лучше?.



Фото 29.



Фото 30.



Фото 31.

Твёрдая пятёрка!






IX. Достопримечательности

Скажем кратко - они есть. Их немного, они не очень выразительны, большинство из них абсолютно не стоят того, чтобы годами мечтать их посетить, но, всё же достопримечательности наличествуют.
К ним можно отнести несколько водопадов и старых финских плотин, разбросанных по всей территории Карелии.
Конечно нельзя не упомянуть Рускеалу - старинный карьер, где добывали мрамор для строительства петербургских дворцов и храмов ещё при Екатерине.
Есть несколько военных укреплений, мемориалов, обелисков, напоминающих о событиях Великой Отечественной. Войны.
На Ладоге есть остров Валаам со старинным монастырем, куда можно съездить на экскурсию.



Фото 32. Водопад "Белые мосты".



Фото 33.



Фото 34. Плотина на Янисъёки.



Фото 35. Рускеала.



Фото 36. Рускеала

И, пожалуй, всё в этой части Карелии.
Тройка.






X. Гнус

Многие забывают в своей подготовке к походу о жаляще-кусающих насекомых.. А зря! В разгар лета в Карелии полно комаров, мошкары, а днем слепней. Не так, конечно, много, как в Саянах, и, тем более в Западно-Сибирской низменности, или на Северном Урале, но всё равно полно.
Следует иметь в наличии репелленты и закрывающую тело непрокусываемую одежду и головной убор. А то будет мучительно больно в буквальном смысле этих слов!
Кстати, хинт: от мошкары отлично помогает побрызгаться раствором ванилина.
Не ставлю по этому параметру единицу только потому, что есть регионы ещё хуже. Двойку ставлю..






XI. Ладога

Ну и, наконец, то, ради чего, собственно, в Северное Приладожье и стоит ехать - Ладожское озеро. Полный восторг! Огромный водоём, со своей мощной энергетикой, притягательной силой и непередаваемой красотой..
Как раз в северной части озера находятся Ладожские шхеры - сеть заливов, островов, полуостровов. Сюда можно приезжать бесконечное число раз, и ты каждый раз будешь восхищаться увиденным!
К сожалению, а может и к счастью, есть очень немного мест среди Ладожских шхер, куда можно подъехать к береговой линии. Но, учитывая большую протяженность шхер, места здесь найдётся всем - и любителям комфортного отдыха на турбазе, и ценителям уединения и медитации, и поклонникам водного туризма.
Даже не знаю что ещё написать тут про Ладогу.. Это надо видеть! Так что просто посмотрите фотографии.



Фото 37.



Фото 38.



Фото 39.



Фото 40.



Фото 41.



Фото 42.



Фото 43.



Фото 44.



Фото 45.



Фото 46.

Оценка 5, конечно же.






И что же получается в итоге?
Средняя оценка Карелии, её части в Северном Приладожье - 3.2 балла.
Что, в общем, вполне соответствует характеристике «лучше чем работать»..
Мы съездили, посмотрели, галочку, как говорится, поставили- теперь есть чем поддержать разговор, дескать, были, видели, участвовали.. Но повторять подобное путешествие по этим местам, если честно, большого желания нет. Ладога - да, это другое дело, сюда мы будем приезжать, и не раз, но без велосипедов! Ну и, разве что, сохраняется небольшой интерес съездить в велопоход куда-то в более северную Карелию, к Белому морю и полярному кругу. Когда-нибудь потом. Сильно потом.. Потому что теперь я остро хочу в горы!.

велопутешествия, багажник, велогонка

Previous post Next post
Up