Одним постом сегодня навеяло. Давно уже как-то начала писать на эту тему. Пощу заново, чтобы не собирать отрывки из журнала двухлетней давности. Буду писать об этом дальше - тема ведь интересная, да и делать особо ничего не могу - валяюсь в кровати, и голова, вроде как, снова немного работает.
Итак, мы знаем, что каждый человек отдает предпочтение визуальному (visual), акустическому (audiiv) или эмоциональному (kinästhetik) восприятию мира. Конечно, мы используем все три формы, но есть одна доминирующая. Это очень важно знать, например, при выборе своей профессии, учёбы, друзей и.т.д. Хочу вам объяснить это на примерах из собственной жизни, а позже резюмировать рассказанное.
Часть первая
Длинный пролог.
До моей болезни я 15 лет проработала в Германии зубным техником, 10 из них - в частной клинике. Работа была очень интересная и творческая, было много разных пациентов и личностей - я их тогда научилась различать и разделять.
Клиника была большой - 21 сотрудник, уровень технологий очень высокий. Мой шеф в то время был одним из первых в Германии и одним из немногих зубных врачей в Европе, специализировавшихся на имплантологии. Кроме того, в нашей клинике проводились соответствующие анализы на совместимость со всеми видами металлов - компонентов золота, используемых при протезировании материалов, медикаментов и т.д. Это очень важный аспект при имплантологии - если человек, например, диабетик, то с 90-то % вероятностью можно сказать, что имплантат не приживется. Или же, многие пациенты давали аллергическую реакцию на некоторые металлы, и приходилось подыскивать подходящее золото - основу, на подмостки из спец.золота накладывалась керамика, оно было, так сказать, носителем.
К нам приезжали практически из всей Европы и не только, многие практически без зубов, а уезжали со сверкающей керамической улыбкой. Процесс возвращения улыбки - длительный, кропотливый и очень высокооплачиваемый. Иногда приходилось делать всю работу - после того, как уже были вставлены имплантаты - за 2-3 дня или за 2 выходных (недельная или двухнедельная работа, как минимум) и часто в выходные дни, т.к. почти все пациенты занимали ответственные посты, или были публичными персонами. Часто приходилось решать быстро, какую работу возможно, нужно и хотелось бы сделать, т.е. не было времени на «разбазаривание» в прямом смысле этого слова. А "базарить" мой шеф мог очень хорошо.)) Так как при совещании с клиентом я всегда присутствовала, то наблюдала весь процесс агитации разъяснительной работы. При этом я всегда задавалась вопросами - почему так часто трудно объяснить человеку ЧТО, КАК и ГДЕ? Почему теряется столько времени? Некоторые просто не понимали, о чём идёт речь, некоторые не могли себе ничего конкретного представить, некоторые вообще не хотели ничего слушать и только ныли.
Мой шеф - перебежавший во время второй мировой из Украины в Германию (этот факт без комментариев...) - маленький, щупленький, но вполне привлекательный мужчина, был большим ритором. Продавать он действительно умел, но иногда люди соглашались на то или иное, так и не поняв его полностью. Иногда это приводило к разочарованиям. Чаще всего - пациентов.
Однажды случайно мне в руки попалась книжка про НЛП. Я не терплю манипуляцию, но всё же заглянула в книжку, которую мне кто-то из друзей так усердно нахваливал, и заинтересовалась. Как система манипуляции (сейчас меня заядлые НЛП-ишники заклюют) НЛП мне не понравилось, но я узнала много нового обо мне самой, а также поняла некоторые проблемы интерперсональных отношений и межчеловеческих коммуникаций. Я просто поняла, ПОЧЕМУ некоторые из наших пациентов с трудом понимали, о чём шла речь при совещаниях и не могли на что-либо решиться - им представлялись почти всегда несколько вариаций зубных протезов. Я решила попробовать использовать методы НЛП для лучшего интерсубъективного понимания, а также объяснения нашей работы. Результаты меня поразили. И не только меня.
Часть вторая
Моей первой "жертвой" стала владелица большого отеля из Бельгии, которая примчалась к нам по рекомендации своего адвоката. Выглядела она, как новогодняя ёлка: увешана до зубов - они ещё не блестели - драгоценными камнями, ожерельями и цепочками. Мадам переливалась, сверкала и сияла, и было очень трудно определить её настоящий возраст.
После того, как мы были представлены друг другу, она судорожно схватилась за мой рукав и, нервно сглотнув, заговорщицки и навязчиво, громко зашептала мне в ухо: "Вы обязательно должны мне сделать ЭТО за три дня!!! Я буду сидеть три дня в отеле!!! О Боже!!! Я НЕ ХОЧУ что бы кто-нибудь меня видел беззубой!!!". Это преставление у неё отняло последние силы, она начала истерику и бросилась умолять доктора сделать самую лучшую работу. И плевать она хотела на деньги! Только чтобы красиво было! И быстро! Наш доктор потёр в предвкушении ручки и величественно начал объяснять даме: мол, именно для этого она и тут, и именно наша клиника самое лучшее место, и т.п...
После длительных информационных процедур, разных тестов и подготовки - не буду вас утомлять всеми подробностями, хотя некоторые из них были весьма занимательны - было ясно, что возможность к имплантатам имеется и даже нужна, т.к. у пациентки не было достаточного количества зубов для мостов. Вот тут и началась катавасия.
Имелось 3 различных варианта. Так как у Мадам атрофии кости не наблюдалось, и имплантаты можно было "сажать" где угодно, была возможность - а она есть отнюдь не у всех - сделать весьма солидную, качественную и очень красивую работу. Но человеку, не знающему о чём идёт речь, очень трудно представить себе, как эти варианты выглядят. И, хотя у нас был разъяснительный материал в виде фотографий "до и после", трудно это представить на собственном опыте.
Очень важно знать, как работа будет выглядеть готовой, ибо от этого зависит, куда ставить имплантаты, если, конечно, кость позволяет. Также очень важно знать, как выглядели зубы в молодости - форма, линия, "окраска", ситуация прикуса и т.д. Вы знали, например, что форма вашего лица - это перевёрнутая форма ваших зубов? Да-да, поэтому нам часто кажется, что новые зубы человеку не подходят - "что-то у него не так". Ну да, именно - не обратили никакого внимания на один из важнейших факторов. Потом ещё линию губ не учли - и вообще зубы торчат вперёд как у обезьяны... бррррр... я такие ужасные работы видела, что "если во сне увидишь, больше не проснёшься!" (с) Проблема в том, что большинство техников своих пациентов и в глаза не видят. Им просто приносят слепки, а потом забирают готовые протезы. Это как рисовать пейзаж без натуры или дерево, которого вы даже и не видели. Выйдет бяка. И, не дай Бог, во рту есть ещё "остатки собственных зубов"! Вот тут начинается настоящее мастерство зубного техника - сделать так, чтобы было не заметно где новые, а где старые.
Я за все эти годы, помимо четырёх лет изучения профессии, много на разные курсы совершенствования моталась, но такие зубные техники мне не часто встречались. И большинство из них скрывало свои трюки. Ведь действительно была на уроках у мастеров, которые нам показывали мелочи, а потом, когда курсанты трапезничали, они тайком доделывали свои работы, чтобы показать нам, что их, как не крути и не объясняй, лучше! И деньги драли за это жуткие. Я таких потом всегда дотошными вопросами на тонкий лёд выводила или оставалась во время завтрака в помещении, и мастер чувствовал себя весьма неловко... А что? За что мы (вернее, в большинстве случаев - наши шефы) такие деньги платили? Я просто была очень часто на курсах и вскоре заметила подвох. Люди, посещающие такой курс один раз в год или вообще впервые в жизни, этого не замечали.
Я немного отвлеклась от Мадам, но мне кажется это важные факты, объясняющие трудность принятия решения для пациента. Тем более, когда шла речь о суммах от 20 000 до 40 000 евро - огромные деньги в то время, сегодня уже многое по-другому.
Продолжение следует.