Организация памяти

Jan 03, 2016 08:33


Память - основа мышления. Чем лучше организована, чем больше объектов хранит, тем результативнее мышление. Память надо организовать.

Навести порядок
Ограниченность памяти приводит психический аппарат к необходимости экономии в работе. Следствием экономии стал поиск во всём наблюдаемом разнообразии проявлений материи - единства, общего принципа, причины.
Знание принципа освобождает память от необходимости хранить массу фактов.

Принцип единства может быть искусственным (классификация по алфавиту). Может отражать глубинную суть объектов, если основан на истинном представлении о природе классифицируемых объектов. В обоих случаях, экономится энергия психики, необходимая для представления. Экономия приятна для сознания и осознаётся как порядок. Красота - частный случай порядка. Красивый объект содержит меньше информации, воспринимается сознанием легче и комфортнее. Безобразное (без образа) - сложно для представления, поэтому дискомфортно.

Чем ниже способности сознания создавать представления и выше потребность в контроле над объектами реальности - тем больше порядка нужно душе. Эта потребность проявляет себя вовне в сознательной организации объектов материального мира. Находит выход в воздействии на мир, упрощающем и организующем его. Человек создаёт норму, правило, стандарт, образец, стиль, канон. Строит симметричные формы. Ищет гармонию в пропорциях, единообразии, повторении. Поиск единства в многообразии восприятий находит фиксацию в абстрактных понятиях разума. Это способы экономии мышления и памяти.

Момент узнавания, осознания единства - приятны. Осознание единства ведёт к более экономной организации памяти. Момент творческого озарения может сопровождаться удовольствием, доходящим до эйфории, если достигнута высокая степень порядка в мыслях. Человек, ничем не занятый, легко терпит беспорядок вокруг себя. У него нет потребности в экономии ресурсов.
Чувство порядка - интеллектуальное состояние, контроля над объектами действительности, в мыслях, всеохватывающее представление об объектах, их связях  и свойствах.

Если явление имеет количество объектов и связей между ними, такое, что не может удержать под контролем сознание, явление оценивается как хаос, беспорядок и доставляет душе дискомфорт. Чтобы удержать представления в порядке человек может прибегнуть к хитрой уловке, привести знания в искусственный вид, упростить реальный мир до представления, в котором он становится доступен как порядок. Для организации памяти необходима структура.

Создать структуру памяти
Необходимо создать структуру для сохраняемой информации. Структура - это адресное пространство, в котором информация хранится только по своему адресу. Вся, вновь поступающая, информация находит своё место в этой структуре адресов. Информация будет запоминаться легче, вспоминаться произвольно и быстрее.

Систему адресов надо формировать с раннего детства. Делать это должны родители и учителя. Обучая восприятиям и новым образам, акцентировать внимание на нужном адресе информации. Функцию адресов в психическом пространстве памяти индивида выполняет классификация. Когда человек узнаёт нечто новое, он должен соотнести данную информацию с её родом и осознать видовое отличие. Соотнесение с родом, это и есть нахождение адреса для информации.

Когда ребёнку показывают воробья, надо сказать, что это одна из птиц. Птица - одно из животных. Возникнет адресная ассоциация: «Воробей - Птица - Животное».

Необходимо организовать жёсткий адресный контроль над образами и мыслями. Надо предусмотреть возможность для включения в систему ранее неизвестных понятий. «Дерево» образов должно обеспечивать быстрый доступ куда угодно в информационном пространстве памяти индивида.

Предел эффективности структуры памяти, на который способен каждый человек, обусловлен достижением всего народа. Всего человечества. Человечество познаёт реальность, постигает суть явлений и создаёт классификацию явлений реальности на основе открытых сущностей.

Создать единственный адрес
Когда у меня появились собственные ключи, возникла проблема. Постоянно искал карман, в который положил ключ. Приходя домой, оставлял ключ где угодно. Уходя из квартиры, долго искал место, в котором последний раз оставил ключ. Возникла настоятельная потребность решить эту проблему. Решил её очень просто. Стал класть ключ всегда в один и тот же карман. Внутри шкафа для одежды прибил гвоздик. Каждый раз, приходя домой, вешал ключ на гвоздик.

Я создал адреса, и ложил предмет всегда по одному адресу.

Пример с ключом -  демонстрация принципа. Кроме ключа, человек нуждается в упорядочении всех предметов собственного быта. Ни один человек не обладает настолько феноменальной памятью, чтобы помнить место, в котором последний раз оставил предмет. Дать каждой вещи своё место, значит, освободить память от необходимости помнить не нужное. Вещей должно быть целесообразное количество, от лишних надо избавиться.

У каждой вещи должно быть одно место. Если их будет два, возникнет потребность осуществления поиска в каждом из мест. Поиск в двух местах лучше, чем поиск в неопределённом количестве мест. Если место одно - поиск не нужен.

Чтобы создать «единственный адрес» надо приложить усилия. Принципом надо пользоваться, чтобы создать привычку. Привычка освободит ресурс памяти для более сложных дел.

Усваивать  идеи
Отделить главное от второстепенного, идеи от фактов. Помнить только идеи. Каждая наука - небольшое количество понятий, в которых выражена её суть. Если усвоить понятия, выработанные людьми, развившими данную науку, вы станете специалистом. Для сохранения компетентности достаточно усвоить каждое новое понятие, вновь открываемое. Сущность каждой науки очень ёмка. Изучая науку, надо составить перечень понятий. Дать каждому ёмкое, исчерпывающее определение. Хранить и помнить только суть. Зафиксировать открытые идеи в дневнике идей.

Фиксировать открытые идей
Обдумав важные для меня факты, прихожу к некоторым мыслям. Но забываю выводы и через промежуток времени думаю о том же, зря теряя время. Либо не хватает времени для формулирования конечных выводов. Тогда, вся мыслительная работа пропадает.
Я зря теряю время своей жизни из-за неорганизованности процесса мышления.

Для результативности мышления необходимо все важные выводы, к которым пришло сознание в процессе мышления, фиксировать в новом понятии. Только с этого момента мышление будет опираться на понятие, как на фундамент для решения более сложных задач. Теперь можно забыть все многочисленные факты, хранимые памятью. Они послужили для нового осознания. Больше не нужны. Выполнили свою задачу, имеют остаточный смысл. Новое понятие, более масштабное, чем сотни разрозненных фактов, гораздо более ёмкое, становится новым инструментом мышления. Только теперь мышление становится эффективным.



Важные выводы, прозрения часто приходят неожиданно, являются ценными. Прийти к ним повторно сложно, а часто невозможно. Ожидать повторения прозрения придётся долго и бесполезно. Поэтому, крайне важно, пришедшую в сознание ценную мысль зафиксировать письменно. Фиксация позволит возвращаться к идее произвольно и пользоваться мыслью, как базой, для более масштабного и глубокого мышления. Необходимо вести «дневник мыслей».

Абстрактное мышление - манипулирование большими блоками информации, связанными в цельные конструкции на основе классификации. Комбинирование субблоков создаёт новые понятийные конструкции. Чем более масштабен образ, тем большими объёмами информации может управлять сознание.

Усвоение информации из книг
Читая, информацию необходимо готовить, для последующего использования.

Каждая книга содержит большое количество информации с разной степенью значимости. Для творческого мышления нужна только суть. Сути в книге, как правило, мало. Остальная информация предназначена, для правильного усвоения сути. Это верно для книги качественной. В некачественной, содержится лишняя информация (не имеет отношения к сути). Задача, при чтении книги, найти и выделить слова, в которых суть выражена. Подчёркиванием. Читая чужую книгу, записать номер страницы и абзаца, содержащей ценную мысль.

Если, читая книгу, искать её суть, то уже этого достаточно для более качественного усвоения информации. Прочитав книгу, необходимо пролистать её страницы ещё раз, читая только выделенные места. Повторное сосредоточение внимания на выделенной сути, укрепит память. После этого, необходимо выписать в «Дневник цитат» только идеи, что представляют ценность для вас. Мысли, обогатившие представление о мире. Мысли, стоящие того, чтобы их сохранить. Это действие ещё раз реанимирует и укрепит память. Трёхкратное сосредоточение внимания сознания на сути книги приведёт к качественному усвоению главной информации в компактной форме. Ваше представление об изучаемой реальности приобретёт иное состояние в психике. Чужие мысли станут вашими. Перечитывая, «Дневник цитат», вы ещё раз возбудите идеи в сознании и этим ещё сильнее укрепите память. Идеи приобретут ёмкость и силу, обретут жизнь.

Ваш «Дневник цитат» будет являться источником качественной информации для «мозгового штурма». Этот путь саморазвития очень трудоёмкий. Требует дополнительных усилий, организованности, осознанности. Другого пути подготовки я не знаю. Чужие мысли не принесут преимущество в творческом мышлении, пока вы не сделаете их своими.

Процесс подготовки к мозговому штурму имеет большую длительность. Длительность зависит от сложности решаемой задачи. Если задачу до вас ещё никто ни разу не смог решить, длительность подготовки может занять многие годы. Нужно иметь терпение, целеустремлённость и веру, чтобы получить результат. Если результата нет, отчаиваться не надо. Стоит попробовать осуществить мозговой штурм ещё раз, в другое время. Первая, неудачная, попытка обязательно оставит след в вашей памяти. Во второй попытке уже не будете тратить время на некоторые размышления, и ваше мышление может пойти по несколько иному пути. Если не получилось решить поставленную задачу опять, необходимо вернуться к этапу подготовки информации. Узнать ещё нечто. Может быть, из других областей знаний или из практического опыта. Возникшие принципы мышления в одних сферах знаний могут быть использованы, на неосознанном уровне, для решения вашей задачи. Решение может возникнуть в сознании как озарение, может присниться во сне.

Условия максимальной эффективности усвоения информации:
- Читать только то, к чему есть интерес.
- Читать книги качественные (опросите умных: «самая лучшая книга»).
- Читать медленно и внимательно. Прерывать чтение для осмысления.
- Отсутствие помех. Отсутствие стресса.
- Вести «Дневник цитат», для прочитанных книг.
- Вести учёт прочитанных книг: название, автор, дата прочтения, объём страниц.

Усвоение видеоинформации
Смотреть фильмы с целью развлечения можно как угодно.

Чтобы получить информацию - основу творческого мышления, необходимы целенаправленные усилия. Жизнь коротка, чтобы позволить себе смотреть дважды одно и тоже. Надо суметь извлечь максимум информации при одном просмотре. Смотреть повторно, только достойное.

Условия максимальной эффективности усвоения информации:
- Отбирать фильмы, желаемые для просмотра.
- Смотреть то, к чему есть интерес на момент просмотра.
- Смотреть в одиночестве. Нет воздействия, искажающего восприятие.
- Отсутствие помех.
- Возможность повторения, сложного для восприятия момента. Пауза.
- Смотреть и слушать всё. Внимательно. Дух произведения заключён в мелочах. Суммарном воздействии всех образов. Связями. Не упустить ничего.
- Записывать ценные мысли, идеи, по ходу просмотра.
- Сохранять записи в «Дневнике цитат». Перечитывать.
- Вести учёт просмотренных фильмов: год создания, название, дата просмотра.

Выдержка из "Эссе Материальность", глава-07 "Мышление". http://essay-materiality.wix.com/evgeniy

Мышление

Previous post Next post
Up