Мышление
Мышление - движение объектов памяти в подсознании.
Мышление - свойство больших полушарий головного мозга. Осуществляется само, без усилий сознания. Происходит и в бодрствующем, и в спящем состоянии сознания. Сложно остановить мышление сознательным усилием.
Сущность мышления. Мышление - акт усмотрения отношений. Развитие мыслей - усмотрение новых отношений между мыслями. Решение задачи - выявление отношений между известным и искомым. На решение задачи влияют прошлый опыт и организация условий задачи. Решаемость задачи определяется её структурой, от которой зависит актуализация опыта, понимание включённых в задачу существенных отношений.
Фазы мышления. Процесс мышления состоит из двух фаз: диссоциация и синтез. Сначала восприятие разбивается на неделимые компоненты - идеи. Затем из идей собирается новое знание, в соответствии с целью.
Способность к диссоциации образов - основа творчества, изобретений. Диссоциация - разделение полного образа на составляющие компоненты. Сейчас я понимаю это различие, прежде не было ничего, а в промежутке - только миг озарения. Процесс возникновения понятия необратим. Это акт овладения различием.
Диссоциация возможна на основе осознания различий или осознания сходства. Осознание сходства требует более развитой способности к обобщению. Предполагает наличие понятия (гипотезы), охватывающего ряд сходных объектов, тогда как осознание различий возможно и на чувственном уровне. Осознание сходства предполагает предчувствие того, что ищешь. Активное воображение.
Акт пищеварения.
- Диссоциация пищи: переваривание до «неделимых» мономеров - аминокислот.
- Синтез из мономеров, собственных элементов организма - белков.
Акт мышления.
- Диссоциация единого восприятия на неделимые компоненты - «Идеи».
- Синтез из неделимых компонентов новых представлений.
Ход диссоциации зависит от причин: (- внутренние, * внешние)
- Субъективных (эгоистические, утилитарные соображения).
- Аффективных (управляющие вниманием мотивы).
- Интеллектуальных (умственная инерция, экономия усилий).
* Сосуществующие, не разъединяемые ассоциации.
* Диссоциация по сопутствующим изменениям.
Этапы мышления.
- Сенсорные восприятия от внешних и внутренних органов чувств.
- Образование ассоциативно-логических, эмоциональных образов реальности.
- Образование синтетических понятий путём обучения и познания.
- Классификация понятий по причинно-следственным связям.
- Образование синтетических представлений о реальности.
- Выбор целей.
- Поиск путей их достижения.
Произвольное мышление
Чтобы достичь результата, надо мышлением управлять, направлять его ход.
Инструменты управления мышлением:
- Порядок в мыслях. Организация памяти.
- Концентрация внимания на восприятии.
- Сосредоточение сознания на группе мыслей.
- Направление мышления на цель.
Концентрация внимания.
Направить поток информации в сознание. Зафиксировать внимание сознания на воспринимаемом объекте длительное время. Подавлять желание отвлечься от восприятия на посторонние объекты. Длительная фиксация внимания на восприятии объекта, создаст сильный образ. Образ станет основой мышления. Способность концентрации внимания достигается целенаправленным усилием и практикой.
Сосредоточение мыслей.
Существует пороговое значение сосредоточения мыслей. Ниже пороговое усилие не приведёт к качественным изменениям в исходном материале. Неспособность сосредоточить мысли до порогового значения делает невозможным результативное творческое мышление. Способность сосредоточиться на комбинации понятий и цели в течение минимально-необходимого времени, является необходимым условием появления нового, объединяющего понятия. Оперирование этим понятием в будущем - экономит время и делает возможным, ранее невозможные, обобщения. Создание системы образов, соединённых в иерархию, позволяет за малые промежутки времени оперировать большими массивами информации. Способность сосредоточиться развивается целенаправленным усилием и практикой.
Управлять мышлением значит:
- Уметь формулировать задачу.
- Уметь произвольно вызывать в воображении любые образы, их комбинации.
- Уметь концентрировать внимание на восприятии объектов.
- Уметь подавлять посторонние мысли. Умение сосредоточиться.
- Фиксировать результат в ёмком образе, понятии, знаке.
Контроль над мышлением.
Мозг думает сам. Постоянно. То, о чём думает мозг, обусловлено множеством внешних и внутренних причин. Для решения задачи, надо принудить мозг думать на выбранную тему. Надо научиться концентрировать внимание и сосредотачивать мысли. Помогает упражнение «остановка мышления». Надо сознательным усилием заставить мозг прекратить спонтанное ассоциативное мышление. Остановить мышление можно контролем над мышцами глаз. Надо выбрать объект и зафиксировать на нём взгляд длительное время (минуты÷часы). Подавлять желание перевести взгляд в сторону. Ассоциативное мышление мозга запускается мышцами глаз. Остановив их спонтанное движение можно остановить спонтанное мышление.
Логика мышления
Факты могут быть не прямыми, а косвенными. Для построения представления в этом случае, необходимо уметь рассуждать на основе принципов, открытых при наблюдении за другими объектами реальности - логике. Логика - манипуляция фактами по правилам, сформулированным на основании здравого смысла. При использовании логики, из косвенных фактов можно создать непротиворечивое представление об истине. Но это представление может и не быть истиной. Математика - логика в её абстрактном (оторванном от объектов) виде.
Доказать можно только непротиворечивость доводов (аргументов), но не истину.
Истина - верное представление о реальности, отражающее её суть.
Истину доказать невозможно.
Причинно-следственный анализ
Для правильного понимания явления, важно видеть его причину. Если не брать в рассмотрение причину наблюдаемых следствий, следствия можно толковать как угодно, все толкования будут правдоподобными. Чтобы отыскать истину, надо стараться увидеть причину целенаправленно.
Источник энергии. Если есть устойчивая структура, должна быть энергия, за счёт которой структура существует (частица, государство). Найти источник энергии, движущую силу, чтобы управлять.
Здравый смысл
Здравый смысл - суждения (представления) адекватные реальности.
Здравый смысл имеет два источника:
1. Здравое суждение - суждение в соответствии с истиной. Врождённое качество мышления. Нарушение здравого суждения - отклонение от нормы. Может привести к преждевременной смерти из-за ошибок в предсказании событий. Человек не в силах изменить эту способность, сознательно.
2. Интуиция - представление об истине, основанное на фактах. Чем больше фактов известно человеку, чем лучше факты демонстрируют законы, тем лучше здравый смысл. Интуиция приобретается с опытом.
Ловушки мышления
1. Мир таков, что ничего нельзя утверждать о нём окончательно. Это неуютно для сознания с ограниченной памятью, так как требует лишних усилий для контроля над представлениями. Но это нужно, ради истины.
2. Если повторять одну и ту же мысль вслух, со временем утратится способность к гибкому мышлению. Каждый проповедник или учитель, по этой причине, теряет способность оставаться адекватным действительности. Способность к гибкому мышлению может сохранить только тот, кто «молчит».
3. Как мы говорим, так мы и мыслим. Если есть заблуждение в словах, оно есть и в мыслях. Надо выражать свои мысли без ошибок, чтобы со временем не стать жертвой своих речевых упрощений. Чтобы не ввести в заблуждение других.
4. Сходство - не качество вещей, а гипотеза ума, навязывающая это качество.
5. Пренебрежение различиями - нарушение в рассуждениях по аналогии.
6. Мы изучаем не реальный мир материи, а только свои восприятия мира, полученные через органы восприятия. Наши восприятия не являются реальным миром. Наше представление о мире - правдоподобная конструкция. Нелогичность воспринимаемых феноменов мира - результат ошибочного представления о мире.
Метод мышления «Чёрный ящик»
Научный приём мышления: «Чёрный ящик» - абстрагирование от сущности процессов, ради сосредоточения мышления на результатах работы устройства.
Для объяснения сути некоторых явлений может потребоваться творческое усилие тысяч людей на протяжении десятков лет. То есть, решение вопроса нуждается в затратах творческого труда объёмом в сотни миллионов часов. Одному человеку - не под силу. Но приём «чёрного ящика» (использование не доказанной гипотезы) - позволяет творцу достичь поставленной цели в рамках своей биологической жизни. Абстрагировавшись от недостающих познаний, идти дальше. Этот приём делает возможным интуитивное движение к чувствуемой цели, делая по пути открытия. Не тратя время на их доказательства.
Точка сборки
Способ сборки восприятий в представление. Точка зрения, позиция индивида, воспринимающего реальность. Позиции: ребёнок-родитель-взрослый, раб-господин, женщина-мужчина, слабый-сильный, смертный-бессмертный… Если неправильно выбрать точку зрения на реальность, то формируемые представления войдут в конфликт друг с другом. Чтобы получить неискажённое представление о реальности, надо суметь взглянуть на явление со всех возможных точек зрения.
Паразитное мышление
Мозг - вычислитель. Выполняет программы. Если задана программа, которую он должен выполнить, но не может, мышление систематически возвращается к решению задачи, отвлекаясь от решения других задач. Если таких задач несколько, весь ресурс мышления ими занят. Человек становится рассеянным, невнимательным. Плохо запоминает происходящее, плохо ориентируется в действительности. Паразитные программы образуют бесконечные замкнутые циклы. Человек всё время думает «ни о чём».
Необходимо научиться управлять мышлением:
- Подавлять отвлекающие мысли.
- Уметь выделять время для обдумывания волнующей задачи.
- Фиксировать полученные результаты.
- Вовремя отказываться от решения не актуальной задачи.
Паразитная память
Необходимость всё время что-то помнить так же отбирает на себя ресурс мышления, как и решение проблем. Необходимость помнить программирует мышление на постоянный опрос памяти. Программа реализует себя возникновением чувства тревоги. Когда забывается причина тревоги, остаётся бессознательное чувство, кажущееся беспричинным.
Необходимо правильно управлять объектами памяти:
- Освободить память от ненужных и неопределённых объектов (порядок).
- Своевременно выполнять свои планы.
- Не допускать накопление не выполненных дел.
- Вести список дел, для разгрузки памяти.
- Не браться за выполнение ненужных дел.
Выдержка из "Эссе Материальность", глава-07 "Мышление".
http://essay-materiality.wix.com/evgeniy