Теоретическое творчество
Можно заниматься творчеством исключительно в мыслях. Писать музыку без музыкальных инструментов! Но для этого нужна очень качественная и обширная база восприятий (опыт) и высокие способности воображения (талант).
Большую часть жизни я занимался таким видом творчества, которое невозможно проверить на практике. Создавал модель микромира, модель искусственного интеллекта, модель экономики, модель социальной системы.
Без обратной связи, исходящей из опыта, избежать ошибок сложно.
Практическое творчество
Моё теоретическое творчество базируется на уверенности в здравом смысле и успехе, исходящих из опыта практического творчества. В других сферах жизни.
Ремонты.
Ремонт велосипеда. Первый опыт практического мышления пришёл от ремонта велосипеда. Я разбирал и собирал его весь, вплоть до спиц колеса и шариков подшипника. Этот опыт пригодился в ремонте автомобиля, конструкция которого сложнее, а число деталей значительно больше. Совершая ремонт квартиры, задался целью: не только сделать ремонт, но ещё повысить чувство уверенности в себе и своих способностях. Поэтому, всё что делал, делал предельно качественно, сам, добиваясь совершенства. С затратами времени не считался.
Изготовление зимней одежды.
Одним из способов проверить свою способность теоретического мышления, стал пошив одежды. Я родился в трудные для государства времена. Родителям, многое приходилось делать самим, из-за невозможности купить. Меня одевала мама. Шила брюки, рубашки, куртки. Вязала свитера, шапки. Она научила меня и шить и вязать. В студенческие годы я пошил несколько брюк и с удовольствием носил. То есть, опыт шитья у меня был.
В период написания книги, утомившись от чисто теоретических размышлений, решил пошить куртку. И не просто пошить, а создать замысел в мыслях, в мельчайших подробностях, затем реализовать замысел в матери, проверив, насколько теория совпадёт с практикой. Для исполнения замысла, изучил все свои куртки. Обошёл супермаркеты одежды и осмотрел сотни курток, десяток примерил. Сформулировал идеи, которые хочу реализовать. Купил материал, сделал крой (сначала на кальке) и сшил первый вариант куртки. Проверил куртку в реальных условиях: сильный ветер, дождь, холод. Обнаружил неудобства в эксплуатации. Уточнил требования. Создать одну универсальную куртку на все погодные условия не удалось. Изменил концепцию: нужны три куртки, перекрывающие весь температурный диапазон:
- Куртка первая. Защита от ветра, дождя, без утепления. Т = +2 ÷ +20°C
- Куртка вторая. Защита от ветра, дождя. Лёгкое утепление. Т = -12 ÷ +2°C.
- Куртка третья. Защита от ветра, холода. Утеплённая. Т = -30 ÷ -12°C.
В каждой куртке: есть капюшон (защита головы от ветра и дождя, молния закрывается тем выше, чем куртка теплее), есть замочки на рукавах (чтобы легко поправить рукав, после одевания перчаток. В продаже такого нет.), основная молния двухсторонняя (чтобы приоткрывать снизу, садясь в авто). Нет «застёжек-липучек», портящих трикотаж. Нет карманов, которыми я не пользуюсь. Размеры идеально подогнаны под меня и под размеры свитеров. Длина куртки тем больше, чем она теплее. Рукава длинные, защищают запястья (в продаже таких нет). Мой принцип: «Всё должен сделать сам. Помощи не просить. Если не смогу сам, это поражение». Купил качественную ткань и воплотил замысел в материю. Посчитал затраченное время, как способ оценить трудовые усилия: первая куртка - 23 часа, вторая - 28, третья - 61 час. Моделирование: 50 часов, на все куртки.
Реализую концепцию одежды:
- Минимальное количество единиц одежды в гардеробе.
- Минимальное количество единиц одежды на мне.
- Максимальная быстрота и удобство одевания и раздевания.
- Функциональность одежды (защита от дождя, ветра, холода, перегрева).
- Эстетичность одежды (соответствие форме тела, аккуратность кроя и шитья).
Следующая функциональная часть одежды - свитера: нужно три свитера, разной плотности и длины. Можно носить любой свитер с любой курткой, добиваясь комфорта в любую погоду. Моя задача - всё, от начала до конца, сделать самому. Как набирать петли, добавлять и убавлять петли, вязать сокращённые ряды горловины, закрывать петли - меня учит мама. Вяжу пробники и выбираю приемлемый вариант: лицевая-изнаночная, попеременно. Провязываю пробник: 50 петель на 50 рядов. По реальным размерам делаю расчёт петель свитера, составляю формулу вязания, которую затем реализую. Свитера из натуральной козьей (кашемир) и овечьей шерсти. Шерсть поглощает 50% влаги, сохраняя теплоизоляционные свойства. Это в высшей степени актуально для меня, так как хожу по городу только пешем. Трудозатраты: 180 + 130 + 80 часов.
Испытание одежды.
Все три куртки и три свитера последовательно испытал. Тёплые, при низкой температуре -22°C и ветре 12 м/с на открытом пространстве льда, замёрзшего Днепра. Теоретические ожидания подтвердились.
Успех. Проверил качество теоретического мышления, соединив его с практикой. Всё сделал сам: от замысла до исполнения. Преодолел трудности, довёл дело до конечного результата, которым пользуюсь, получаю удовлетворение потребностей и испытываю радость от успеха. Я смог! Впервые в жизни, обрёл одежду, в которой чувствую себя по настоящему комфортно, в любых погодных условиях. Сочувствую тем, кто в сильные морозы вжимает голову в воротник, закрывает от ветра лицо, прячет кисти рук в рукавах, пытаясь не замёрзнуть.
Наблюдательность.
В процессе моделирования курток, стал замечать, во что одеты люди, чего раньше никогда не делал. Есть всего несколько типов кроя. Всё что придумал я, уже придумано и реализовано. Ничего нового придумать нельзя.
Стал замечать крой одежды на актёрах кино и соотечественниках. Драповое пальто и кепка солидны, но не функциональны. Шея, уши, кисти рук не защищены. Многие не пользуются шапками и перчатками, выглядят жалко. Некоторые одевают по несколько курток, одна на другую. Некоторые в слишком тёплых куртках, расстегнуты из-за перегрева. Есть не серьёзное отношение к одежде. Есть комплекс неполноценности от использования шапок и капюшонов. Возможно, исходит из образов киношных персонажей. Лишь немногие из мужчин действительно думают о том, во что одеваются.
Женщины одеты изящно, в большинстве. Молодые одеваются не по погоде, глупо. Не свободны в мышлении. Вредят здоровью. В шубах, капюшоны эстетичны, но не функциональны (нет защиты от ветра). Женщины зрелого возраста одеты и эстетично и разумно: куртки или пальто до колен, голова и шея закрыты капюшоном, сапоги до колен. Для женщин шьют более эстетичную и практичную одежду, в силу большего спроса и привередливости клиентуры.
Уважение труда других.
В процессе изготовления одежды проделал все виды труда: моделирование, крой, сшивание; моделирование свитера и вязание. Осознал, как сложно, сделать ровную строку, создать эстетичную модель. Как сложно создать товар, который удовлетворит привередливый вкус избалованного потребителя. И сделать это дёшево, конкурируя с другими, платя налоги. Во мне появилось чувство уважения ко всем, кто создаёт качественную, эстетичную, функциональную одежду, с невысокой ценой. Они повышают уровень нашего благосостояния, своей высокой производительностью труда. И нашей заслуги в том нет.
Требовательность к себе.
В процессе исполнения замысла руководствуюсь правилом: «Бог видит всё». Бог видит и результат и мои мысли. Качественно должно быть не только с лицевой стороны, которую видят все, но и с изнаночной, о которой знаю только я. Не лениться и переделывать брак. Этим принципом я пользуюсь во всём, что делаю. В том числе, в отношении книги, которую пишу. В процессе шитья курток, расшивал и переделывал то, что не нравится, затратив до 30% лишнего времени. В процессе вязания, безжалостно распускал и перевязывал чуть ли ни пол свитера. Что касается книги, некоторые главы переписаны заново по нескольку раз. Отвергнутые материалы и черновики превышают по объёму готовую книгу.
Опыт мышления.
Реализация замысла показала: всё предусмотреть невозможно. Всегда появляются неожиданные трудности, которые надо преодолевать, руководствуясь конкретными обстоятельствами и знаниями. Открылась новая грань реальности: «куртки моделируют сами себя». Это означает, в процессе моделирования курток, появлялись идеи, которых не было первоначально. Эти идеи стали самоочевидны только в ходе воплощения замысла.
Вывод из опыта.
Создавая теоретическую модель экономики или политического устройства государства, надо предусмотреть механизм самонастройки и самоорганизации системы, способный решать любые из возникающих трудностей в штатном режиме функционирования. Ничего заранее, раз и навсегда, предопределять нельзя. Это угроза для жизнеспособности организации.
Выдержка из "Эссе Материальность", глава-07 "Мышление".
http://essay-materiality.wix.com/evgeniy