XV
О Традиции и традициях
<11.03.2013>
[XV.1(43)] Существуют традиции как линии передачи Обычаев, и существует Традиция как Метафизическая Реальность по ту сторону сна - манифестация НЕРОЖДЁННОГО через рождённое, Бессмертного через смертные формы. Всё, что может быть передано на человеческом уровне, относится к сфере рождённого, а значит - смертного. При этом переданное может быть как «традиционным» для данного общества, так и «личным», то есть идущим не от освящённой веками традиции данного народа, а от одного конкретного человека. В отличие от традиций, Традиция не передаётся на уровне «человеческом» или, вернее сказать, не передаётся обычными методами, заставляя ученика находить Учителя в своём Сердце, чтобы суметь услышать безмолвные слова Учителя во плоти. О разнице между Традицией и традициями весьма точно говорит Гейдар Джемаль (с отсылкой к статье Р. Генона «Обычай против Традиции»):
...Многие фольклорные традиции на самом деле являются осколками, отголосками, забытыми, уже искажёнными, не помнящими своей сути отпадениями от Традиции. Они передаются людьми, не понимающими значения того, что они передают, такими Аринами Родионовнами, убаюкивающими подопечных своими рассказами, но подлинного, Священного, Тайного смысла того, что они показывают или рассказывают, не понимающими. Это крайняя степень отпадения от Традиции, дегенерации той большой серьёзной Традиции, смысл которой заключается не в том, что нечто передаётся, но смысл которой, если говорить с точки зрения традиционалистов, в том, что Нечто пребывает вне Времени и имеет прямое отношение к тому, что пребывает во Времени. Иными словами, Традиция - это некое явление Вневременного во временном, Внечеловеческого в человеческом.
[1] [XV.2(44)] Истинная Традиция, в отличие от традиций, не нуждается в Жрецах и функционерах от Религии. Она самооткрывается через Зов Бездны, звучащий из Внутреннего Безмолвия и обращённый к Бездне внутри человека, к его Истинной Природе по ту сторону всех имён и форм. Посвящение Бездны - это всегда САМО-Посвящение, ибо идёт не от человеческого, не от личного, а от Вечного. Если традиции передают Огонь, возожжённый Предками (и это в лучшем случае; в худшем передаётся лишь стылый пепел от некогда пылавшего костра...), то Традиция самим своим существованием указует на скрытое в НЕРОЖДЁННОМ Тайное Пламя - Чёрное Пламя Неосквернённой Мудрости, пылающее внутрь Себя. Истинные Учителя Традиции суть лишь отблески Чёрного Пламени, а не служащие Жрецы в Храме, построенном руками людей. Они указуют на НЕВЫРАЗИМОЕ самим своим присутствием, через которое проявляется Присутствие ИНОГО.
Сквозь всё бытие идёт чёрный поток уничтожения. Этот чёрный поток уничтожения, пожалуй, главный и основной знак Невидимой Реальности, того ноумена, который стоит за вещами. Он открывает себя не в том, что он встал перед нами как груша, или как банан, или как магнитофон; он, этот ноумен, открывает себя в том, что он уничтожает грушу, банан, магнитофон. Всё, что есть, уничтожается. И это единственное обозначение ноумена. Значит, ноумен негативен по отношению к сущему, негативен по отношению к человеку. Ноумен - это то, что губит, это, как представляли себе традиционные индуисты, Богиня Кали, увешенная черепами, некая Бездна, в Которой всё исчезает. Эта Бездна действует вокруг нас, Она пронизывает вещи. Мы можем себе представить, что весь Мир - это некое горящее полено. Огонь невидим, но полено на наших глазах чернеет и съёживается. Этот Невидимый Огонь есть прямое присутствие ноумена.
[2] [XV.3(45)] Все традиции, ратуя за сохранение и передачу последующим поколениям произведённых Предками осколков расписных плошек и почтенных суеверий, обращаются к человеческой памяти, растянутой во Времени, тогда как Традиция обращается к ВЕЧНОСТИ над Временем, к НЕРОЖДЁННОМУ в нас, к Тому, Что неподвластно Временны́м Эонам. Истинная Традиция убивает нас, проводя Тропами Мистерий - вводя во Врата Смерти-как-Инициации, за которыми - Слепящая Тьма Изначалья, Сияние ВЕЧНОСТИ... Посвящение в Традицию - это Инициатическая Смерть, Духовное Пресуществление. По-человечески «обладать» или «следовать» Традиции (в отличие от традиций) невозможно, - можно лишь отдаться Традиции без остатка, чтобы сама твоя Жизнь стала утверждением Её Присутствия, живым свидетельством о НЕВЫРАЗИМОМ. В этом отличие Жреческого Знания и Волховского Ведания - знаний традиции и Прозрения Традиции.
XVI
Почитание Морены
<13.03.2013>
[XVI.1(46)] Почитание Великой Чёрной Матери Морены, согласно Учению Великой Нави, это не банальное преклонение перед величием Смерти, не поклонение погибели и уничтожению как таковому, но Прорыв в Бездну НЕРОЖДЁННОГО, Прозрение своей Истинной Природы по ту сторону всех имён и форм. Всё, что можно назвать чем-либо, что можно уподобить чему-либо и отразить в какой либо форме, включая так называемые Божественные Формы, или Лики Богов, - это не Великая Бездна, не Сама Морена, но то, что Она сечёт Своим Серпом, что Она выжигает Своим Чёрным Пламенем. Потому «поклоняться» Морене - Великой Нави, Предвечной Бездне НЕРОЖДЁННОГО - невозможно, да и абсурдно. Она - ТО, ЧТО по ту сторону всякого поклонения и всех определений, за пределами Жизни и Смерти, всего Коловращения, Вечного Возвращения в «дурной бесконечности» замкнутого Времени, за пределами самого созданного Демиургом Космоса. Это в Явленном Мире Она - Мара-Смерть, а за его пределами Она - Бездна НЕРОЖДЁННОГО, наша Истинная Природа, Бессмертное АЗ ЕСМЬ, Сверхбожественное НИЧТО, Абсолютно ИНОЕ, зовущее нас Безмолвным Вещим Зовом вернуться на свою Истинную Родину.
[XVI.2(47)] Тот «Бог», которому поклоняются приверженцы господствующих Религий, это не Конечная Реальность, а слепой Демиург, Пожиратель человеков и Тюремщик душ. Это «Орёл», сидящий на вершине Мирового Древа и пожирающий человеческие осознания, это самоперсонификация тварного света, так сказать, ложная самость Изначального, своего рода ego Бездны, не знающее ничего выше себя, - самозванец на Троне, ошибочно полагающий себя Истинным Царём. Этот «Бог», по сути своей, есть иллюзия, подобно человеческому ложному «я», которое отбрасывается в процессе Духовного Самопознания, просто исчезает, сгорает в миг Прозрения. Когда импульс Удаляющего Потока завершён, когда мы окончательно и безоговорочно утверждаемся на Шуйном пути, или Пути Возврата, Присутствие Морены, Бездна в нас разбивает изнутри сосуд нашего Сердца, прорывает тварные оболочки, дабы разрушилось последнее препятствие - наше обусловленное ложными самоотождествлениями представление о том, что мы «отдельны» от Неё.
[XVI.3(48)] Это очень по-человечески - желать увидеть Морену как Воплощённую во Всём, как Всеобщую Великую Мать, Беспричинную Причину и Корень Всего, но прежде необходимо постичь Её как Абсолютно ИНОЕ, как Сверхбожественное НИЧТО, как своего рода Незаживающую Рану на Вселенском теле Явленного Мира, Космоса, из Которой на нас смотрит Бездна НЕРОЖДЁННОГО. Всё, что ты «знаешь» о Ней, суть знания не о Ней. Она всегда скрыта под покровами в глазах невежд, и в то же время Она всегда обнажена, лишена покровов в глазах Мудрых, потому что Мудрые обнажают СЕБЯ перед Ней. Ибо это наши, «человеческие, слишком человеческие» одежды - наши ложные представления и самоотождествления - создают разделение между нами и Ею. Разумеется, речь идёт не о внешних одеждах, в которые мы облекаем наши тела, а о тех мóрочных покровах души, которые мешают нам видеть Чистый Дух - свою Истинную Природу... Впрочем, согласно Учению Великого Совершенства, мы не можем «видеть» нашу Истинную Природу вообще, потому что мы и есть ОНА, а коренным препятствием для Прозрения своей Истинной Природы является привязанность к идее существования «я-смотрящего», или «я-видящего», в то время как «смотреть» на самом деле нéкому, а «видеть» - нéчего. Потому высшим почитанием Морены, согласно Учению Великого Совершенства, является пребывание в своей Истинной Природе - в Естественном Состоянии Первоосновы без «я-пребывающего», когда Вещий Владыка и Великая Чёрная Мать есть Нераздельное ОДНО.
XVII
Об уникальности человеческого существа
<14.03.2013>
[XVII.1(49)] Человек обладает двумя способностями, которые принципиально отличают его от других земных существ и которые являются основами для практики Шуйного пути. Это, во-первых, способность к осознанию своей смертности (разумеется, растения и животные тоже смертны, но они лишены способности осознавать себя смертными существами, они не могут «памятовать о Смерти», - это привилегия человека), благодаря которому возникает представление о том, что все те формы, которыми мы облечены, являются смертными по самой своей природе; а во-вторых, способность к разотождествлению со своими смертными формами, благодаря чему человек может прийти к осознанию своей Истинной Природы - Бессмертного НЕРОЖДЁННОГО в себе.
[XVII.2(50)] Также человек знает два аспекта Ужаса: во-первых, банальный страх перед Смертью, который отравляет «благостность» его бытия в этом Мире, созданном Демиургом, и заставляет начать Поиск Бессмертия; а во-вторых, это Прозрение Ужаса, которое человек испытывает, когда «приближается» к постижению своей Истинной Природы - Великой Бездны Сверхбожественного НИЧТО, - к тем Вратам, в которые ничему смертному в нас не пройти. Метафизический Ужас перед Бездной - это трепет «человеческого, слишком человеческого» у Врат Великой Нави, предсмертная агония смертного в нас, то есть тех оболочек, которыми нас облёк Демиургический импульс. В сущности, это не НАШ Ужас, - это Ужас того, с чем мы должны разотождествиться, чтобы «обрести» изначально присущую нам, как Бессмертным Пламенам ЧЁРНОГО ПЛАМЕНИ, Свободу.
[XVII.3(51)] Вставая на Шуйный путь, человек реализует своё истинное предназначение - бросить вызов Демиургу, пойти «против Бога и Природы», реализовать окончательную Свободу. Господствующие Религии призывают человека следовать тем или иным правилам, нарушение которых якобы «опустит» человека в «Нижний» Мир, в Навь (не путать с Великой Навью по ту сторону всего Тремирья), в «Ад» и т.п., а исполнение - «поднимет» в «Верхний» Мир, в Ирий, в «Рай» и т.п. Иными словами, речь идёт об обусловленном пребывании на разных уровнях бытия в одном и том же загоне для двуногого «скота», созданном Демиургом, а не об Освобождении. Можно жить в одной камере с «Ангелами», а можно в одной камере с «Чертями», испытывая в одном случае «положительные» а в другом случае «отрицательные» эмоции, но суть того, что ты по-прежнему остаёшься в тюрьме, при этом не меняется. Самым же интересным свойством данного места является то, что никто никого в нём не задерживает, - с чем человек отождествляет себя, к такому уровню бытия он и приковывает себя сам. Лишь радикальное разотождествление себя с чем бы то ни было, с любыми именами и формами, дарует Свободу от цепей Тремирья и «возвращение» на свою Истинную Родину - в Великую Навь.
XVIII
Тайна
<15.03.2013>
[XVIII.1(52)] Всю ночь густой пеленой шёл снег, выбеливая хлюпающую слякоть весеннего чернотропа. Только рассвело, и улица ещё пуста, - всё вокруг словно сокрыто под покровом некой тайны, последней загадки, загаданной нам уходящей зимой... Существуют тайны, скрытые от глаз ученика, и существует Тайна, от Которой ученик закрыт собственным невежеством. Если многие тайны могут быть раскрыты посредством направления внимания и углублённого изучения, то эта Тайна требует раскрытия самого человека, его «обнажения» перед Лицом НЕПОСТИЖИМОГО. На Пути Ученичества искатель встречается с тайнами, которые ожидают определённого срока или определённых уровней готовности ученика, после чего могут быть раскрыты, в то время как Тайна, ради раскрытия Которой существует сам Путь, в определённом смысле, раскрыта всегда, но именно эта раскрытость делает Её невидимой в глазах того, кто привык к работе с грубыми формами, полагая их единственным критерием существования чего-либо.
[XVIII.2(53)] На определённом этапе зачарованность или увлечённость тайнами может стимулировать поиск, а их раскрытие - придавать сил и уверенности в себе. Но то, что для одного может стать подмогой, для другого может превратиться в препятствие, особенно если человек оказывается не в состоянии отличить средство от цели. Когда говорится, что «тайны зовут искателя отправиться в Путь», следует понимать, что дело здесь не столько в «тайнах» как таковых, сколько в личных склонностях самого человека, «зацепленного» за определённые аспекты обучения или следующего своим личным предрасположенностям. Существуют методы обучения, при которых Учитель использует обусловленности и привязанности ученика таким образом, что тот, работая с известным, получает некоторое представление и о Неизведанном, невольно выходя за рамки своих обусловленностей. Но для обычного человека, пытающегося следовать данному методу самостоятельно, такое редко удаётся.
[XVIII.3(54)] Ищущих тайн - немало, куда меньше - призванных Тайной. Если инициатором поиска является наше человеческое начало, то и результаты его редко выходят за рамки «человеческого, слишком человеческого». Когда же на Путь нас наставляет Сама Бездна, когда Тайна прорастает сквозь наши смертные оболочки изнутри, тогда поиски превращаются в Поиск, и дорога, по которой мы идём, пресуществляется в подлинную Стезю Духа. Можно сказать, что Тайна изначально пребывает внутри нас, но для тех, кто не слышит Её Зова, эти слова станут скорее препятствием, нежели подмогой. Потому на ранних стадиях Пути часто используются дуалистические описания, и лишь по мере продвижения человек оказывается способен воспринять объяснения с позиции Недвойственности, не обманувшись ими и не утеряв Путь... Можно сказать, что Тайна заключена в сосуде нашего Сердца, который должен быть разбит изнутри, подобно яйцу, дабы То, Что «заключено» в нём, могло выйти наружу. Но и это описание не следует возводить в абсолют, отдавая себе отчёт в том, что никакие описания не могут в полной мере отразить Неописуемое, и что на разных уровнях мы вынуждены использовать разные описания, в зависимости от личных качеств самого ученика.
[1] Джемаль Г. Революция Пророков. - М.: «Ультра.Культура», 2003. С. 33.
[2] Джемаль Г. Революция Пророков... С. 38.