Продолжим прогулку?
Вот этот веселенький такой пентхауз - это как раз я повернул на улицу то ли Монастырскую, то ли Орджоникидзе. Во всяком случае, и те, и другие указатели мне попадались, причем новые.
"Добрыня Израилевич, вы или трусы наденьте, или крестик снимите..."
А это дом, на котором пентхауз
А это молодёжь, идущая себе в гостиницу "Амакс", не знаю, зачем
А вот и сама гостиница - я не знаю, как она звалась раньше, но проект - точняк наш "Колос" у Центрального рынка (обновленный, конечно)
Тем временем слева на заборе показались вот такие милые плакатики с разными опасными животными. С чего бы это? Неужели зоопарк?
И точно. Однако, странное место для него выбрали - в центре города. Наш в этом плане более удачно расположен :)
Тут же и граффити в тему
Да и просто разные есть
Но вернемся же к зеленой линии - она по этой улице мечется с одной стороны на другую, даже и не знаю, куда пойти :) думаю, пару пунктов я уже пропустил, нет? Напоминаю - описание маршрута
вот тут.
Итак, нумер седьмой (б. Духовная консистория (канцелярия Кафедрального собора) - Пермский краевой врачебно-физкультурный диспансер, ул. Газеты «Звезда», 2)
...В гражданскую войну, как пишет Е. А. Спешилова, здесь было «нечто вроде военной поликлиники. Выздоравливающие, которые числились не в лазарете, а при полку, были свободны от службы; они ежедневно являлись к врачу, ходили в полковой, а не в больничной одежде, и питались в полку».
После медики уступили место архивистам, и вплоть до 1934 года здесь размещалось окружное архивное бюро. А вот затем на целых - или всего? - семь лет в этом доме воцарились музы. Сюда переехал художественный техникум.
Олегу Коровину, ставшему спустя годы известным пермским живописцем, здесь очень понравилось: «Прекрасное место над Камой. Дом - особняк с большим садиком. Уютно! К реке вел крутой и дикий спуск. На берегу ветхие сараюшки, баржи, лодки, якоря вросли в землю, чайки, высокое небо и гудки пароходов. Речной трамвайчик ходил на ту сторону, и там, на берегу, возле тополей мы купались иногда».
Из этих стен вышли не только замечательные мастера живописи и графики, но и известные всей стране театральные художники-декораторы: народный художник России Г. А. Мясников (на киностудии «Мосфильм» оформил более 30 кинофильмов, среди которых «Гусарская баллада» и «Война и мир»), заслуженный художник России С. А. Серебренников (художник-постановщик фильмов «На семи ветрах», «Три тополя на Плющихе», «А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо», «И на камнях растут деревья», «Визит к Минотавру»).
Во время войны здесь разместили военный госпиталь. А сейчас в здании бывшей консистории находится краевой врачебно-физкультурный диспансер.
Консистория вся заросла деревьями, не заснять толком - эх, плохо внедряется в других городах полезный челябинский опыт борьбы с зелеными насаждениями!
Идём по Монастырской дальше - очень веселые картинки на стене, это, наверное, монашки так веселятся?
Двор - мечта любителя уплотнительной застройки
Слева тоже ничего
Рельеф интересный, здания такие... значительные и основательные. Даже одноэтажное (пункт № 8).
Это здание в свое время было украшением Монастырской улицы, хотя назначение имело весьма бытовое. В 1874 году Василий Петрович Кашин от имени жены Екатерины Павловны подал заявку в городскую управу «на устройство водопровода и установку паровой машины для бани на Монастырской, 19». Тогда дом был еще одноэтажным. В 1904 году его надстроили вторым этажом. Здание стоит ниже тротуара, на втором этаже - рельефная каменная кладка, художественно выполненный чугунный парапет, чердачный этаж - в виде мезонина.
В дореволюционной Перми на каждые 10 тысяч человек приходилась одна общественная (тогда их называли торговыми) баня. Причем в каждом третьем дворе была своя баня. Кашинская - одна из старейших и единственная, дошедшая до нашего времени. Реклама начала века зазывала в «общие бани женские и мужские и 7 номеров пермской мещанки Е. П. Кашиной. Номер от 50 коп. до 1 руб. за час с семейства. Общие - 10 коп. Для солдат ежедневно, кроме субботы - 2 коп».
Кстати, с этой баней связано и появление первого в Перми фонтана. Тогда же, когда происходило обустройство моечных отделений, был протянут водопровод из Камы. Вода из него поступала и в баню, и в устроенный на набережной фонтан - с кранами и бассейном на 824 ведра.
В годы войны Кашинская баня выполняла важную социальную функцию. Эвакуированные приезжали в Пермь после многодневного пути в теплушках. Не хватало мыла, стирать было нечем, жителей одолевали вши. В бане устроили санпропускник, через который проходили все приезжающие в город.
Своих детей у Кашиных не было, они усыновили мальчика Николая и дали ему медицинское образование. Внуки и правнуки его и сейчас живут в Перми.
Тем временем мимо проносятся машины с андреевскими флагами, их что-то много стало. Оказалось, на Речном вокзале моряки пьют!
Прекрасно, по-моему
Слева, по-над Камой, памятник (в путеводителе ничего про него не написано, только всякое про сад им. Решетникова (оказывается, писатель-демократ это)). Но я порылся в инете - 2ГИС пишет, что это установленный в 1985 году монумент героям гражданской войны. Ну конечно, это ж красные упыри, чего про них писать?
И да, это точка № 9 была.
А вот и нечто конструктивистское наконец-то! Узел связи Камского речного пароходства (ул. Орджоникидзе, 13) (точка 14 - уж как получилось)
Улицу, на которой находится это здание, с самого начала существования ждала нелегкая судьба быть постоянно названой по-новому. Первоначально ее называли Береговой, потом она стала Набережной. Начиналась от речки Егошихи, заканчивалась возле ул. Сибирской и была односторонней. В конце 18 века ее переименовали в Монастырскую, и от ул. Сибирской она стала двусторонней.
В советское время Монастырскую назвали Трудовой, и вполне закономерным стало здесь появление множества контор различных советских организаций. Самым крупным, конечно, было Камское речное пароходство. Оно помещалось в доме Мешкова, а для узла связи пароходства и некоторых других отделов в 30-е годы выстроили собственный дом в стиле конструктивизма, из монолитного бетона. А в 1937 году улица вновь сменила имя - в честь советского государственного и партийного деятеля Григория Константиновича (Серго) Орджоникидзе.
С окончанием советского периода у дома поменялся владелец. Связисты уступили место банкирам и промышленникам. А здание своим стилем так и напоминает об «эпохе великих свершений».
Вот такой вид с горки открывается на Речной вокзал и нечто промышленное за Камой.
Резко с конструктивистским зданием контрастирует своей отделкой и формами Дом пароходчика Мешкова - Пермский краевой музей (ул. Орджоникидзе, 11). Надо бы посетить в следующий раз.
Это точка 13, написано вот чего:
Самое замечательное в архитектурном отношении здание во всей Перми - так отзывались современники пароходчика Мешкова о его доме. Николай Васильевич купил этот участок земли в 1885 году, вместе с руинами сгоревшего в 1842 году особняка, созданного по проекту Свиязева. Здание, возведенное в стиле русского позднего классицизма, было перестроено молодым архитектором Турчевичем под влиянием модерна. Ясный и четкий силуэт, величественная асимметрия из-за уклона мостовой, роскошная изысканная лепнина - по желанию владельца этот дом строился так, чтобы быть лицом города для проплывающих на пароходах по Каме путешественников. Надо сказать, что Николай Васильевич Мешков, почетный гражданин Перми, вообще очень заботился о городе и горожанах. Именно он убедил власти в необходимости открытия в Перми университета. Мешков выделил на его основание 500 тыс. руб. и передал три корпуса Дома просветительных учреждений, построенного на его средства для камских водников. Он был щедрым благотворителем, помогал неимущим. Рассказывали, что Николай Васильевич, давая нужную сумму, говорил: «Спасибо, что доверились». Поддерживал революционеров всех мастей. Несмотря на четыре класса образования, слыл интеллектуалом и разносторонним человеком. Среди знакомых и гостей Николая Васильевича Мешкова были русские писатели Александр Иванович Куприн и Алексей Максимович Пешков, писавший под именем Максим Горький, знаменитый оперный певец Федор Иванович Шаляпин, книгоиздатель Иван Дмитриевич Сытин; большим другом Мешкова был русский физик, основоположник гидро- и аэродинамики профессор Сергей Алексеевич Чаплыгин.
Между тем, в своем доме Николай Васильевич жил хотя и с комфортом, но довольно скромно, а верхний этаж отдал под контору пароходства. Часто предоставлял помещение для различных общественных собраний. Первая в истории Перми художественная выставка также прошла в стенах дома Мешкова.
В советское время в разные годы в здании размещались штаб 3-й армии Восточного фронта, медицинский факультет университета, ресторан и гостиница «Урал», управление Камского речного пароходства. И только в 2008 году особняк снова стал средоточием ярких и интересных событий - в нем разместился Пермский краевой музей.
Так, еще граффити.
Не знаю, что за задние, но симпатичное
И тут как-то сразу открываются пути станции Пермь I - спасибо складкам местности :)
У забора - памятник в виде паровоза 9П (точка 12)
Детали вокзала (точка 11) - практически идентичен старому свердловскому. Ну, да это все знают :)
Случайно под ноги глянул - батюшки, скелет. Чего это они?
А напротив-то - Речной вокзал, ныне превращенный в оплот гельмановщины (пункт 10 маршрута)
Лес тотемов
Железный человек
... и прочее "искусство". Чорный бумер, пожалуйста
Уже Лев Николаич Аннну зовет. Нет, это заразно!
И Фёдор Михалыч...
Дом купца Попова (пункт 15) я не заснял почему-то, поэтому вот вам пункт 16 - «Дом со львами» - здание комбината «Молотовуголь» (ул. Орджоникидзе, 15)
Еще недавно Пермский край был не только нефтяным, но и шахтерским краем. Уголь добывали сразу в нескольких городах области. А в областном центре по проекту архитектора Чернова в 1946 году было построено здание комбината «Молотовуголь» - внушительное, массивное, четырехэтажное. В центральной части - колоннада, а на балконе верхнего этажа - гипсовые статуи работников угольной промышленности. Однако не гипсовые шахтеры стали приметой этого дома, а львы. Символы мощи и власти важно застыли по обе стороны от входа. Некоторые считают, что выглядят они совсем по-венециански.
Здание с «львиным обрамлением» сразу после появления стало центром этой части набережной.
Сначала предприятие, расположенное здесь, работало под эгидой областного совета народного хозяйства. А потом это был влиятельный Пермглавснаб, под этим названием и помнят дом современные пермяки.
Следующий номер, 17 - замечательный особнячок: Дом В. Е. Вердеевского (дом Протопопова) (ул. Орджоникидзе, 17)
Удивительным образом страшный пожар 1842 года послужил обновлению облика Перми. Вот и на том месте, где был скромный дом с садом чиновника Афиногенова, впоследствии отстроили двухэтажный особняк. Отделка нового оштукатуренного дома в стиле русского классицизма была так хороша, что он казался каменным. Василий Евграфович Вердеревский, его владелец, председатель Казенной палаты, приходился дядей известному тогда поэту Евгению Вердеревскому, который воспел Пермь в записках «От Зауралья до Закавказья». Вердеревский был предприимчивым человеком, открыл в доме трактир «Славянский базар» с «арфистками и прочими увеселениями публики», при котором были и гостиничные номера. Почин был настолько удачен, что рестораны и гостиницы размещались в этом доме почти всю его долгую жизнь. Публике здесь очень нравилось, но вот поэт Владимир Маяковский не нашел здесь бильярда, который бы скрасил его пребывание в Перми, и он переселился в «Королёвские номера».
Вердеревский продал дом семье владельцев губахинских и кизеловских шахт Протопоповых. Из этой семьи вышла известная революционерка и биолог-лысенковец Ольга Лепешинская. Когда после смерти главы семьи имуществом начала управлять мать семейства, женщина властная и энергичная, она попыталась приобщить к делам и Ольгу. Однако визит молодой девушки в Губаху повлиял на нее самым неожиданным образом. Она ужаснулась условиям жизни шахтеров и после окончания гимназии, уехав в Петербург, вышла замуж за революционера Лепешинского.
В дальнейшем домом владел золотопромышленник Шайдуров, семья Ветошниковых; в нем размещалась фотография Метаниевой и типография Каменского. А после революции гостеприимный дом претерпел логичную метаморфозу - номера стали общежитием, в которых поселились студенты железнодорожного техникума.
Сейчас дом Вердеревского - пример едва ли не самой удачной в Перми реставрации. Он остается памятником архитектуры, одновременно служа интересам новых заботливых владельцев.
Вот, пожалуй, и всё на сегодня - а завтра окончание будет. И фотографию улицы Орджоникидзе в заключение выложу - красиво же...