В Кемерове в честь 90-летия «Парка Чудес» будет заложена «капсула времени» для потомков, передает «МедиКузбасс».
Напомним, что ранее «Парк Чудес» назывался Горсад и был заложен в 1926 году. Его строительством занимались рабочие и служащие Коксохимзавода. Первые аттракционы в нем появились в 40-х годах, причем ранее вход в Горсад был платным.
Планируется, что 12 июня в День города парке заложат «капсулу времени», которая будет открыта лишь в 2036 году. Сейчас все желающие кемеровчане могут оставить послания для потомков. При этом, ограничений по возрасту нет. Все послания предлагается направлять в «Парк Чудес».
Горсад: парад истуканов Продолжение прогулки по знаковому кемеровскому месту. «Гипсовые статуи» На самом деле серийные парковые изваяния чаще всего отливались из бетона. В московских и ленинградских парках ставили статуи и из более дорогих материалов - бронзы, мрамора, стука (искусственного мрамора). Иногда из нержавеющей стали («Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, украшение ВДНХ) и кованой меди. Однако в провинции обычным материалом для статуй был бетон. В Москве и Ленинграде бум парковых статуй пришелся на 1930-е годы. До Кемерова эта мода докатилась десять лет спустя, в середине 1940-х. Во-первых, город только в 1943 году стал областным центром, до этого украшательство ему было «не по чину». Во-вторых, во время войны было не до парковых статуй. Отливались бетонные статуи в массовом порядке в мастерских ЦПКиО имени Горького, позднее на предприятиях московского товарищества «Росскульп-тор». Стоили они довольно дорого: от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. В Сибири к этой сумме нужно было прибавить еще и стоимость доставки. Положение переменилось в 1947 году, когда в Кемерове появилось товарищество «Художник». В короткое время бетонные истуканы его работы заселили весь город. Услугами этого товарищества пользовались и в других городах Сибири, например, в Томске. Разумеется, статуи изготавливались по готовым образцам. К этому времени советские скульпторы разработали глиптотеку на все случаи жизни. Недаром на первом московском аукционе «Сотби» в 1988 году за рекордно высокую цену была продана картина Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон» в виде таблицы, в ячейках которой находились статуи, несущие эмблемы официальной советской культуры. Два вождя Первым «гипсовым» изваянием Кемеровского горсада стала композиция «Сталин - верный ученик Ленина». Она была установлена на углу улиц Кирова и Островского, на месте нынешней часовни в честь Георгия Победоносца и мемориала погибшим милиционерам. Тогда это была территория горсада. Вожди сидели рядышком на скамейке, впол-оборота друг к другу. Ленин был изображен в более фривольной позе - положив ногу на ногу; он внимательно слушал Сталина, который что-то ему доказывал с бумагами в руках. Похоже, в основу этой композиции лег один из вариантов композиции «Ленин и Сталин в Горках» работы киевских скульпторов Ефима Белостоцкого, Григория Пивоварова и Элиуса Фридмана. Впервые показанная на Всесоюзной художественной выставке в 1938 году в Москве, она понравилась Сталину, была рекомендована властями как образец и устанавливалась во многих областных центрах. Памятник изготавливался в разных вариантах: Сталин держал в руке то некую рукопись или карту, то раскрытую книгу, ноги Ленина иногда укрывались шинелью. Подобные вариации допускались. Еще один памятник Сталину был установлен внутри горсада, невдалеке от центрального входа. Правая рука истукана была поднята в ораторском жесте, левая, опять же с какими-то бумагами, опущена. Вероятно, это монумент «Сталин-оратор», отливавшийся с конца 1930-х годов по модели скульптора В.И. Струковского. Подобные памятники были установлены во многих советских городах, причем, как правило, в парках. Говорят, когда памятник убрали в конце 1950-х, его и закопали где-то на территории горсада. Монументальная скульптура считалась в Советском Союзе самым мощным и максимально наглядным средством пропаганды и агитации. Из тринадцати довоенных Сталинских премий за работы 1930-х годов шесть были присуждены скульпторам. Регулярно отмечались работы советских ваятелей и в 1940-е, и в 1950-е. Фундаментальный лексикон У каменных вождей были каменные подданные. Вдоль аллей Кемеровского горсада были установлены фигуры атлетов: дискоболы, метатели копья, толкатели ядра, бегуны и бегуньи. Не менее популярны были фигуры пионеров, воинов, летчиков, пролетариев. Каталоги советской парковой скульптуры включают десятки названий: «Физкультурник» и «Физкультурница», «Игра в мяч», «Парашютистка», «Пилот», «Часовой», «Танкист», «Пограничник», «Пионер со знаменем», «Пионер с трубой», «Пионер с винтовкой», «Пионерка с противогазом» и множество других. На Набережной в районе горсада возвышалась и знаменитая «Девушка-с-веслом», а дальше к извозу (спуску к Искитимке) - парные «Девушка-с-мячом» и «Мужик-с-полотенцем». Но о них мы надеемся рассказать в отдельном очерке о Набережной. Кстати, «Девушку с веслом» обычно считают работой Ивана Шадра. Но в парках Советского Союза широко тиражировалась другая «Девушка с веслом», по модели Ромуальда Иодко. Вероятно, дело в том, что «Девушка Иодко» была не голой, как у Шадра, а одетой в маечку и трусики. Другие создатели массовой парковой скульптуры - Алексей Зеленский, Дмитрий Шварц, Зинаида Баженова, Марк Эпштейн, Николай Прохоров, Надежда Крандиевская, Ревекка Каплан, болгарин-эмигрант Валентин Валев - не слишком известны, хотя некоторые из них были лауреатами престижных премий. Знаменитый Матвей Манизер тоже приложил руку к парковой скульп- туре, но более плодовитой в этой области была его супруга Елена Янсон-Манизер. Многие парковые скульптуры, особенно изображающие физкультурников, откровенно подражают античной классике. Манизер, например, со своим «Дискоболом» решил потягаться с самим великим Мироном. Статуи детей часто напоминали ангелочков-путти. Кроме того, в парках устанавливали и копии античных и возрожденческих статуй. Копии с них в массовом количестве изготавливали в мастерских при Музее изящных искусств (ныне им. Пушкина). В Кемеровском горсаду самой откровенной статуей была, по-видимому, уменьшенная копия «Давида» Микеланджело. Парковая эротика Известный кемеровский краевед Владимир Сухацкий считает эротической даже скульптуру моряка. «Вожди, несомненно, могли вызывать эротические чувства, но слишком спе-цифического толка; зато морячок работал вполне демократическим секс-символом - на любительском фото его окружают смеющиеся девушки». Заметим, что такую же функцию подобный образ носит в песне «На побывку едет молодой моряк» (композитор Александр Аверкин, стихи Виктора Бокова, 1952), где есть красноречивая строчка: «Хором девушки вздыхают: мы не нравимся ему». И, кстати, о песнях. В 1935 году появилась популярная песня «Молодость» (композитор Матвей Блантер, стихи Дмитрия Долева и Юрия Данцигера), словно про наш Кузбасс написанная: На газоне центрального парка В темной грядке цветет резеда. Можно галстук носить очень яркий И быть в шахте героем труда. Известна и неприличная пародия на эту песню: «По аллее центрального парка / С пионером гуляла вдова. / Пионера вдове стало жалко, / И вдова пионеру дала». В сочетании с этой немудреной эротикой припев «Потому что у нас / Каждый молод сейчас / В нашей юной прекрасной стране!» звучал, конечно, особенно кощунственно. Михаил Золотоносов считает, что обнаженные и полуобнаженные парковые статуи для эстетически неискушенного сознания в известной степени играли роль эротической открытки. «Утопия социалистического Парка внушала комплекс порнографических идей, обнадеживала и поощряла мужчин, давая их воображению хороший запас впечатлений». Как ни странно, культура сталинской эпохи в некоторых отношениях была гораздо более раскованной, чем культура брежневского застоя. В начале 1950-х на центральной площади Кемеровского горсада появился фонтан с двумя фигурами обнаженных мальчиков, один из них держал в руках рыбу. (Известны несколько «Мальчиков с рыбой» работы А.И. Тенеты, С.О. Махтина, Е.Н. Персидской; неизвестно, какой из них послужил моделью). В 1970-х мальчиков одели в накрашенные синей масляною краской плавки. Самое пикантное, что из кустов за ними подглядывал бетонный Владимир Ильич. Когда был установлен этот памятник, мне не удалось установить, но убран он был довольно рано, еще до перестройки, потому что изрядно обветшал. В завершающей порции этих заметок мы поговорим о других поколениях парковых скульптур, о злачных заведениях на территории горсада и других историях. Олег Третьяков. Начало. Горсад: территория любви http://kemerovo.bezformata.ru/listnews/gorsad-parad-istukanov/25765994/