Бескомпромиссный голос власти: Дмитрий Быков о Евгении Евтушенко
Заметки 2 апреля
18 789
10 Журналист и писатель Дмитрий Быков рассказал Дождю о том, какую роль поэзия Евтушенко играла сначала в советской, а потом российской литературе.
Евтушенко противопоставляли Иосифу Бродскому. Они оказались передовыми всадниками двух враждующих отрядов. И это были не только московский и петербургский отряды. Это были андеграунд и официальное искусство, поэзия эстрадная и поэзия интеллектуальная.
Но потом вдруг выяснилось, что Евтушенко в своей интеллектуальности, в своей напряженности мысли от Бродского мало отстает. У Бродского тоже много стихов на случай, стихов откровенно публицистических, например «Подражание Горацию».
Из противостояния Евтушенко-Бродский никто не вышел победителем. Неверно говорить, что Бродский, получив Нобелевскую премию, оказался чемпионом. Евтушенко выбрал сторону живых, а Бродский взял сторону мертвых, которые всегда в большинстве.
«Идут белые снеги. И я тоже уйду»: жизнь поэта Евгения Евтушенко в фотографиях
Евтушенко взял сторону живых, ошибающихся, очень часто сбивающихся, но это не делает его слабее, потому что важно не быть правым (правоты нет). Важно с особенной полнотой выражать свою точку зрения, но так, чтобы это становилось фактом искусства. И в этом смысле то сознание, которое выражал Евтушенко, ничуть не уступало тому, что представлял Бродский.
1970-е - самое сложное советское время, с замечательной полнотой и ясностью выражено в лучших текстах и Бродского, и Евтушенко. Поэтому я и ставлю рядом такие стихи, как «Осенний крик ястреба» Бродского и «Монолог голубого песца» Евтушенко.
Со временем лучшие стихи Евтушенко выделились в отдельный пласт. Это произведения 50-х годов (в том числе поэма «Казанский университет»), где ему очень много удалось высказать. И, конечно, это стихотворения поздних 60-х и первой половины 70-х, когда он переживал некий кризис среднего возраста. Он пришелся примерно на его сорокалетие и два-три года вокруг. Потом, конечно, в его творчестве начала копиться некоторая инерционность.
Евгений Евтушенко: Сталин - неполучившийся поэт. А еще о гей-парадах, вербовке в КГБ, советах американскому президенту и всеобщем сумасшествии. Интервью Ксении Собчак У Евтушенко не было компромисса с властью. Он понимал, что был ее витриной и голосом, но он ей не подчинялся. В то время существовала ниша посредника между властью и народом. Сейчас такой ниши нет, потому что власть о своем народе не заботится. Но в 1970-е такая ниша была. Тогда власти нужно было транслировать какие-то свои намерения, и, соответственно, получать обратный сигнал. Евтушенко относился к этой власти с уважением, и она к его мнению прислушивалась. И он в этой нише с очень сложной морально, надо признать, принес очень много добра.
Дмитрий Быков