Who is мистер Тобик? (1)

Apr 24, 2016 08:27




Большинство фотоиллюстраций к «Питомцам зоопарка» Веры Чаплиной были сделаны в 1950-х - начале 1960-х годов. Их автор, послевоенный фотограф Московского зоопарка Анатолий Анжанов, запечатлел для истории облик знаменитого слона Шанго, его подруги Молли и их сына Москвича, а также старейшего зоопарковского жителя кондора Кузи.
Портреты львицы Кинули и собаки Пери, а также медвежонка Фомки и тигренка Сиротки были сняты довоенными фотографами. Всех же остальных героев рассказов Чаплиной 1920-х - 1930-х годов: тигра Раджи, гепарда Люкса, Наю-выдренка, Лоську (и других, чьи фотографии не сохранились), Анжанову приходилось иллюстрировать условно, это были просто фотографии тигра, гепарда, выдры и т.д.
В художественной литературе такие подмены позволительны.

Одновременно А.П.Анжанов иллюстрировал многочисленные научно-популярные издания - путеводители и сборники, выпускавшиеся Московским зоопарком. Здесь тоже преобладали безличные фотографии зверей, птиц, рыб, но встречались и портретные снимки: тигрица Сиротка, шимпанзе Парис, ягуаренок Прима и его кормилица собака Дези, белая медведица Машка с медвежонком Звездочкой…




Путеводитель 1952 года с фотографиями А.Анжанова

Среди этих портретов, представленных в путеводителе 1952 года, был и снимок льва Чандра с его неразлучным товарищем собакой Тобиком - будущих персонажей рассказа Чаплиной «Малыши в зоопарке» («Мурзилка» № 2 за 1953 г.) и альбома «В зоопарке» (1964).
Вот с этой в свое время очень известной парой животных произошел один из самых странных ляпов в издательской деятельности Московского зоопарка и профессиональной карьере фотографа Анжанова…




Чандр и Тобик. Путеводитель 1952 г., с. 79.
Этот же снимок Анатолия Анжанова (с его личным штампом на обороте) из архива Веры Чаплиной:




Чандр родился в августе 1949 г. в Рижском зоопарке и 4-месячным привезен в Московский зоопарк, где его поместили в одну клетку с собакой Тобиком, к которому львенок очень привязался. Вот как Чандр с Тобиком выглядели в начале 1950 года (фото А.Анжанова из архива В.Чаплиной):




Чандр и Тобик много лет прожили вместе на Острове зверей.
Их фото есть и в путеводителе 1957 года (с. 69):







«Вот уже седьмой год Чандр и Тобик живут вместе… Необычная дружба льва и собаки вызывает всегда большой интерес. Есть даже такие любители, которые за лето несколько раз приходят в Зоопарк, чтобы навестить Чандра и Тобика» (с. 70).

Однако четыре года спустя, в солидном сборнике статей 1961 года с фотографиями все того же А.П.Анжанова (и с белышевским оленем на красной обложке)...




...на 217 странице читателей ждало невероятное превращение. Вот так теперь выглядели Чандр и Тобик:




Гриву льва явно подкрасили, она стала темнее. Но то, что произошло с собакой, стало настоящей сенсацией: Тобика обстригли, перекрасили и сделали пластическую операцию на морде!
Эти удивительные изменения подтверждают и две фотографии из архива Веры Чаплиной с авторскими штампами Анатолия Анжанова на обороте:







Причем на обороте последнего снимка сохранилась подпись:




Этим почерком сделано множество подписей на оборотах анжановских фотографий, так что, по всей видимости, это рука самого Анатолия Петровича.

Мог ли Анжанов, готовя новые снимки для сборника 1961 года, случайно перепутать Чандра и Тобика с другой подобной же парой друзей - льва и собаки? Нет, конечно!
Тем более, что в этом же, 1961 году выпущен короткометражный документальный фильм «По зоопарку», снятый тем же Анжановым (он был не только фотографом, но и кинооператором), в котором немало времени уделено именно Чандру и Тобику. Почти 30 секунд, с 5-17 по 5-45:

image Click to view



Как видно, Чандр и Тобик выступают здесь в «прежней редакции».

Кстати говоря, ни о какой другой подобной же паре льва и собаки в эти же годы в Московском зоопарке не сообщалось, да и в тексте сборника 1961 года говорилось именно о Чандре и Тобике: «Сейчас в зоопарке очень дружно живут в одной клетке лев Чандр и собака Тобик» (с. 218, далее о них пересказывалась информация из путеводителя 1952 г.; автор текста - директор Зоологического музея С.С.Туров).

Итак, если отбросить в сторону предположения конспирологического характера (перемена внешности по программе защиты свидетелей и тому подобное), то становится очевидным, что в сборнике «Московский зоопарк» 1961 г. лев и собака с фото на стр. 217 не являются Чандром и Тобиком. То же самое относится и к другими аналогичным снимкам Анатолия Анжанова из архива Веры Чаплиной - даже несмотря на авторскую подпись.

Но что это за лев и собака? Как объяснить столь странную фотоподмену весьма известных персонажей в солидном научно-популярном издании? И почему сам Анжанов однозначно неправильно подписал свою фотографию?

Узнаем ли мы когда-нибудь ответы на эти вопросы? Хотелось бы надеяться.
Но, по крайней мере, нам удалось составить хотя бы некоторое представление о 4-х из 150 фотографий Анатолия Анжанова, которые в скором времени будут отправлены в Омск и поступят в собрание создаваемой библиотеки имени Веры Чаплиной.

P.S. (февраль 2023):
Пожалуй, надо еще показать, хотя и не фотоснимок, но любопытный рисунок Чандра и Тобика из альбома для малышей «В зоопарке» (выпущен в 1964 г. издательством «Малыш» с текстами и предисловием о 100-летии Московского зоопарка Веры Чаплиной, художники Надежда Строганова и Михаил Алексеев):





Чандр изображен без портретных черт, а вот в Тобике - явная смесь первого и второго: от 1-го - белый ошейник (у 2-го было только жабо) и более основательно-белый кончик морды.

Вся парадоксальность ситуации с двумя парами «лев-собака» не столько в двух Тобиках (мало ли собак можно назвать этим обычным именем), сколько в двух Чандрах! Надо умудриться назвать двух разных львов столь редкой кличкой. Хотя, как подсказывает история Московского зоопарка, прецедент подобного «ремейка» был: https://vchaplina-arhiv.livejournal.com/68770.html
Факты таковы: С.Туров в обзорной статье «Млекопитающие» в зоопарковском сборнике, подписанном к печати в июле 1961 года, пишет о той самой паре Чандр-Тобик, в которой львенок Чандр был привезен 4-месячным из Рижского зоопарка (с.218), но при этом текст иллюстрируется снимком совсем другой пары (визуально и другой лев, и другая собака), но с подписью Чандр и Тобик. Автор снимка - фотограф МосЗоо А.Анжанов.
Предположим, что к 1961 году кто-то из первой пары, Чандр или Тобик, неожиданно умер. В этом случае проще было бы оставить текст Турова, но не иллюстрировать его. Но нет. Публично дается снимок новой пары «лев-собака», но с прежней парой имен. Причем лев на снимке совершенно взрослый (судя по гриве ему никак не меньше 3 лет). Подготовить новую пару могли заранее, но эта подготовка «сменщиков» не могла начаться позднее 1958 года. В этом случае Туров опускает факт «смены поколений» - для чего?.. Предположим, с подачи директора Сосновского, - для создания у читателей ощущения, что это и есть любимцы столичной публики Чандр и Тобик, давно живущие в зоопарке...
Но зачем читателям серьезного толстого сборника с тир. 20 000 экз. подсовывать легко опровергаемую «липу», что это те же, исконные Чандр и Тобик? Как-то несолидно выглядит, да и вряд ли Туров захотел бы компрометировать себя на такой ерунде.
Скорее можно предположить срочную вынужденную подмену в уже запускаемом в печать сборнике (а фотоснимок не на вклейке, он смакетирован внутри текста, его так просто не уберешь, вся верстка поплывет) - из-за внезапной смерти одного из пары, но не подмену фальшивкой, т.е. снимком немосковской пары, а переименованием в Чандра и Тобика другой пары «лев-собака», срочно закупленной МосЗоо где-то на стороне (предположим, отбракованной пары у циркачей; не для книжки, конечно, а для посещаемости зоопарка в разгар летнего сезона).
Тёмный лес...

Неожиданное развитие этой истории здесь: https://vchaplina-arhiv.livejournal.com/157651.html
.

происшествия, издания Московского зоопарка, `Строганова Н.С., `Богданович Г.Г., *Тобик-2, *Чандр, библиотека имени Веры Чаплиной, `Смирнов К.С., `Мотя (Болясова-Якушева М.А.), Московский зоопарк, `Алексеев М., `Афонская Р.И., кинохроника, `Анжанов А.П., `Туров С.С., расследования, `Крумина М.К., `Белышева З.В.

Previous post Next post
Up