Из того, что не вошло в книгу о Вере Чаплиной… (3)

May 18, 2015 18:02

Как известно, страницы истории в нашем отечестве напрямую зависят от изменения настроения первых лиц. Впавши в немилость, бывшие соратники какого-нибудь очередного владыки исчезают не только из настоящего, но и из прошлого.




За 70 лет до появления фотошопа:
пламенные революционеры в Туруханской ссылке - версии 1915 и 1935 годов

Стирать неугодных людей из общественной памяти свойственно не только высшим правителям, но и руководителям практически всех чинов.
Не обошла сия славная традиция и историю Московского зоопарка.
В 1951 г. его директором назначают И.П.Сосновского, кюбзовца с 1926 г., одного из старых знакомых Веры Васильевны, до войны руководившего террариумом. Казалось бы, Чаплиной от такого директора - сплошной почет и уважение, тем более, что своими книгами она только и делала, что прославляла питомцев Московского зоопарка и его сотрудников на всю страну и далеко за ее пределами. Но не тут-то было. Сосновский довольно скоро начинает выпускать свои путеводители и научно-популярные брошюры по материалам текущей жизни и истории зоопарка, в которых практически не упоминает имя Чаплиной. А друзья, продолжавшие работать в секции хищных и с другими животными, рассказывают Вере Васильевне, что и в дирекции ее имя отныне предпочитают не употреблять - очень уж оно раздражает Игоря Петровича, решившего стать главным «летописцем» Московского зоопарка.
Вот лишь один конкретный пример.

19 ноября 1938 года у уссурийской тигрицы Чижик родились 3 тигренка. «Но у матери не оказалось молока, и два новорожденных погибли, третьего же тигренка у нее отобрали для искусственного выкармливания, - рассказывала весной Вера Чаплина читателям «Вечерней Москвы» (заметка «Тигренок Сиротка», 26 марта 1939 г.). - Тигренок был еще слепым, ростом с месячного котенка и весом в 960 граммов».
Выхаживать Сиротку, как и многих других детенышей-отказников, Чаплина взяла к себе домой…
«Тигренок по кличке Сиротка остался без матери через два дня после рождения. - вспоминала она 10 лет спустя в очерке «Молодняк зоопарка и его воспитание» (Московский зоопарк: сборник статей под редакцией проф. С.И.Огнёва. М., 1949). - Первые десять дней я держала его у себя дома и кормила из соски. Он был так слаб, что его даже нельзя было класть под собаку. Она могла лечь таким образом, что тигренок не смог бы сразу найти сосок, а каждая задержка в кормежке грозила ему смертью…»




«Тигренка поместили в клетку - ящик глубиной 40 см, - еще через 7 лет напишут Р.И.Афонская и М.К.Крумина в статье «К биологии уссурийских тигров» (Сборник трудов Московского зоопарка; под общей редакцией И.П.Островского. М., 1956), - который поставили около паровой батареи. В течение первых 10 дней на дно клетки помещали водяную грелку и накрывали ее чистой простыней, сложенной в несколько слоев. На грелку укладывали тигренка, за состоянием которого все время вели наблюдения. В первое время температура грелки поддерживалась около 30-35 градусов Ц. Клетку накрывали простыней или закрывали крышкой, но так, чтобы доступ воздуха не прекращался.
…В течение полутора недель тигренка кормили сливками, разбавленными на одну треть молоком, с небольшим количеством сахара. Кормление происходило через каждые 2 часа с перерывом от 2 часов ночи до 6 часов утра. В каждую кормежку скармливалось 10-15 граммов смеси через соску из бутылочки…»




Раиса Афонская и Мирдза Крумина - подруги Веры Чаплиной и коллеги по секции хищных, которой Чаплина руководила во второй половине 1930-х. Но в сборнике под общей редакцией нового директора зоопарка И.П.Сосновского они не могут даже упомянуть имя человека, лицо которого ножницы редактора отрезали из кадра с новорожденной Сироткой. А ведь практически вся их статья посвящена опыту по выкармливанию и выхаживанию тигрицы Сиротки, в котором Чаплина принимала самое непосредственное участие.

«В течение первых 10 дней», «в течение полутора недель» - речь идет о тех днях, когда Сиротка находилась у Чаплиной, в ее комнате коммунальной квартиры, где и поставили ящик «около паровой батареи». А вот и фотография ящика:




Но вернемся к статье Чаплиной (1949):
«Когда тигренок окреп, ему нашли собаку. Это была большая дворняга по кличке Вулка. Нельзя сказать, чтобы она особенно охотно приняла своего нового питомца. Долго и недоверчиво поглядывала на его полосатую шкурку, которая так выделялась среди ее черных щенят, потом успокоилась и легла. Зато голос тигренка, так непохожий на голос щенят, еще много дней беспокоил собаку.
Первое время Вулка ухаживала за тигренком не плохо. Охотно лежала около него, вылизывала наравне со щенками и давала себя сосать. Но это было только первое время.
Недели через две Вулка ложилась к нему только по приказанию. Удирала при всяком удобном случае и никак не хотела кормить. Приходилось держать ее силой. А сделать это с такой сильной и большой собакой, как Вулка, было очень трудно. Кроме того, у нее вскоре почти совсем пропало молоко. Тигренок заметно голодал. Перестал прибавлять в весе, и его пришлось перевести на искусственное вскармливание. Много сил положили служительница молодняка тетя Катя и практикантка Липа [Е.Арбузова и О.Панёвина], чтобы вырастить его, и круглые сутки дежурили около малыша, пока он не вырос.» («Молодняк Зоопарка и его воспитание», с. 410)




Вера Чаплина и Липа Панёвина с сыном придерживают тигренка Сиротку.
Московский зоопарк, площадка молодняка. Весна 1939 г.

Эти же события в изложении Афонской и Круминой:
«В начале второй недели жизни тигренка подложили к кормящей собаке, которой оставили только одного из всех ее щенков. Внимательно велись наблюдения за отношением собаки к тигренку; когда же собака привыкла к нему и стала вылизывать приемыша, их спокойно оставили вместе. Но и при наличии приемной матери тигренок требовал большого внимания к себе.
…С полутора недель [т.е. после тех 10 дней, которые он пробыл дома у Чаплиной] малыша стали кормить через 3 часа с перерывом от 12 часов ночи до 6 часов утра. Молоко скармливалось цельное, 30-40 граммов в кормежку.
…По окончании лактации у собаки тигренка отделили и перевели полностью на искусственное выкармливание.
…Сиротку в возрасте 5,5 месяца начали выпускать на “Площадку молодняка”. Ее, как вообще каждого нового обитателя площадки, знакомили с другими малышами и наблюдали, особенно в первое время, за их взаимоотношениями…» («К биологии уссурийских тигров», с. 55-59)

Авторам позволили проиллюстрировать пребывание Сиротки на площадке молодняка двумя кадрами, на которых присутствующих людей узнать почти невозможно. Но, конечно, без всяких имен:




На нижнем снимке по характерной косынке и очкам угадывается Екатерина Арбузова.
А верхний, с Верой Чаплиной, сохранился в архиве писательницы (фото П.В.Воробьева):




Приведем еще несколько кадров из той фотосессии (лето 1939 г.), большинство из которых вошли в серию диапозитивов «Малыши с зеленой площадки» (1940):










Дарвиновский музей

С белым медвежонком Фомкой:













Юннатка Зина - это внучка служительницы площадки молодняка Екатерины Арбузовой

А вот уже подросшая Сиротка с Липой Панёвиной (конец лета):




Дарвиновский музей

Они же на съемках научно-популярного фильма «Инстинкт в поведении животных» (Мостехильм, 1940. Режиссер Борис Павлов, сценарист Вера Чаплина, оператор Глеб Трояновский):




Метла в руках Липы Панёвиной - "на крайний случай" (остановить тигрячье непослушание можно было только этим оружием)

Кстати говоря, в сборнике статей «Московский зоопарк» под редакцией проф. С.И.Огнёва (1949), изданном еще при прежнем директоре, Т.Е.Бурделеве, имя Чаплиной встречается неоднократно.
В частности, в статье Н.И.Калабухова, А.Д.Обуховой, Н.П.Цветаевой «Научно-исследовательская работа в Московском зоопарке» рассказывается о работах по размножению диких животных в неволе, и в числе прочих упоминается работа В.Чаплиной и О.Панёвиной по уссурийскому тигру (с. 476).

В начале 1957 года Раиса Афонская и Мирдза Крумина дарят Вере Чаплиной «Сборник трудов…» с надписью:







Афонская Раиса Ивановна,
в КЮБЗе с 1925 г.; в конце 1930-х работала у Чаплиной в секции хищных, с 1952 по 1966 гг. - ученый секретарь Московского зоопарка. Вера Васильевна поддерживала с ней дружеские отношения много лет, имя Раисы Ивановны есть во всех ее телефонных книжках, включая 1980-е гг.




Крумина Мирдза Кришьяновна (с детенышем Ягуара; фото А.Анжанова, 1952),
(1915 - 2009), в КЮБЗе с 1930 г.; до войны работала у Чаплиной в секции хищных, а после войны 10 лет заведовала этой секцией, подруга Веры Васильевны до конца ее жизни.




Сосновский Игорь Петрович,
(1916-1988), в КЮБЗе с 1926 г.; с 1934 по 1941 руководил террариумом; директор Московского зоопарка с 1951 по 1977 г.; начав самостоятельно писать книги о животных московского зоопарка, свел на нет упоминания о Вере Чаплиной в зоопарковских изданиях 1960-х - 1970-х годов; персонаж рассказа Чаплиной «Тайна маленького геккона» (1965).




На встрече кюбзовцев, посвященной 50-летию Кружка Юных Биологов Зоопарка
Московский зоопарк, 1974
Рядом с В.В.Чаплиной (третья слева во 2-ом ряду) ее коллеги по секции хищных - Р.И.Афонская (первая слева), Г.Г.Богданович (вторая слева) и М.К.Крумина (четвертая слева). Шестая слева - Елена Ильина, третья справа - Варвара Осмоловская, второй справа - Борис Мантейфель.
В первом ряду в центре - директор зоопарка И.П.Сосновский
(РГАЛИ, фонд № 3460)

8 сентября 1939 г. Сиротку перевели на Остров зверей; во время войны она побывала в эвакуации в Свердловске, а в 1944 г. В.Чаплина привезла тигрицу обратно в Московский зоопарк.
Сиротка прожила 18 лет.




Тигрица Сиротка в возрасте 12 лет.
Московский зоопарк, 1951 г.
Фото из статьи Р.И.Афонской и М.К.Круминой (с.60)

Специально для читателей Википедии, которые лишены возможности читать качественно проиллюстрированные статьи (в том числе и только что сделанную о Сиротке), покажем и несколько рисунков отечественных и зарубежных художников к рассказу Веры Чаплиной «Фомка - белый медвежонок», одним из главных героев которого стал тигренок Сиротка:




Евгений Чарушин («Мурзилка», 1946, № 8-9)




Алиса Порет (журнал «Барвiнок», Киев, 1949, № 1)




Георгий Никольский («Четвероногие друзья». М., 1947)




Helmut Kloss («Vierbeinige Freunde und Zoglinge des Zoo» - «Четвероногие друзья и Питомцы зоопарка». Берлин, 1958)




Péter Szecskó («Negylabu barataim» - «Четвероногие друзья». Будапешт, 1975)




Dagmar Černá («Ctvernozi pratele» - «Четвероногие друзья». Прага, 1950)

И, наконец, иллюстрация Дмитрия Горлова к рассказу Веры Чаплиной «Малыши в Зоопарке»
(«Мурзилка», 1953, № 2):




*Чижик, статьи Веры Чаплиной, КЮБЗ, `Горлов Д.В., `Огнёв С.И., `Арбузова Зина, «Мурзилка», `Сосновский И.П., `Калабухов Н.И., `Сечко Петер, `Афонская Р.И., *Вулка, персонажи, `Мантейфель Б.П., `Клосс Хельмут, автографы, Дарвиновский музей, `Обухова А.Д., издания Московского зоопарка, `Панёвина О.С., `Порет А.И., `Осмоловская В.И., `Чарушин Е.И., площадка молодняка, Московский зоопарк, `Трояновский Г., `Воробьев П.В., *Сиротка, *Фомка, `Никольский Г.Е., `Арбузова Е.В., `Мантейфель П.А., `Крумина М.К., `Черна Дагмар, `Бурделев Т.Е.

Previous post Next post
Up