Этот пост подготовлен как собрание иллюстраций к созданной сегодня
статье в Википедии статье в Википедии о знаменитом питомце Московского зоопарка слоне-великане Шанго.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4608/159651311.33/0_120ed8_c0059ba6_L.jpg)
Слон Шанго (1911-1961). Московский зоопарк, начало 1950-х
Фото А.Анжанова. Первая публикация - в книге В.Чаплиной «Питомцы зоопарка» 1955 г.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3414/159651311.33/0_120ed9_78ee00fc_L.jpg)
На переднем плане - Шанго, на дальнем - его подруга Молли и их первенец Москвич, родившийся 3 августа 1948 г. Московский зоопарк, ок. 1950 г.
Фото А.Анжанова. Первая публикация - в книге «Питомцы зоопарка» 1955 г. Этот же снимок воспроизведен в японском переводе «Питомцев»: ソヴェト動物記 (в 2-х томах, с предисловием директора УЭНО-Зоопарка Тадамити Кога; Токио, «Hakuyosha», 1956)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16187/159651311.33/0_120edb_199eb918_XL.jpg)
Молли и Москвич, слева - Шанго
Фото из архива Веры Чаплиной
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15551/159651311.33/0_120edc_8c15edb3_XL.jpg)
Шанго и Москвич, справа - Молли
Фото из архива Веры Чаплиной
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16146/159651311.33/0_120edd_39ddadad_XL.jpg)
Фото А.Анжанова из путеводителя «Московский зоопарк» (М., «Московский рабочий», 1952, с. 47)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3703/159651311.33/0_121120_10ec8e_XL.jpg)
Слева - направо: Шанго, Молли, маленький Карат и отделенный от него перегородкой уже основательно подросший Москвич. Около 1953 г.
Фото, по всей видимости, А.Анжанова. Источник - Московский зоопарк:
http://vk.com/moscow_zoo?z=photo-41067988_362472303%2Falbum-41067988_00%2Frev ![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5101/159651311.33/0_120edf_e686cc4a_L.jpg)
Шанго
Фото А.Анжанова. Первая публикация - в книге «Питомцы зоопарка» 1997 г. (М., «Гиперокс»)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5807/159651311.33/0_120ee1_746f0692_L.jpg)
Фото А.Анжанова из сборника статей «Московский зоопарк» (М., «Московский рабочий», 1961, с. 333)
Эта эффектная поза слона привлекала многих художников, иллюстрировавших рассказ В.Чаплиной «Шанго»:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5204/159651311.33/0_120ee2_a82f89a3_L.jpg)
Дмитрий Горлов. Иллюстрация из книги «Zoo babies» («Питомцы зоопарка» на английском языке; М., Издательство литературы на иностранных языках, 1956)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4426/159651311.33/0_120ee3_babfcaa0_L.jpg)
Helmut Kloss. Иллюстрация из книги «Vierbeinige Freunde und Zoglinge des Zoo» («Четвероногие друзья и Питомцы зоопарка» на немецком языке; Берлин, Der Kinderbuchverlag, 1958)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5506/159651311.33/0_120ee4_8e6520df_L.jpg)
Mel Hunter. Иллюстрация из книги «True Stories from the Moscow Zoo» («Рассказы из Московского зоопарка» на английском языке; США, Prentice-Hall, Inc, Englewood Cliffs, Inc, 1970)
Один из самых мощных и психологически убедительных образов Шанго создал Георгий Никольский, иллюстрируя первую версию рассказа, включенного Верой Чаплиной в сборник «Четвероногие друзья» (М.-Л., Детгиз, 1947):
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4608/159651311.33/0_120ee6_d183e917_L.jpg)
Две других иллюстрации Никольского уступают в выразительности предыдущей:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9648/159651311.33/0_120ee7_93ef1576_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5207/159651311.33/0_120ee8_29f524d_L.jpg)
Впрочем, даже этот последний, слишком мелкий по размеру и неудачно поднятый к тексту рисунок Георгия Никольского дает читателю представление о фигуре исхудавшего от голода и погруженного в скорбь слона. В отличие от бесформенной слоноподобной массы, изображенной в этой же сцене Терезой Тышкевичевой. В этом сравнении наглядно проявляется различие между художником-анималистом и книжным графиком общего профиля:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4608/159651311.33/0_120ee9_e8b6a7c9_L.jpg)
Teresa Tyszkiewiczowa. Иллюстрация из книги «Czworonozni przyjaciele» («Четвероногие друзья» на польском языке; Варшава, Czytelnik, 1950)
Впрочем, подобное различие не так вопиюще бросается в глаза, если изображение животного (наряду с другими персонажами) карикатурно обыгрывается в юмористической сцене. Еще один рисунок Терезы Тышкевичевой, иллюстрирующий похищение дамской шляпки:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5207/159651311.33/0_120eea_7a242ebd_L.jpg)
Момент благостной подготовки Шанго к этому похищению столь же карикатурно изображает чешский график Дагмар Черна:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4606/159651311.33/0_120eeb_41199ad1_L.jpg)
Dagmar Černá. Иллюстрация к книге «Ctvernozi pratele» («Четвероногие друзья» на чешском языке; Прага, Statni Nakladatelstvi Detske Knihy, 1950).
Рисунок словацкого графика Франтишека Хложника:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5201/159651311.33/0_120eed_d08337aa_L.jpg)
Frantisek Hloznik. Иллюстрация к книге «Stvornohi priatelia» («Четвероногие друзья» на словацком языке; Братислава, Smena, 1950)
Слон Шанго, изображенный венгерским художником Петером Сечко:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16153/159651311.33/0_120eef_7171039d_L.jpg)
Péter Szecskó. Иллюстрация к книге «Negylabu barataim» («Четвероногие друзья» на венгерском языке; Будапешт, Mora Konyvkiado, 1975)
Рисунки Вадима Трофимова в книжке Сергея Канцлера «Шанго и Молли» показывают, что карикатурный способ изображения животных может не только скрывать беспомощность художника-неспециалиста, но и с блеском компенсировать недостаток авторского юмора в тексте - если за иллюстрацию берется настоящий художник-анималист:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5204/159651311.33/0_120ef1_18b43b1c_L.jpg)
(для удобства мы совместили тексты непосредственно с иллюстрациями здесь и в следующем изображении)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15495/159651311.33/0_120f00_9a03d313_XL.jpg)
С.Ю.Канцлер «Шанго и Молли». М., Издательство Московского зоопарка, 1948. (Рисунки В. Трофимова). В конце 1930-х гг. Сергей Канцлер работал под руководством Веры Чаплиной в секции хищных, а во время войны заведывал кормовой лабораторией зоопарка. Вероятно, под впечатлением внешней легкости появления рассказов Чаплиной о четвероногих друзьях, сюжеты для которых в избытке давала зоопарковская жизнь, он тоже начал перекладывать эти сюжеты на бумагу и даже опубликовал два рассказа, но интересных художественных произведений из них не получилось.
Иллюстрация художника-анималиста Вениамина Белышева к рассказу о Карате (втором слоненке, родившемся у Молли и Шанго 23 августа 1952 г.), художественно «унизила» великана Шанго, отведя ему чрезмерно скромную роль на заднем плане.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9755/159651311.33/0_120ef3_843481a9_L.jpg)
В.Белышев. Рисунок к рассказу В.Чаплиной «Веселый слоненок» («Мурзилка № 12 за 1952 г., с. 18-19)
Вероятнее всего, Шанго послужил моделью и для приведенного ниже рисунка Алексея Лаптева - изображенный слон очень похож на Шанго, к тому же в середине 1950-х других подобных слонов в Московском зоопарке попросту не было.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5503/159651311.33/0_120ef4_646aa71f_L.jpg)
А.М.Лаптев. Открытка «Слон» (из набора открыток «Зоопарк» (12 шт.) М., «Советский художник», 1956)
Судя по всему и на этой марке с рисунком Алексея Лаптева из серии «100-летие Московского зоопарка» (1964) изображен именно прославленный Шанго.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5807/159651311.33/0_120ef5_72411bb2_M.jpg)