Отметил сегодня день детской литературы ударным уловом в бывшей «Ленинке»: выудил три рецензии на ранние книжки Веры Чаплиной середины 1930-х годов. Все три критические, но одна категорически требует, чтобы ее процитировали в назидание «нерадивым авторам-халтурщикам».
Критик Д.Чаушанский ознакомился с книжкой-картинкой для дошкольников «Медвежонок Рычик и его товарищи» (текст В.Чаплиной, рисунки Д.Горлова) и в 21-ом номере журнала «Детская литература» за 1936 год разнес эту маленькую книжечку в пух и прах.
В частности, вот так:
«…Идея дать маленьким детям книжку-картинку о зверях очень ценна, но издание выполнено настолько небрежно, что хороший замысел в корне испорчен. Текст, написанный Чаплиной, не блещет литературными достоинствами. Но главная беда в иллюстрациях. Вместо понятного, предельно простого и точного изображения зверей, обязательного в картинках для маленьких, книга заполнена неграмотными рисунками, в которых с трудом узнаешь - а часто и совсем не узнаешь - изображенных животных…
…Вряд ли можно допустить, что дело тут только в халтуре. Художник, очевидно просто недостаточно знает анатомию животных».
Позвольте в этот торжественный день познакомить вас с защитником славных литературных и иллюстративных достоинств детской книги - Дмитрием Николаевичем Чаушанским:
(1896-1957), книговед, исследователь иллюстрированной книги. Родился в Оренбурге, в семье служащего. Окончил Киевский коммерческий институт. В 1918 поступил на работу в Оренбургский губернский отдел народного образования. В 1919 организовал в Оренбурге Центральную губернскую библиотеку-читальню.
Переехав в Москву (1920), работал в Центропечати, во Всероссийском выставочном комитете, в Центральной книжной палате (1922-24), в библиотеке Института Маркса и Энгельса (1934-36), с 1936 г. в отделе редких книг Библиотеки имени Ленина. Занимался комплектованием фонда отдела, библиографической обработкой редких книг, организацией выставок, экскурсий, лекций, консультаций. В работах рассматривал особенности иллюстрирования книг в 40-е гг. XIX в. (русская реалистическая иллюстрация), а также произведений зарубежной художественной литературы (в начале XX в.). Определял иллюстрацию не как украшение книги, а как средство истолкования читателем литературного текста.