Воспоминания о Малеевке

Jan 04, 2013 12:06

Удивительно, но этот пост составлен в основном по материалам, найденным в интернете.
Малеевских фотографий в архиве Веры Чаплиной практически нет - при том, что писательница десятки (!) раз была в Доме творчества «Малеевка» - с 1960-х по 1991 год (да и пишущие эти строки там тоже бывали не раз…). Так уж вышло.
А прежней Малеевки, увы, уже не существует.
Тем особеннее для нас стало знакомство во френдленде несколько лет назад с журналисткой Мариной Бернацкой (http://sapporo2.livejournal.com/), для которой Малеевка осталась ярким воспоминанием - литературным и личным.
Надеемся, что этот пост станет для нее новогодним подарком.

Дом творчества писателей «Малеевка» находился почти в ста километрах от Москвы, под Рузой. С Белорусского вокзала нужно было ехать до станции Дорохово; в субботу и в воскресенье к электричке дважды в день от дома творчества ходил свой автобус, встречавший и провожавший гостей. Через двадцать минут (16 км) автобус сворачивал с шоссе направо в лес и вскоре подъезжал к воротам Дома творчества:





Почти сразу за воротами дорога вела к мосту через пруды:




Обратите внимание на раскрытые книги в обрамлении венков - атмосфера писательского творчества задавалась, что называется, с порога.
Пруд по правую руку от моста…




…и по левую:



Снято с моста. Справа, у обреза кадра виден домик бывшей лодочной станции. Там же располагалась небольшая деревянная пристань. Вот как этот домик выглядел в 1960-х годах:




Марина (справа), внучка Веры Чаплиной, с друзьями по детскому саду.

В Малеевке - на некотором отдалении от корпусов Дома творчества размещалась и дача писательского детского сада, куда на лето вывозили детей из Москвы. Впрочем, по обычаям того времени детей на выезде старались как можно реже сводить с родителями, так что на снимке запечатлен явно контрабандный вывод трех деток на «писательскую территорию».

Дачу детсада с тремя спальными корпусами на 150 человек построили летом 1960 года:



(из газеты "Московский литератор" от 11 ноября 1960 г.)

От моста дорога через лес поднималась в горку и вскоре поворачивала налево - к площадке у главного корпуса.




Немного истории.
Когда-то здесь располагалась усадьба графа Воронцова, позже - поместье купца Малеева, а после 1886 года поместье перешло в собственность издателя и редактора журнала «Русская мысль» Вукола Михайловича Лаврова.
Именно Лавров связал Малеевку с литературой. Он построил дом, развел сад и навсегда переехал сюда из Москвы. В гости к Лаврову приезжали Мамин-Сибиряк, Мельников-Печерский, Достоевский. В 90-х годах здесь часто бывал Чехов. По воспоминаниям А.В.Дорошевской, внучки Лаврова, «…Антон Павлович неоднократно гостил в усадьбе Лаврова, в то время называвшейся Шелковка, по названию ближайшей железнодорожной станции, и обычно жил в мезонине. Участок земли под усадьбу куплен моим дедом у купца Малеева, и название Малеевка привилось впоследствии. В 1912 году станция Шелковка была переименована в станцию Дорохово. Однако и поныне село, находящееся около станции Дорохово, носит название Шелковка. В повести Чехова «Дом с мезонином» усадьба называется Шелковка, и описание ее окрестностей, вида с террасы, через пруд на деревню, въезда по аллее в сад, расположение фруктового сада и т.п. полностью совпадают с характерными чертами усадьбы Лаврова (теперь Дома творчества писателей Малеевка). Сам дом с мезонином был сожжен во время Великой Отечественной войны немцами…»
В 1899 году часть усадьбы приобрел В.А.Гиляровский, живший здесь до 1917 года. «Писательским уголком» звали в начале XX века это место в Москве. А через десять лет после революции, в 1927 году, Пролитфонд заключил договор на аренду хутора Малеевка для создания Дома московских литераторов. Деревянный особняк Лаврова был отремонтирован, но затем Правление Литфонда отказалось от этой затеи. Тогда небольшой коллектив писателей-энтузиастов решил организовать творческую коммуну, взять Дом на собственное содержание. Среди них были Демидов, Замойский, Новиков-Прибой и другие. Обслуживающий персонал состоял из кучера и поварихи, всю остальную работу выполняли сами писатели.
С каждым годом Малеевка привлекала все больше писателей. Кроме постоянных обитателей здесь гостили Алексей Толстой, Серафимович, Сергеев-Ценский, Вересаев, Пришвин, Паустовский, Гайдар, Фадеев. В более поздние годы: Ахматова, Маршак, Заболоцкий, Бергольц, Ахмадулина, Вознесенский, Окуджава, Галич, Солоухин, Тендряков, Распутин, Гамзатов, Айтматов и многие другие.
Московское товарищество писателей построило новый дом и заложило каменный фундамент для еще одного. Но дальнейшему развитию помешала война. Деревянная усадьба сгорела. Нынешнее здание, напоминающее старинные дворянские дома, было построено в 1956 году по проекту архитектора В.П.Огарева. Архитектор учел все пожелания писателей, и здание получилось самым комфортным из всех Домов творчества. На втором этаже главного корпуса имелась огромная, роскошная, с полками из красного дерева до самого потолка библиотека с тысячами редких книг, справочниками. Библиотека выписывала десятки журналов, включая иностранные, множество газет, оттого она пользовалась любовью писателей, которые непременно дарили ей свои книги с автографами.




Величественный главный корпус с колоннами, построенный в стиле позднего русского классицизма, соединялся с двухэтажным жилым флигелем зимним садом. С редкими растениями, цветами, карликовыми деревьями, огромными фикусами в кадках. Писатели четырежды в день ходили в столовую через эти малеевские сады-оранжереи без зимней одежды. Между фикусами в кадках и карликовыми деревьями архитектор разместил уютные скамейки из тяжелого дуба.




Флигель. Справа - переход в корпус со столовой, кинозалом и библиотекой.




У входа в корпус со столовой (слева - Игорь Губерман, вторая справа - Лидия Либединская). На этой фотографии балюстрада еще есть, хотя и в полуразрушенном виде. Еще в 1980-е годы здесь стояла чудесная плетеная мебель: диван, кресло и стол.
На заднем плане - галерея-переход во флигель.




Вера Чаплина (справа) со знакомой у входа в корпус со столовой.
В ожидании автобуса на станцию.
1982 г.

Давайте войдем в вестибюль перед столовой:




Съемки интерьеров сделаны в конце 1990-х - начале 2000-х. А еще в 1980-х ниши по бокам от входной двери были свободны: в правой стояли три кресла и журнальный столик с газетами (дальше была комната медпункта), в левой нише тоже стояли пара кресел и столик, а также помещалась телефонная будка для переговоров с Москвой (по 15 коп.). К телефону почти всегда была очередь.
Развернемся немного левее:




Левая ковровая дорожка ведет в столовую, она располагалась прямо напротив входа в здание.
По обе стороны от двери в столовую было два гардероба: слева сидела гардеробщица, справа никаких вазонов и зеркального простенка не было.




Заглянем в столовую.
Левая сторона…




…и правая:




Вера Чаплина с Мариной обычно сидели за дальним столом в левом ряду, лицом к зеркалу - это была очень удобная позиция для наблюдения за входящими. Кроме того, в правом крыле за колоннами располагался «шведский стол» с овощами, солениями и особо любимой всеми печеной картошкой (к обеду).

Строго говоря, это была не столовая, а ресторан, так как блюда заказывали накануне за завтраком, и за едой столы обслуживали официантки. Вот сохранившийся бланк заказа Веры Чаплиной с шуточной подписью на обороте одного из ее соседей по столу, переводчика Валентина Корчагина, - относительно позиции «полдник»:







РГАЛИ фонд № 3460

Выйдем из столовой: перед лестницей на второй этаж еще в 1980-е годы находился большой мраморный бюст Серафимовича на постаменте - вместо него в 1990-х появилась пальма в кадке:




Поднимемся на второй этаж:




Фойе перед кинозалом




Над лестничной площадкой, вид из фойе




Бильярдная комната




Кинозал




Вид с заднего фасада (со второго этажа). Площадка с балюстрадой - сзади ресторана, слева от нее - галерея-переход во флигель. Впереди - склон оврага.




А вот интерьер галереи-перехода. Зимний сад.
После ремонта, проведенного зимой 1985/86 гг. из сада исчезли скамейки, большие плетеные кашпо, зато на стенах появились безвкусные бра и керамические вазоны какого-то предприимчивого грузинского дизайнера.

Перейдем в жилой флигель.




Коридор с номерами. После ремонта 1985/1986 года каждый номер был оборудован индивидуальным санузлом. Часть номеров была двухкомнатными, со спальней и кабинетом.




На лестнице, уже без ковровой дорожки, Станислав Рассадин.
В конце 1980-х, поднимаясь по мягким ступеням на второй этаж, вы вдруг попадали в небольшой холл с антикварной мебелью XIX века, карельской березы с бронзовыми накладками: диван, стол, несколько кресел.
Внизу лестница вела в физиотерапевтические кабинеты. На 1-ом этаже напротив лестницы располагались два врачебных кабинета.




Вера Чаплина обычно останавливалась на втором этаже в правом крыле, окнами на площадку перед корпусом. Вид из окон был почти таким:




Где-то в глубине справа располагалось поле с большим подсобным хозяйством для столовой Дома Творчества. Там была и оранжерея. В таком запустении она пребывала в феврале 2008 года:




А еще не так давно она была такой:




И в дополнение - ссылка на воспоминания писателя Рауля Мир-Хайдарова, там есть еще несколько интересных малеевских зарисовок:
http://klauzura.ru/2012/10/raul-mir-haidarov-s-pismennogo-stola-pisatelya-chast-1-vot-i-vsyo-ya-pishu-vam-s-vokzala-memuary/
.

Малеевка, `Корчагин В.А., семья, `Марина, РГАЛИ фонд № 3460

Previous post Next post
Up