115-й день рождения Веры Чаплиной мы отмечаем новыми поступлениями в ее электронный «Архив» - это три удивительные публикации 1930-х годов, найденные и присланные в Москву одной из наших читательниц.
Площадка молодняка, созданная Верой Чаплиной, впервые открылась в Московском зоопарке 24 мая 1933 года. Тогда же, в конце мая - июне появились и первые публикации о «Зелёной площадке» в отечественной прессе.
И вот уже 11 июля заметка о замечательном эксперименте москвичей появилась в далеком Сингапуре - в газете «The Singapore Free Press and Mercantile Advertiser»:
(4 стр. - на сайте Национальной библиотеки Сингапура) «Лев и ягнёнок играют вместе
а кролики с волками
Веселье и шалости в Московском зоопарке
Москва, 10 июля
Необычная выставка открылась в Московском зоопарке - львята, медвежата, волчата, ягнята, козлята, поросята и крольчата вместе играют на травяной площадке, огороженной невысоким забором из сетки.
Каждое утро ряд клеток, примыкающих к загону, открывают и зверят - всех вместе - выпускают на свободу. Волк и ягнёнок сперва подозрительно обнюхивают друг друга, а потом начинают кататься и играть на траве, не проявляя ни малейшего страха.
Все звери на этой выставке, за исключением лисят и медвежат, родились в зоопарке. Самые старшие - австралийские динго, родившиеся в прошлом феврале.
Неугомонные медвежата
Самые забавные - неугомонные медвежата. Они могут встать на задние лапы, чтобы неуклюжей передней шлёпнуть по носу львёнка, или гоняться по всему загону за поросятами и козлятами, а потом вдруг прекратить погоню и влезть на дерево. Поросята - самые дисциплинированные; они всегда держатся вместе: и когда отступают перед енотом, и когда «атакуют» волка.
Юные львята - самые робкие. Большую часть времени они проводят в группе себе подобных, выглядят невесёлыми и стараются держаться поближе к двери собственной клетки. Темперамент австралийских динго - прямо противоположный. Двоих самых агрессивных держат за решёткой из опасений, как бы они не отгрызли хвосты ягнятам.
Выставка открыта ежедневно и будет работать до тех пор, пока хищные животные не достигнут возраста, в котором начнут быть опасными для своих товарищей по играм.
Московский зоопарк существует уже 65 лет, но эта выставка - первая в своём роде. Руководство зоопарка планирует вскоре открыть зал, в котором дважды в день будут демонстрироваться, для детей и взрослых, научные фильмы, сопровождаемые лекциями на биологические темы. Вход будет свободный. - Тасс»
(ТАСС - Телеграфное агентство Советского Союза)
Перевод этой заметки выполнен Еленой Кожиной, она же нашла и прислала в «Архив...» главные материалы сегодняшнего выпуска, - огромное спасибо!
Сингапур в ту пору уже активно догонял Европу, и не только в информационных технологиях:
На перекрестке North Brige Road и Stamford Road (почтовая карточка, 1933-34)
Следующая публикация - из Австралии:
Отчет Королевского зоологического общества Нового Южного Уэльса за 1935-36 год
по итогам ежегодного общего собрания Общества, состоявшегося в зоопарке Таронга, Сидней, 25 июля 1936 г. (опубликован в Лондоне, 1936)
...один из членов Совета общества, мистер Э.Дж.Брайс, сделал обзор своей поездки по зоологическим садам и учреждениям Европы, Азии и Южной Америки (
Zoological Institutions abroad. By E.J.Bryce, pp.20-24). Наиболее подробно он остановился на посещении Московского зоопарка (в 1935 г.):
с. 22: «...Московский зоологический сад, возможно, не столь хорошо укомплектован, как Риджентс-парк в Лондоне или Бронкс-парк в Нью-Йорке, но он может похвастаться оригинальной для зоопарков особенностью - игровой площадкой для животных, которую называют «зеленой площадкой».
В специальном вольере каждый день в течение семи часов можно увидеть множество зверят, играющих вместе: тридцать лисиц, девять медведей, восемь волков, а также шакалы, динго, еноты и барсуки. Все они - детеныши, и доктор Мантейфель, один из руководителей зоопарка, объяснил, что эксперимент по совместному содержанию животных-антагонистов оказался успешным. Было доказано: если разных животных - даже если это природные враги - малышами держать в одной и той же клетке или вольере, они растут вместе в гармонии и общих играх, как будто принадлежат к одному виду.
Удивительно было наблюдать, как молодых крысят нянчит кошка. Миссис Вера Чаплина, у которой эта часть работы находится под особым присмотром, взяла котят у матери-кошки и вымыла их в одной воде с маленькими крысятами. Затем она подложила кошке крысят вместо котят. Кошка, очевидно, приняла крысят за свое потомство и воспитала их как своих собственных. Она носит молодых крысят во рту, как котят. Любопытно, что если в вольере появляется незнакомая крыса, кошка быстро расправляется с ней. «Зеленая площадка» очень популярна среди детей, их можно видеть с блокнотами в руках, записывающими наблюдения за тем или иным животным, которое их заинтересовало. В зоологическом саду убирают всё, что мешает научной и просветительной работе: убрали карусель, а концертный зал переоборудовали в лекторий, где ученые читают лекции на зоологические темы, демонстрируются природоведческие и научные фильмы.
с.23: В то время как зоопарки в СССР превратились в лаборатории для животных, Австралия довольствуется тем, что считает их в основном местами развлечений.
Эксперименты по скрещиванию диких и домашних животных дали интересные результаты. Например, австралийского динго (Canis dingo) скрестили с сибирской охотничьей собакой, напоминающей английского сеттера. В результате получилась собака, которая не лает и обладает очень острым обонянием и слухом. В большой клетке я заметил несколько соболей (Mustela zibellina), и доктор Мантейфель сообщил мне о проводимых экспериментах с целью развития соболиного звероводства. Мех соболей, которых разводят уже несколько лет, ценится намного дороже, чем мех чернобурых лис.
Из всех народов немцы наиболее зоосознательны, если можно так выразиться. В то время как в большинстве стран можно найти только один зоологический сад, и то, как правило, в столице, то в Германии - во многих провинциальных городах, таких как Гамбург, Лейпциг, Франкфурт, Мюнхен и т.д. имеются первоклассные зоопарки...»
(перевод выполнен с помощью авто-переводчика
Deepl)
Третья публикация - из Лондона:
По Советской России - 1937 (автор: майор Артур Сандерсон Хупер,1890-1962)
Лондон, 1937, 126 стр.
Книга многократно переиздана - в 1943 г. вышло 7-е издание, в 1944 - 8-е.
Перевод фрагмента воспоминания А.Хупера о его посещении Московского зоопарка в апреле 1937 года и беседах с профессором П.Мантейфелем и В.Чаплиной выполнен Е.Кожиной со сканов изданий
1943 (стр.16-21) и
1944 (стр.19-24).
(комментарии «Архива» даны в квадратных скобках и выделены цветом)
«...10 апреля. С помощью переводчика от ВОКСа [Всесоюзное общество культурной связи с заграницей] я отправился на встречу с руководством зоопарка, имея при себе письмо от доктора В. из Лондонского зоопарка. Я встретился с директором, профессором Мантейфелем и Верой Чаплиной. Это было захватывающее общение. Такие обаятельные, увлечённые люди - и с какой любовью, с каким восхищением они говорили о докторе В., который разделил с ними всё, что сам знал о своей профессии - животном мире. По их словам, «во всём Советском Союзе знают и любят доктора В.».
[Джеффри Марр Виверс (Geoffrey Marr Vevers - см. немецкую Википедию), глава Лондонского зоопарка, в 1935 и 1936 годах приезжал в Московский зоопарк для обмена партиями животных:
«Правда» от 31.08.1936
(источник): доктор Виверс (второй слева) рассказывает о привезенных пингвинах директору Московского зоопарка В.Островскому (слева) и профессору П.Мантейфелю (справа). 11 сентября 1936 года]
Профессор Мантейфель всемирно знаменит как исследователь животных, а Вера Чаплина известна в Советском Союзе своими экспериментами по воспитанию животных, обычно враждующих между собой, в мире и гармонии с самого рождения. Это была исключительно приятная беседа, через прекрасного переводчика. Профессор Мантейфель показал мне свой новый сборник историй о животных, которых он наблюдал, иллюстрированный с большим юмором и жизнеподобием. Эта книга, написанная для детей, была издана два дня назад тиражом 25 000 экземпляров. Сегодня, когда он хотел купить одну, их уже не оказалось: все распродали. Как бы я хотел, чтобы какой-нибудь издатель перевёл эту книгу на английский.
[титульный лист этой книги с надписью Петра Александровича Мантейфеля - Верочке Чаплиной
15 марта 1937 г.]
Некоторые истории мне пересказали...
Медвежья семья... [рассказ «История одной медвежьей семьи», о молодой медведице Плаксе и отце её медвежат, по кличке Борец] Однажды отец-медведь взял одного из малышей в пасть, поволок к водоёму и погрузил в воду. Мать-медведица пришла в ярость: она бросилась на него и сильно ранила в шею и плечо. Медведь не пытался дать сдачи, он ретировался зализывать раны и переживать обиду. Некоторое время спустя медвежонок сам подошёл к отцу, но тот в ужасе обратился в бегство, когда малыш зарычал на него. Иллюстрация этой сцены в книге восхитительна.
[Плакса избивает Борца; художник книги - Алексей Никанорович Комаров]
Ещё одна иллюстрация изображает козлёнка, которого поместили в логово к тигру, чтобы какая-то американская компания сняла фильм на потеху публике. Но на картинке - два тигра, забившиеся в страхе вглубь клетки, тогда как козлёнок, целый и невредимый, даже не подозревает об опасности. Плакали кассовые сборы!
[Тигры в страхе попятились; рассказ «Храбрецы и трусы»]
...Я расспрашивал о животных, которых растили вместе с рождения, и мне сказали, что волки, медведи, динго, барсуки, лисы и дикие козы прекрасно ладят друг с другом. Я предположил, что они, возможно, иногда нечаянно ранят друг друга, не умея рассчитывать свою силу. Но Мантейфель ответил, что звери учатся уважать те преимущества, которыми обладает каждый из них, и сильнейшие никогда не используют их против слабейших. К примеру, медведи не наносят сильных ударов лапами. Животные становятся большими друзьями и приучаются играть вместе.
[На площадке молодняка; рассказ «Дружба зверей»]
...Львица Веры Чаплиной, которую она вырастила с рождения, - великолепный питомец. Я спросил, не становятся ли львы, воспитанные таким образом, свирепыми, когда впервые пробуют мясо (мне случалось слышать о таком). Профессор сказал на это: «Нет. Ведь Вы, после того как съедите бифштекс, не свирепей, чем были». Я со смехом ответил: «Вы хотите сказать, что свирепей, чем я есть, мне уже не стать!». Это их позабавило.
Происходило всё в маленьком тесном кабинете; разные люди то и дело входили и выходили в обычном советском непринуждённом стиле. Для меня большой честью было познакомиться с такими знаменитостями и большой радостью обнаружить, что они такие простые люди.
Вера Чаплина провела меня по зоопарку, по той его части, где работает она сама и где животных воспитывают вместе с рождения. Это невысокая, сильная, спокойная, скромная женщина двадцати шести лет, очень плохо одетая. Её отдел невелик, и, хотя внешним лоском не отличался, устроен был очень практично. К тому же планировалось расширение: ей предоставили гораздо больше места для её экспериментов. Я спросил о кошке, которая вырастила семейство крыс. Крысы прожили всего два с половиной года и умерли; бедная кошка была безутешна - пришлось забрать её оттуда, где всё напоминало ей о её горе. Мы видели динго и лис, игравших вместе, а рядом - больших яков. Время от времени лисы вскакивали якам на спину, причём казалось, что якам это тоже нравится. Потом Вера принесла медвежат - самых забавных меховых футбольных мячиков, каких я когда-либо видел, - и мы все играли с ними. Один медвежонок усердно сосал мою руку в надежде добыть молока: ему явно хотелось чего-нибудь менее метафизического, чем молоко человеческой доброты. Но вскоре медвежата начали капризничать и задираться, оттого что проголодались. Ими занялась помощница, девочка лет десяти: она вернула медвежат обратно в клетку, где двое немедленно подрались, после чего юная нянька отругала их и рассадила поодиночке. Любой ребёнок, серьёзно интересующийся животными, может помогать работникам зоопарка в свободное от уроков время, тогда как настоящая, взрослая смотрительница, девушка лет девятнадцати, работает по семь часов в день. Сотрудники так увлечены, что нередко остаются и на двенадцать часов, а когда животным нужен особый уход, приезжают в зоопарк ночью, из дома, даже если живут далеко.
Следующим животным, к которому мы подошли, была серна: один из зверей, которых трудней всего поймать живьём. В сущности, это ещё не удавалось ни одному охотнику. Животные эти так пугливы, что взрослая серна, будучи пойманной, умирает от испуга. Единственный шанс - поймать совсем молодое животное, однако детёныши серны так рано учатся бегать, что уже через полчаса после рождения могут обогнать в своих родных скалах любого человека. Два месяца Вера Чаплина следовала по Кавказу за самкой серны и успела поймать малыша до того как с момента рождения прошли полчаса. Ей было невероятно трудно спустить его с гор вниз.
[Поиски серны для Московского зоопарка Чаплина вела в сентябре-октябре 1936 года, когда она с сыном Толей была в санатории в Сухуми. Но, конечно, поймали серну с детенышем местные охотники - в подарок для Нестора Лакобы, главы правительства Абхазии. 12 октября Чаплина пишет мужу в Москву:
«...Сама я тоже эти дни не могла писать. Дело в том что нашла тут серну и все дни проходят в хлопотах ее отторговать, что очень трудно т. к. это подарок Лакобо. В остальное свободное время - провожу в питомнике. [Сухумский питомник обезьян] Кстати они предлагали мне остаться тут работать, на что я конечно не согласилась т. к. уже соскучилась по семейке <...> Завтра все едут по Военно-Сухумской дороге, но я не могу т. к. завтра выясняется окончательный вопрос о том что можно ли будет взять серну...» (РГАЛИ, ф. 3460)]
И вот серна в большом загоне с десятифутовой проволочной оградой и металлической рамой по верху, около дюйма в диаметре. Там она легко могла ходить и прыгать. В один прекрасный день серна перепрыгнула в соседний загон, где жили северные олени. Прежде чем смотрители, бросившиеся ей на помощь, успели что-либо предпринять, олени напали на серну. Смотрители были уверены, что ей не спастись, однако, к их удивлению, эта робкая маленькая козочка с крошечными рожками сама двинулась на приближавшихся оленей, и, ответно атаковав их, расчистила себе пространство для прыжка обратно в свой загон. Нанеся несколько ран своим противникам, сама серна осталась невредимой. Это было маленькое, хорошенькое животное с парой очень острых рожек. Она подходила к Вере, когда та звала её, но, обнюхивая её руку, в то же время дрожала от страха.
[Вера Чаплина с львицей Кинули на площадке молодняка Московского зоопарка. Лето 1936 г. Фото из книги: Vera Chaplina. My animal friends (1939) London]
Посетители зоопарка всё время просили Веру показать свою львицу, но она была слишком занята. [Кинули в тот момент еще была в зимнем помещении бывшего попугайника, где они с Пери провели первую зоопарковскую зиму; ближе к лету их вновь поселили в отдельном домике рядом с площадкой молодняка] Однажды по какой-то причине - львица была больна, или Вера (забыл, кто из них) - Вере два месяца нельзя было видеть Кинули. Когда Вера собралась навестить свою питомицу, её предупредили, что надо быть поосторожней, но она смело вошла внутрь. Мне рассказывали, что львица невероятно обрадовалась: она скулила и прыгала вокруг Веры. Полагаю, история с квартирой хорошо известна, но если нет, то вот она. Вера забрала львёнка домой, растила его в квартире, и он играл с её колли. Однажды, когда Веры не было дома, пришёл гость; когда Вера вернулась, он сидел на шкафу, а львица - внизу. Вера отозвала льва, а гость убрался так поспешно, что она так и не узнала, был ли это грабитель. В другой раз Вера держала дома сурка или кого-то в этом роде [это был байбак Мишка; о нем здесь:
https://vchaplina-arhiv.livejournal.com/90497.html ]; однажды, придя домой, она обнаружила, что разъярённые жители квартиры стоят у дверей общей ванной и не могут попасть в неё, потому что это самое животное «охраняет» вход. Как бы мне хотелось, чтобы кто-нибудь издал книгу профессора Мантейфеля на английском...»
.