Художники-анималисты - новые и старые

May 13, 2012 20:00

На днях получили свежевыпущенный сборник рассказов:
издательство «Омега», иллюстрации Зои Яриной.
Рисунки этой художницы (весьма успешной, судя по многочисленным ссылкам на ее работы в интернете) иллюстрируют не только рассказы Веры Чаплиной, но и состояние современной школы отечественной анималистики.
Для сравнения мы покажем и рисунки мастеров предыдущих поколений…




Передние лапы собаки немощны - их обсосали коты-монстры во главе с кокетливым кроликом




Это странное существо, - вероятно, помесь козлика и кастрированного толстого пса с карикатурным выражением пьяного, но довольного мужичка




Собаки с одинаково поднятыми задними лапами, прогуливаясь, разговаривают.
По-видимому, они так (с поднятыми задними лапами) всегда ходят - судя по расслабленным мордам.




Выдра - или ящерица? Я так и не понял. По тексту - выдра, но какая же у нее морда! Какой постав задних лап! Нижнее животное в облике птицы тоже весьма любопытное.




Белый медвежонок гламурно тянет ножку из пены. Другая задняя лапа сломана, что совершенно не сказалось на его общем благостном настроении.




Это уже чистый кошмар. Моржиха представляет из себя нагромождение зеленовато-бурых экскрементов с безумными глазами и двумя костями, которые она пытается выплюнуть. Китайского вида мужичок со вспоротым горлом и запрокинутой черепушкой из последних сил душит рыбешку.

Но не все художники идут на столь смелые эксперименты.
Некоторые идут старым добрым дедовским способом - глубже изучают натуру.
Достаточно известный художник Владимир Колганов (http://www.moscowzoo.ru/get.asp?Id=N338) очень хорошо потрудился над иллюстрациями к «Питомцам зоопарка» Чаплиной (издательство «Оникс», 2004).
Большинство из его рисунков блестяще переосмысляют фотографии Анатолия Анжанова из классического издания «Питомцев» 1965 года:




Узнаете кондора Кузю?
Конечно! Исходник-то вы уже видели:




А вот еще:




исходник Анжанова получше будет:




Или вот другой художник - Андрей Асеев, иллюстрировал сборник рассказов «Фомка-белый медвежонок» («Сантакс-пресс», 1997). И среди прочих сделал вот такой рисунок:




Как вы уже догадались, по фотографии. На этот раз - довоенного фотографа Московского зоопарка Павла Воробьева:




Вы скажете: плагиат - а в издательстве ответят: творческое созидание натуры.

А теперь посмотрите, как художественно профессионально и с каким знанием животных работали в отечественной книжной графике раньше:




Алексей Комаров (1879-1977)
Оформление форзаца книги П.А.Мантейфеля «Рассказы натуралиста». 1937

И две его иллюстрации в этой книге:




Дружба зверей
(к рассказу о площадке молодняка)




Тигры в страхе попятились
(к рассказу «Храбрецы и трусы»)

Несколько рисунков Всилия Ватагина (1883/4-1969):




Бегемот Каспар
(из книги Е.Румянцевой «Мои Знакомые». 1935)




Венценосный журавль
(из книги «Московский зоопарк». 1961)




Соболь
(из книги «Московский зоопарк». 1961)

Совершенно потрясающий по раскованности, внешней простоте и профессиональной точности рисунок Дмитрия Горлова (1899-1988) из журнала «Мурзилка»:




Один из рисунков к рассказу В.Чаплиной «Малыши в зоопарке»
«Мурзилка», февраль 1953

И две работы Георгия Никольского (1906-1973), друга Веры Чаплиной еще с КЮБЗовских времен:




Обложка к изданию 1972 года




Львица
Картон, масло (26х40). Конец 1940-х - 1950-е.

Эта работа уже многие годы висит над письменным столом Веры Чаплиной
А на обороте - подпись Георгия Никольского, обращенная к ней:



.

`Комаров А.Н., `Горлов Д.В., книги Чаплиной, `Ватагин В.А., `Воробьев П.В., `Келейников А.А., `Никольский Г.Е.

Previous post Next post
Up