«Четвероногие полярники»

Jun 29, 2020 10:26

Сегодня мы покажем еще одну из ранних журнальных публикаций Веры Чаплиной - о служебных собаках крайнего Севера.

13 апреля 1934 года завершилась эпопея по эвакуации свыше 100 челюскинцев со льдов Чукотского моря:



«Известия», 14 апреля



«Известия», 15 апреля



«Известия», 17 апреля

19 июня участников экспедиции торжественно встречали в Москве.
Августовский номер «Юного натуралиста» знакомил читателей с четвероногими помощниками этой и других арктических спасательных операций:





Среди публикаций Чаплиной 1930-х годов это, вероятно, единственная, написанная в соавторстве. Тема была «на случай», материал лишь отчасти был близок тому, чем занималась Чаплина. И все же ее собственные строки узнаются в общей массе текста, обработанного Константином Кочетковым - редактором «Юного натуралиста».
Веру Чаплину здесь представили в мужском роде (но это пустяки в сравнении с тем, как ее фамилию перевирали в «Правде»: Цаплина - 24.08.1935, Чайкина - 13.09.1935)









Во второй половине 1930-х к Чаплиной, воспитательнице львицы Кинули, на площадку молодняка Московского зоопарка не раз приходили герои-спасатели челюскинцев летчики Ляпидевский и Леваневский, она хорошо знала Папанина, Громова, Мазурука…
Но к лету 1934 года из всех перечисленных в статье полярников Чаплина лично встречалась только с одним из них, четвероногим. Весной она училась в военизированной школе служебного собаководства, и, по-видимому, тогда и познакомилась с Белогрудым.
Ее наброски к статье о служебных собаках крайнего Севера нашлись в этой тетради:





«”Белогрудый” имеет большую историю. Она ничуть не меньше кого-нибудь из нас и даже больше чем у многих. Родился он на Камчатке. Его бабка, мать возили сани, и когда щенок вырос запрягли и его. Он был большого роста, почти квадратный и очень сильный. Из-за черного цвета и почти белых подпал на груди, его назвали Белогрудый».



«Нужно было доставить бензин, а это могли сделать лишь собаки. И Белогрудый со своей сворой возил бензин, провиант, масло. Собака дополняла самолет. Они работали день и ночь. А когда нашли место аварии из под глубокого снега помогали выкапывать людям погибший самолет. Так в поисках летчика Эйельсона работал Белогрудый».



«Первый раз увидела я Белогрудого в питомнике Наркомсовхоза. Чтобы его посмотреть пришлось ехать в Ильинское, где находился питомник. Маленькая безлюдная платформа и моросивший дождь нагонял тоску. Кругом стояли дачи…»



«Мобилизовали около 600[или 800?] собак, расставляли базы бензина, дошли до Ванкарема, а до Уэллена и бухты Провидения везли на собаках.
8 собак Слепнев дост.[авил] на льдину. Привязывали.
За спасение собак летчик (Молоков) нагр.[ажден] медалью».

Интересно, что в набросках Чаплиной количество мобилизованных собак для обеспечения спасательной операции расходится с окончательной редакцией в «Юном натуралисте»: в черновике - 600 (или 800?), в статье - больше 1000 собак. Это количество соответствует тому, то сообщали 20 апреля «Известия»:



Сейчас уже нет возможности узнать, откуда Чаплина взяла сведения о заметно меньшем числе мобилизованных собак. Возможно, от одного из спасенных «челюскинцев» - зоолога Владимира Стаханова, ее товарища по Кружку юных биологов зоопарка.



Владимир Сергеевич Стаханов (1909-1937)
ок. 1933

И еще:
- материал из «Известий» от 14 апреля 1934 года:





- материал из «Огонька» от 30 марта 1931 года (№ 9, с.18):



P.S.
Упомянутый в одной из газетных заметок чукотский поселок Чаплин находился около мыса Чаплина - названного в честь российского мореплавателя Петра Авраамовича Чаплина (1699-1765), очень дальнего родственника Веры Чаплиной.
.

«Юный натуралист», «Огонёк», *Белогрудый, статьи Веры Чаплиной, «Известия», `Стаханов В.С., служебное собаководство, `Кочетков К.

Previous post Next post
Up