«Погрудный портрет немолодой женщины…»

Oct 15, 2019 16:52

В 1970-х у Веры Чаплиной на даче в Ново-Бутаково часто бывала художник-график Галина Завьялова, жившая неподалеку, в подмосковных Химках.
Сейчас уже трудно сказать, что послужило началу их знакомства. Галина Петровна была значительно моложе Веры Васильевны, родилась в 1925 году в Ленинграде, закончила Репинский институт, была членом Союза художников. Собачницей она явно не была - хотя, возможно, ее связывали с Чаплиной общие знакомые-собаководы из Химок. Зато Марина, учившаяся тогда в художественной школе, хорошо помнит, как в 1974 году они вдвоем с Галиной Петровной на весь день ездили на этюды.
В 1976 году Галина Петровна, там же на даче, писала портрет Веры Васильевны. Художнице хотелось запечатлеть собирательный образ писателя-натуралиста, автора рассказов о питомцах зоопарка, и она предполагала изобразить свою модель если не со львицей, то хотя бы с лисой - и почему-то на плече. Чаплина, скептически отнесшаяся ко всей этой затее, справедливо заметила, что лиса на плече будет совсем некстати напоминать лисий воротник: так что пришлось Завьяловой заменить лису выдрой. Работала она с натуры тщательно и долго (выдру, правда, писала по представлению) - заранее предполагая делать по рисунку автолитографию для своей выставочной портретной серии. И один из оттисков подарила Вере Васильевне.

Откровенно говоря, Чаплиной портрет не нравился, да к тому же занимал он очень много места: 72 сантиметра в ширину… Автору ничего плохого она не сказала, но работу обрезала: сначала немного, потом еще и еще, доведя картон до 35 см. Вот таким фрагментом он и дошел до наших дней:



Необрезанный вариант этого портрета побывал в 1979 году на персональной выставке Завьяловой и был опубликован в каталоге (на с. 24, без иллюстрации, и упомянут во вступительной статье):



«Самому Доброму из Добрых, удивительному и любимому Человеку Вере Васильевне Чаплиной от автора с самыми лучшими пожеланиями 13/II - 80. Г. Завьялова»

Но где же можно увидеть «Портрет писательницы В.В.Чаплиной» целиком?
Как выяснилось, он имеется в музейно-историческом отделе Московского зоопарка и даже подробно описан: «Погрудный портрет немолодой женщины в фас на фоне окна. Голова и корпус чуть наклонены влево. Выражение лица спокойно и приветливо. Свет справа, левая половина лица в тени. На правом плече Чаплиной сидит выдра, поддерживаемая рукой хозяйки. Большая часть окна справа закрыта занавеской с вьющимся узором из листьев. Слева за окном видна кормушка для птиц. В нижнем левом углу в небольшом прямоугольном поле изображение головы львицы Кинули, выращенной Чаплиной в 1930-е гг. Монохромный серый оттиск на белом фоне».
А вот и его изображение:



Источник: музейный Госкаталог РФ: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5882369

Видно, что портрет вял и вымучен, характер не схвачен - нет в нем действенной связи с животным.
Для сравнения - фотография Веры Чаплиной с дворняжкой Капиком там же, в Ново-Бутаково:



Вера Васильевна не могла сдержать разочарования - она не хвалила портрет: просто слушала как Галина Петровна объясняла, что всё получилось просто замечательно и она очень довольна результатом. Чаплина, как воспитанный человек, взяла себя в руки и, наконец, «согласилась» с автором.
А недорезанный картон все эти годы пролежал в папке на шкафу. И продолжает там находиться…
.

`Завьялова Г.П.

Previous post Next post
Up