Как и для многих авторов определяющей для Чаплиной стала ее вторая книга - «Мои воспитанники»(1937). И действительно, вошедшие в нее рассказы, среди которых «Арго», «Лоська», «Тюлька», не только обнаружили собственный стиль писательницы, но и стали одними из лучших в ее творчестве. А история про львицу Кинули, воспитанную в городской квартире, кроме того получилась настоящим бестселлером, ожидаемым читателями еще до своей публикации.
«
Вера Чаплина с львенком Кинули. Москва, Большая Дмитровка, лето 1935»
РГАЛИ фонд № 3460
События, описанные в этой повести, начались весной 1935 года и уже осенью были широко известны не только в Москве, но и далеко за ее пределами благодаря многочисленным газетным заметкам и репортажам в киножурналах. На Чаплину буквально обрушился поток писем от незнакомых детей и взрослых из разных городов страны. Причем большинство из них, не зная ее точного адреса, надписывали конверты просто: Московский зоопарк, Кинули Чаплиной. Вскоре известность становится международной: в декабре американская «The Christian Science Monitor» публикует большую статью о Вере Чаплиной, Кинули и площадке молодняка; затем с ней заключают договор об издании произведений за границей, и в 1939 году в Лондоне выходит книга ее рассказов «My animal friends».
«
«The Christian Science Monitor». Декабрь 1935 г.»
РГАЛИ фонд № 3460
К этому времени жизнь Чаплиной насыщается до предела. В 1937 году рождение дочери Люды не помешало 29-летней сотруднице Московского зоопарка стать руководителем всей секции хищников. Она продолжает активно сотрудничать в газетах, журналах и на радио, пишет тексты к диафильмам, работает сценаристом и консультантом в научно-популярном кино. Порой ей опять приходилось дома выхаживать брошенных или осиротевших детенышей - так было с леопарденком Заботкой, выдренком Наей. В зоопарке не прекращается общение с Кинули, Арго. Появляются новые воспитанники: медвежонок Фомка, овчарка Куська, в начале 1941 года - гепард Люкс. В мае того же, 1941 года Вере Чаплиной объявляют благодарность «как лучшей ударнице Московского зоопарка»…
Но все ломает и ставит на грань жизни и смерти начавшаяся война. Чаплину направляют в Свердловский зоопарк, куда вывозили часть животных из Москвы. В хаосе массовой эвакуации она пережила ужас потери детей, и лишь самообладание и счастливый случай помогли ей найти их где-то под Пермью. Обстоятельства еще не скоро позволили им быть вместе (лишь осенью 1942 года у Веры Васильевны появилась крохотная, но отдельная комната с печкой), а пока двенадцатилетнего сына удалось пристроить у знакомых в Челябинске. Впрочем, тяжело тогда приходилось всем. Но особенно трудно было сохранить жизнь животным. «Не хватало кормов, приходилось прилагать громадные усилия, чтобы накормить, спасти их, - рассказывала годы спустя писательница. - Все без исключения сотрудники зоопарка самоотверженно боролись за жизнь наших питомцев. Мы делились последним с детьми и ..зверями» [из интервью газете «Вечерний Свердловск» 19 июня 1991 года]. В тяжелейших условиях войны выручала способность не растеряться, искать нестандартные решения. В Свердловском зоопарке Чаплина проявляет себя умелым и решительным организатором: летом 1942 года ее назначают заместителем директора, а весной 1943 года возвращают в Москву и поручают руководство производственными предприятиями столичного зоопарка, где она и встретила окончание войны.
Ее дети и муж выжили, оба брата погибли. Молодость осталась где-то далеко позади, хотя Вере Чаплиной еще не было сорока. И во многом жизнь нужно было начинать сначала. Именно тогда в ее судьбе происходит окончательный поворот к литературе. В 1946 году Чаплина уходит из зоопарка, который был ее домом более 20 лет, и в историю которого она вписала свою яркую страницу. Уходит, чтобы встать на еще не вполне для себя твердый путь профессионального писателя. На этом пути, конечно, можно было воспользоваться прежними достижениями и двигаться по инерции в творческом спокойствии, как это сделало немало «писателей одной книги». Однако, трудно представить эту решительную, волевую женщину бесцельно пребывающей где-то на обочине. И главное: Чаплиной было что сказать читателям.
В 1947 году выходит ее новый сборник «Четвероногие друзья», в котором помимо переработанного текста «Кинули» впервые появились такие рассказы как «Фомка-белый медвежонок», «Волчья воспитанница», «Куцый», «Шанго» и другие. «Четвероногие друзья» имели необычайный успех: уже через несколько лет они были переизданы не только в Москве, но и в Варшаве, Праге, Братиславе, Софии, Берлине. А когда в 1950 году Чаплина вступала в Союз Писателей, то рекомендовавшие ее С.Маршак и Л.Кассиль недоумевали, почему это не произошло гораздо раньше.
В послевоенные годы начинает проявляться и другая тема в творчестве Веры Чаплиной. Животные зоопарка зачастую обращали на себя внимание публики своей экзотикой, необычностью самой встречи с ними. Одной из самых распространенных просьб, с которыми обращались к ней в письмах многочисленные юные читатели, было пожелание прислать им львенка, тигренка или хотя бы медвежонка. Вера Васильевна в таких случаях спрашивала: а кого вы уже вырастили сами? Кормите ли зимой птиц во дворе, помогаете бездомным собакам и кошкам? И знаете ли вы хоть что-то о тех, кто живет в ближайшем лесу, в поле, у речки..? Другом может стать самый обычный четвероногий или крылатый питомец - это она с детства узнала сама и сейчас открывала своим читателям. Единомышленником в этой теме и литературным соавтором Веры Чаплиной с конца 1940-х годов стал известный писатель-натуралист Георгий Скребицкий. Интересно, что в своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям - писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живет майский жук.
В соавторстве со Скребицким Чаплина создает сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще»(1949). И все же главным писательским материалом для Чаплиной продолжает быть жизнь Московского зоопарка. Конечно, эта жизнь менялась: уже давно там не работал П.А.Мантейфель, с войны вернулись не все ее товарищи. Но оставались ненаписанными многие замечательные истории из недавнего прошлого. Да и настоящее торопило новыми сюжетами - теперь ими делились оставшиеся в зоопарке друзья. Всё это послужило основой для таких рассказов как «Медвежонок», «Кондор», «Марьям и Джек», «Мусик», «Крылатый друг» и для ряда других, вошедших в сборник «Питомцы зоопарка»(1955). И в дальнейшем Вера Васильевна не раз пополняла как цикл рассказов под этим названием, так и цикл «Мои воспитанники» - свой окончательный вид они приобрели только в 1965 году.
«
1965 г.»
Обложка Г.Никольского
Надо сказать, что каждый выход новой книги Чаплиной становился большим и ожидаемым событием. Немалую роль в этом играли иллюстрации талантливых художников-анималистов Дмитрия Горлова и Георгия Никольского. Мастерство и профессиональная точность позволяли им свободно и легко показывать живые характеры зверей - и в этом проявлялось глубокое соответствие работы художников стилю писательницы. Другим, репортажным видом иллюстрации были многочисленные фотографии Анатолия Анжанова с реальных мест описываемых событий - площадок и вольер Московского зоопарка.
В 1950-60-х годах с героями произведений Веры Чаплиной, помимо читателей социалистических стран, знакомятся во Франции, Японии, США, и ее книги, одни из немногих в то время, широко представляют за рубежом образ советской детской литературы. Это весьма примечательно, ибо как раз советская идеология в них совершенно отсутствовала. Впрочем, данное обстоятельство не мешало издательству «Международная книга», расширяя круг своих иностранных читателей, публиковать «Четвероногих друзей» и «Питомцев зоопарка» на испанском, хинди, арабском и других языках.
Что касается самой писательницы, то после ухода из зоопарка и тяжелой болезни начала 1950-х годов ее жизнь всё более приобретает частный характер. Чаплина мало уделяет внимания публичной стороне писательской профессии, не стремится в литературное начальство и испытывает к себе на удивление прохладное отношение со стороны начальства зоопарковского. Зато она становится общественным инспектором охраны природы, осваивает вождение автомобиля (после того, как почти год была парализована из-за энцефалита), ведет дачную жизнь. Выросли ее дети, появились внучки, и расширился круг семейных забот. Со стороны казалось, что она излишне отдается этим заботам и погружается в рутину обыденности. Возможно, так оно и было. Но Вера Чаплина привыкла быть лидером - и в своей семье она всегда сама несла основной груз ответственности. А вот обыденность вряд ли обременяла ее, потому как она с детства имела счастливый талант в самых обыкновенных обстоятельствах и ситуациях обращать внимание на что-то очень интересное для себя и неожиданное для других.
С возрастом этот талант не только позволял писательнице находить новые сюжеты для творчества, но и в какой-то мере преобразил его характер. На смену крупным планам и ярким краскам, создававшим приподнятые по настроению, а порой и драматические портреты четвероногих героев, приходят образы вроде бы меньшего масштаба. Но теперь они приходят как будто из собственной жизни читателя. Кажется, что Вера Чаплина уже не столько рассказывает какие-то истории, сколько просто помогает заметить и разглядеть наших не всегда приметных четвероногих и крылатых соседей. И как становится увлекательным и забавным следить за проказами прожорливого семейства воробушка Пика! Как захватывают перемены, происходящие в жизни дворняги Мухтара - как будто они происходят с нашим собственным участием. Даже с виду малосимпатичная жаба оказывается занятной и узнаваемой Хромкой. И вот уже мир рассказа в чем-то меняет реальную жизнь читателя - ему теперь легче стать чуть наблюдательнее, немного добрее. И, быть может, не только к зверям, но и к людям.
Эти новые черты творчества Чаплиной, впервые отчетливо проступившие в сборнике «Друг чабана» (1961), полностью раскрылись в цикле ее поздних рассказов «Случайные встречи» (1976). Многие из них - «Забавный медвежонок», «Испорченный отпуск», «Пуська», «Как хорошо!» - полны комических ситуаций, которые порой случаются с нами при более близком знакомстве с «очаровательными» зверятами. То, что вытворяют при этом зверята, может легко вывести из себя даже очень спокойного человека, и Вера Чаплина остроумно, но без насмешки рассказывает об этом. Видно, что писательница и сама не раз попадала в подобные ситуации, и что люди, которых она показывает растерянными и рассерженными, несмотря ни на что способны сохранить к своим маленьким «мучителям» доброе, человеческое отношение.
Знаменитые питомцы Московского зоопарка и многие личные воспитанники писательницы, случайно встреченные четвероногие друзья - их лица и характеры предстают перед нами на страницах ее книг. Через все эти разные истории, может быть не столь заметно, но очень значимо проходит и образ человека. От его доброты и ответственности подчас полностью зависят судьбы зверей. Но звери не остаются в долгу - забота о них как-то легко помогает человеку стать лучше, а их преданность и любовь делают его жизнь счастливее. Именно об этом рассказывают нам замечательные произведения Веры Васильевны Чаплиной.
Максим Тавьев (2008)
.