Права человека могут рассматриваться только в соответствии с его обязанностями

Dec 27, 2016 15:27

Очередное хорошее интервью Андрей Кончаловского.
Позволил себе маркер:

- ...«Рай» для меня очень важный опыт рассуждения об амбивалентности злодеяния - это немного иная тема, чем тема Холокоста. Зло не обязательно воплощается в образе монстра. Это может быть умный, образованный, талантливый…

- Любящий Чехова…
- Да, любящий Чехова, аристократичный, красивый, удивительно цельный человек.
Для меня очень важно, что он вступает в эту мутную реку зла, и течение его несет. ...
Что до французов, то, во-первых, у них есть нормальная цензура.
Я это знаю, сам сталкивался.
В свое время я пытался снять там картину про араба, который становится джихадистом.
Идея простая: живя рядом с французами, можно стать джихадистом.
Но снять такое нельзя, разумеется, потому что там - цензура.
Во-вторых, французам крайне неприятно ворошить свое собственное прошлое.
И это было совершенно правильное решение де Голля - закрыть все дела коллаборационистов на 60 лет. Архивы открываются только сейчас, когда они все уже померли.
Знаете, почему де Голль принял такое решение?
Потому что понимал, что нельзя раскалывать общество. Пол-Франции же были коллаборационистами, да если уж начистоту, бóльшая ее часть.

- Вы действительно считаете это правильным? То есть, в переносе на нашу почву, беда не в том, что в 1991-м, во времена разгрома КПСС и развала СССР, не было люстраций, а в том, что вообще стали рассказывать правду о тех, кто сажал, кто доносил, кто расстреливал?
- Что касается разгрома КПСС, то нельзя назвать это удачным политическим решением.
Нельзя забывать, что коммунистические идеи были воплощением чаяний большого количества людей.
Эти люди истово и искренне в них верили.
Я даже думаю снять фильм про секретаря низовой партийной организации в каком-нибудь забытом году прошлого века.
Это же были нормальные, честные люди.
Их, конечно, что-то не устраивало, но 1960-е годы - после десталинизации - не были для них хорошим временем.
Они не могли ничего сделать против, так сказать, логики, возникшей во времена хрущевизма, но они не мечтали о том, чтобы их жизнь и идеалы облили грязью. Наступило другое время: все идеи, в которые они верили, были опорочены, и на Сталина повесили все грехи, ответственность за которые должны были нести те, кто начал десталинизацию. Ну и что дальше? Что, все стали хорошими? И в подъездах перестали гадить? И выбрасывать мусор в окно перестали? Ну, это же смешно.
Ментальность народа не меняется в связи с тем, что вдруг решено покончить с прошлым.
К тому же покончить с ним невозможно.
...Мне кажется, огромная часть нашей страны живет в архаической системе ценностей. У нас язычество переплетено с коммунизмом, а коммунизм - с православием. И любое правительство в России, в том числе нынешнее, - это правительство социально ориентированного государства.

- В каком смысле?
- В том, что оно чувствует себя обязанным кормить людей, которые не хотят много работать и зарабатывать, а вполне довольствуются малым.
Сложно заставить людей вопреки их воле заниматься бизнесом.
Дело не в том, что кто-то не дает, а в том, что не надо это русскому человеку.
И бизнес, и свобода эта пресловутая большинству не нужны.
Было бы надо, взяли бы как миленькие.
Свободу же не дают, свободу берут! А людям это не нужно. Надеюсь, вы понимаете, что мы с вами говорим о нации, а не о гражданах в пределах Садового кольца.

- Мне кажется, довольно рискованно решать за целую нацию.
- Решать трудно, но понимать необходимо. Надо как-то понимать, где мы живем и в какую сторону стоит смотреть. Мы не сможем изменить национальную ментальность, не поняв ее.

- Это похоже на трансформацию риторики Путина, который в начале своего президентства заявлял о европейских ценностях, о России как части Европы, потом все меньше говорил, а сейчас и вовсе не говорит.
- На мой взгляд, вы неправильно воспринимаете то, что произошло. Россия действительно пыталась войти в европейский ареал. Такова была идея Путина, который, конечно, самый большой в стране европеец по своим убеждениям. Но Запад отверг Россию, отверг Путина, потому что мы им не нужны сильными, а нужны разваленными, как во времена перестройки: замечательная страна с полным говном вокруг и нищей армией.
Путин это понял.
И другого выхода, кроме как строить армию и искать союзников на Востоке, у него не осталось.

- Вам такой поворот по нраву?
- Я раньше был западником и тоже думал, что у России один путь - на Запад.
Теперь убедился, что нет у нас такого пути.
И, слава богу, что двигаясь в этом направлении, мы сильно отстали.
Потому что Европа на грани катастрофы - это, кажется, совершенно понятно.
Причины катастрофы в том, что, как оказалось, нельзя во главу угла ставить права человека. Права человека могут рассматриваться только в соответствии с его обязанностями. Они отказались от традиционных европейских, а значит христианских, ценностей.

- Вы действительно считаете, что Владимир Путин - европеец?
- А вам так не кажется? Скорее всего, потому что вы не анализируете всю траекторию его президентства. Да - и по складу ума своего, и по опыту жизни в Европе. Я думаю, что, когда он возглавил страну, у него были определенные идеи, которые очень видоизменились под давлением внутренних и внешних обстоятельств. Он пришел в абсолютно разрушенную страну, и ему в управление досталась гигантская архаическая масса людей, которые настроены к государству враждебно, - в силу системы своих приоритетов. Его усилия прежде всего были направлены на предотвращение распада. Я вообще представить себе не могу, как ему все это удалось.
У Путина, как у западника, как у человека, который прекрасно говорит по-немецки и знает мировую культуру, конечно, были иллюзии, что России надо возвращаться в Европу. Но в Европе ему сказали: «А вы кто такой вообще? Мы вас не ждали».
И Мюнхенская речь - это результат колоссального разочарования Путина в своих идеях относительно Европы и понимания того, что жить предстоит в той части света, которая далека еще от гражданского общества. Это все сложнейшие проблемы, которые, конечно, нам с вами за пределами Садового кольца не видны, но руководить страной без этого понимания невозможно.

- В моей логике за этим «пониманием» приходит желание «просвещать». И тут уже к вам вопросы.
- Что вы имеете в виду под «просвещать»? Грамотность? Дело в том, что мысли-то все равно остаются архаичными, в пределах «кто не с нами, тот против нас», в пределах деления на белое и черное. Модернизация средств общения меняет скорость общения, но не его уровень. Мой вывод вам не понравится: мы не Западная Европа и не будем ею, и не надо стараться.
...вы возьмите свою головку в руки и подумайте лет двадцать - и вы тоже изменитесь. Думающие люди нередко меняют свою точку зрения. Не меняются только идиоты. А на меня очень сильно повлияла моя жизнь на Кенозере, где я снимал «Почтальона», - жизнь с людьми, которые гармоничны во всем, что они делают, которых не касается ни Владимир Путин, ни Владимир Познер, ни «надо расплатиться за прошлые грехи», ни вообще что-либо из нашей бурлящей жизни. Они живут в полной архаике, в каком-то удивительном мире своей шекспировской гармонии. Или даже античной трагедии.

- В чем это проявляется?
- Они никуда не стремятся. Их не загонишь ни в капитализм, ни в частное предпринимательство. Конечно, там есть, что называется, «крутые», но это не класс буржуазии, который динамичен и который испытывает ответственность за страну. Буржуазии никогда не было и пока еще нет. И это тоже одна из проблем российской истории - через нее не надо перепрыгивать.

- Выходит, раньше вы были либералом, а потом сходили в народ и вернулись оттуда совершенно новым человеком. Так?
- Не прикидывайтесь такой наивной. Зачем так упрощать? Я снял три фильма в русской деревне, я живу в этой стране и знаю мой народ - очевидно лучше вас, хотя бы потому, что на 40 лет вас старше. И постепенно убедился, чтобы изменить страну, надо изменить ментальность. А чтобы изменить ментальность, нужно изменить культурный геном. А чтобы изменить культурный геном, надо сначала его разобрать на составные части вместе с величайшими русскими философами - то есть понять причинно-следственную связь, которая в нашей стране до сих пор не изучена. И только потом уже решить, куда нам идти.
Наивно думать, что всеобщая грамотность изменит человека. Например, бизнес в представлении в России - это воровство. Из-за Садового кольца это неочевидно, но это так.
Там, за кольцом, за Москвой - совсем другие ценности у людей: они хотят, чтобы государство их оставило в покое.
А это значит, что они не граждане, а население.
И миллионы россиян - это население. О каких гражданских инициативах мы говорим?

- Мне кажется, население становится гражданами именно благодаря просвещению.
- В каких вопросах вы хотите просвещать?

- Как минимум, в вопросах собственной истории. Через 60 лет после XX Съезда КПСС в России ставят памятники Сталину. И вопрос о том, кто он - кровавый диктатор или эффективный менеджер - все еще предмет общественной дискуссии.
- Обсуждение Сталина, Ленина или даже императора Александра не имеет никакого значения. Если мы хотим думать о том, как двигаться вперед, надо прежде всего понять, что за культурный код у русской нации. Все кругом меняется, и только он не изменился за последние тысячу лет.

- Что это за культурный код?
- У нас крестьянское сознание. У русского человека добуржуазные ценности: «своя рубашка ближе к телу», «не трогай меня, я тебя не трону», «ой, на выборы идти - зачем это нужно; придется пойти, потому что придут и погонят, а то и накажут». Крестьянское сознание - это отсутствие желания принимать участие в обществе. Все, что за пределами интересов семьи, в лучшем случае вызывает равнодушие, в худшем - враждебность. Возникновение буржуазии в Европе породило республиканское сознание. А республика - это общество граждан. В России республиканское сознание было всего в двух городах - Псков и Новгород. Все, больше никогда и нигде. Впрочем, и эта колыбель была задавлена.

- Традиции «задавливания» как раз из тех, что аккуратно соблюдаются в нашей стране из века в век. Едва что-то новое, свежее поднимает голову, как раздается звонкая оплеуха: сюда не ходи, с этим не экспериментируй, таких-то чувств не оскорбляй. Мы живем во время ренессанса доносов и торжества цензуры.
- Честное слово, от ваших мыслей у меня уши вянут. Судя по вашим вопросам, вы не знаете, что такое настоящая цензура и доносительство. Я лично сожалею, что нет цензуры. Цензура никогда не была препятствием для создания шедевров. Сервантес во время инквизиции создавал шедевры, Чехов писал в прозе все то, что не мог из-за цензуры написать в пьесе. Вы что думаете, что свобода создает шедевры? Никогда. Шедевры создают ограничения. В творческом плане художнику свобода ничего не дает. Покажите мне эти толпы гениев, которых жмет цензура? Да нет таких.

- Вот очевидный и наглядный пример: из-за цензуры год назад был закрыт спектакль «Тангейзер» Кулябина.
- Что главное в опере? Музыка. А режиссура второстепенна. Режиссер в опере - это слуга композитора, дирижера и солиста. Культурный режиссер не имеет права переделывать сюжет. Это называется «самовыражение за счет гения». Напишите свою оперу, отыщите современного композитора, который ее напишет, и делайте, что хотите. Но брать Вагнера, на мой взгляд, - это кощунство. Но у этого талантливого мальчика получилось все замечательно! Он теперь в Большом театре спектакли ставит. И это цензура? Это старая мулька: сделать скандал, чтобы стать знаменитым. Ничего тут нового нет.
...если спектакль создается, чтобы спровоцировать возмущение, то это как раз та реакция, которой художник добивался.
Вообще дело, на мой взгляд, совершенно в другом: к сожалению, культура у нас, в большом смысле этого слова, кончилась, режиссеров нет. Ведь, если разобраться, что такое режиссура? Это обилие художественных ассоциаций, колоссальная культурная база, без этого ничего нет, все остальное - прикол. Так вот, у нынешних наших молодых режиссеров приколов полно, а художественных ассоциаций ноль. В этом беда, а не в какой-то там цензуре. Это все подмена понятий. Как и модные нынче обвинения в переписываниях истории, сокрытии правды… За последние 20 лет было столько написано так называемой правды, которая не оказывалась правдой. И знаете почему? Потому что история очень субъективна. И нельзя сказать: вот во времена разоблачений писали только правду, а сейчас только врут. Нет. Дело в том, что истина в истории вообще не может торжествовать, потому что история трактуется всегда согласно тому, кто ее трактует. А объективная история - это огромная иллюзия. Очередная. Ну, мы живем иллюзиями.
История никогда не начиналась - она живет в нас все время, но она является частью субъективного видения.
И никто не может претендовать на объективность. Конечно, понятно, когда тиран убивает людей, то это катастрофа определенная и кровавая. И, конечно, Гитлер - это безумный человек, но не забывайте, что за него проголосовала бóльшая часть Германии.

- Почему нацизм и Гитлер как идеология запрещены во всем мире, а сталинизм и Сталин процветают в нашей стране?
- Вы хотите, чтобы это было запрещено?

- Я хочу, чтобы понятие преступлений сталинизма и Сталина было частью государственной идеологии.
- Значит, вы тоже за цензуру - только ту, которая устраивает вашу точку зрения. Может, дело в том, что сейчас появляется поколение людей, которые не знают, каким Сталин был. Но это неграмотные люди.

- Вполне грамотные. Говорят, что, может, Сталин кого-то и убил, но при нем промышленность заработала, индустриализация была проведена, войну выиграли.
- Но это тоже исторические факты. А если это есть [то, о чем вы говорите], так это только подтверждает тот факт, что цензура необходима. Будет цензура - будут правила. В том числе и ограничивающие идеологическую пропаганду. Понимаете, я имею в виду цензуру настоящую, естественную, ту, которая везде есть. Она существует в Америке, существует в Европе, в Ватикане. Андре Жид, по-моему, сказал: «Когда искусство теряет свои цепи, оно превращается в прибежище химер». Так и с идеологией. В общем, цепи нам нужны. Терять их ни в коем случае нельзя.

Previous post Next post
Up