"Множеством гнусных ртов приникает к вам эта тварь; гидра срастается с человеком, человек сливается с гидрой. Вы одно целое с нею. Вы - пленник этого воплощенного кошмара. Тигр может сожрать вас, осьминог - страшно подумать! - высасывает вас. Он тянет вас к себе, вбирает, и вы, связанный, склеенный этой живой слизью, беспомощный, чувствуете, как медленно переливаетесь в страшный мешок, каким является это чудовище.
Ужасно быть съеденным заживо, но есть нечто ещё более неописуемое - быть заживо выпитым".
В.Гюго
Продолжение зарисовки
Про осьминогов в истории политической карикатуры_Гугл-исследование в X частях В предыдущих сериях...)
Да -- к 70-м годам благодаря усилиям художников, литераторов и создателей мифологии (за исключением японских)) образ у спрута/осьминога сложился очень не благообразный: если не зло в чистом виде, то что-то очень близкое к нему.
Этот образ "зла, раскинувшего шупальцы" потом тиражировался так густо и многопланово, что во вторую половину 20 века и по сей день осьминога "отмывали" -- по крайней мере в детском сознании.
Теперь мультяшный образ осьминога очарователен и вызывает доверие
Теперь почти праздный вопрос -- кто первым в 19 веке взял художественно-литературный образ спрута и "приложил" его к политике?
Это нам сейчас кажется, что осьминог весьма органичен образу организаций, представляющих общественную опасность: мафии, монополии, тайных обществ, тоталитарных сект и т. п.
Но так всегда кажется -- колесо, огонь, пуговицы, скрепки и липучки кажутся элементарно изобретаемыми)
Кто-то был первым, кто увидел связь осьминога и политики, и назвал кого-то чего-то этим похожим на морское чудовище "злом, раскинувшим шупальцы".
Итак, встречайте.
Бурное развитие железных дорог в США привело в т.ч. к сериям всевозможных аварий и смертей, поэтому помимо благожелательного творческого отношения к развитию железнодорожного транспорта, появилась и целая серия критических карикатур.
Едкие изображения были связаны и с руководством железных дорог.
Вот двое из них: Джей Гулд изображен в качестве финансового Мефистофеля, Гарриман изображен в качестве монополиста и работника Уолл-стрит.
Наконец, саму железную дорогу изображали в виде монстра Франкенштейна или Осьминога.
Рыба-дьявол -- монстр Централизации
Daily Graphic, 4 марта 1873 года
Создатель: Фрэнк Белью
Рыба-дьявол, щупальцы которой это отдельные направления железных дорог -- они опутали Колумбию (
один из символов США) хватки и уже съедено честь конгрессменов.
Так началась долгая дорога в дюнах -- хождения Осьминога в политической карикатуре -- кстати, совсем скоро появятся Морган, Ротшильд, Stadart Oil и, например, "Борьба славянина"
Автор Pughe John
Опубликовано: журнал "Шалун" 21 июня 1905.
На рисунке изображен русский человек, стоящий в шлюпке -- он, используя топор с надписью "Национальное собрание" вступил в бой с осьминогом с надписью "Бюрократия", который носить корону и королевское платье.
Его щупальца помечены как:
-- Взятки
-- Заточение
-- гнетущее налогообложение
-- деспотизм
-- религиозная нетерпимость
-- Cossackism -- [беспредел правоохранительных органов]
-- некомпетентность
-- жадность
Ничего не напоминает?)
продолжение будет