Камилла Клодель: цена женской гениальности.

Mar 12, 2014 20:10

Как жили и умирали великие женщины до феминизма. Чтоб потом никто не говорил, что настоящий талант и так пробьётся.

Originally posted by fiona_2013 at Камилла Клодель: цена женской гениальности.

Камилла Клодель. Впервые я услышала о ней в конце 90-х, во время экскурсии по музею Родена в Париже. Не знаю почему, ещё при входе меня привлекла одна странная скульптура. Экскурсовод объяснила, что это бюст Камиллы Клодель, "любовницы и ученицы" Родена, и показала её работы. Рассматривая их я и провела почти всё время экскурсии. Потом, уже вернувшись, я прочла биографию гениальной женщины, чьи жизнь и талант были загублены завистью, жестокостью и ложью.


Камилла Клодель родилась 8 декабря 1864 года в состоятельной семье мелких буржуа, которые проживали в деревушке Фер-ан-Тарденуа. Отец, Луи Проспер, занимался торговлей и банковскими операциями, мать, Луиза Серво, была из семьи фермеров и священнослужителей. Кроме Камиллы, в семье были ещё дети - её младший брат, Поль, и несколько сестёр. Мать не любила дочь, считая, что удел девушки из порядочной буржуазной семьи - дети и дом, а не лепка из глины, однако отец во многом поддерживал Камиллу. Во время детства Камиллы семья несколько раз переезжала.

По свидетельствам родственников, Камилла всегда была бунтаркой и не сомневалась в своей гениальности. Ей брат пишет: "Я так и вижу ее, эту горделивую девушку в триумфальном расцвете красоты и гения, вижу то влияние, часто жестокое, которое она оказывала на мои ранние годы". Исследователи утверждают, что искру гения в младшем брате зажгла именно Камилла. Возможно, именно этого он и не смог никогда ей простить. Раннее творчество Камиллы не сохранилось до наших дней, однако оно было достаточно значительным, чтобы скульптор Альфред Буше был поражен столь многообещающим юным дарованием, что стал её первым учителем.

В апреле 1881 года отец перевозит семью в Париж. Камилла посещает Академию Коларосси, ставшую впоследствии мастерской Гранд Шомьер. Кроме того, снимает мастерскую на улице Нотр-Дам-де-Шан вместе с тремя подругами-англичанками, вольнослушательницами Школы изящных искусств, с которыми познакомилась, по-видимому, в Академии Коларосси. В это же время Буше знакомит свою бывшую ученицу с Полем Дюбуа-Пигалем, директором Школы изящных искусств. Увидев её работы он, по свидетельству Матиаса Морхардта, произнёс фразу: "Вы учились у господина Родена?" Разумеется, с Роденом в то время знакома Камилла не была. К этому периоду относятся первые известные работы Камиллы: Поль Клодель в 13 лет, и Старуха Элен.

В 1882 году Камилла с другими девушками арендует мастерскую, где в 1883 г. она встречается с Огюстом Роденом, преподающим им скульптуру вместо её старого учителя, Альфреда Буше. Родену на тот момент чуть больше сорока лет. Он ещё не настолько гениально известен, зато уже скандально знаменит обвинениями в выдаче слепка с тела натурщика за скульптуру. Он много лет живёт с Розой Бёре, на деньги которой открыл первую мастерскую и от которой у него есть сын (никогда им не признанный). Камилла становиться сначала его помощницей, а затем и любовницей. Очарованная мастером, она и не замечает, как бесповоротно влюбляется.

Есть много свидетельств, что Камилла не только "шлифовала руки и ноги" роденовских скульптур и была его персональной моделью, но и принимала участие во всех его работах, включая знаменитые "Врата Ада". Не случайно взлёт его популярности приходится на время знакомства с Клодель. Вместе с Роденом Камилла становится вхожа в высшее парижское общество. В 1888 году отношения с родными окончательно портятся и Камилла покидает отчий дом и снимает квартиру поблизости от особняка на бульваре Итали. Отношения постепенно дают трещину, Роден не желает прекратить так устраивающее его существование на два дома, к тому же, как жалуется Камилла в письме к своему брату, подписывает её работы своим именем...

В 1892 году Камилла беременеет от Родена, но в результате несчастного случая теряет ребёнка. Однако существует мнение, что, по настоянию любовника, она была вынуждена сделать аборт. Начались осложнения и Камилла больше не может иметь детей. В то же время Камилла осознаёт, что Роден совершенно не собирается бросать преданную Бёре и что сама Камилла была лишь очередной служанкой у маэстро, что его талант, напитанный её идеями, которыми она так щедро с ним делилась, воссиял, а её карьера погублена: все считают её тенью, подражательницей, и правды уже не доказать. У неё начинается сильнейшая депрессия и в 1893 она порывает с Роденом. У неё ничего нет, даже её работ. Камилла пытается восстановить справедливость, обвиняя Родена в присвоении работ, но кто она такая по сравнению с мировой знаменитостью?! Даже её старый учитель, Альфред Буше, без раздумий встаёт на сторону Родена. Однако окончательно мучительные для неё любовные отношения она находит силы прекратить лишь в 1898 году. С этого момента Родену она напишет только один раз.

Результатом разрыва становятся работы Бронзовый вальс и Эпоха зрелости. В отчаянно умоляющей коленопреклонённой женщине Камилла изобразила себя.
Стремясь забыться и найти средства к существованию, Камилла очень много работает, изготавливая даже предметы обихода в стиле модерн. Однако денег для творчества всё равно недостаточно.

С 1903 года она начинает выставляться. Известный критик Октав Мирабо говорит о ней:"Бунт против природы: женщина - гений!". Но для признания нужны деньги и связи, а ничего этого у Камиллы нет. К тому же Роден, с лицемерной заботливостью пишущий Мирабо:"Что до мадемуазель Клодель, чей талант достоин Марсова поля... Все как будто считают, что она моя протеже, когда это непризнанный талант... я уверен, в конце концов ее ждет успех, но бедная художница будет несчастна, еще несчастнее потом, узнав жизнь, сожалея и плача, осознав, может быть, слишком поздно, что она стала жертвой собственной гордыни; она художник, честно работающий, но, может быть, ей придется пожалеть о силах, растраченных на эту борьбу и запоздалую славу, раз за них приходится расплачиваться болезнью", всячески препятствует продажам её работ, особенно государственным заказам и распространяет слухи о её сумасшествии (Поль Моран рассказывает, как Роден приходил к его отцу в 1898 году:

Я был совсем еще мальчишкой, когда однажды утром к нам во время завтрака вдруг явился Роден. "Он прячется от своей обожательницы", -- сказал мой отец. Мне показалось забавным, что такой огромный и толстый великан, как Роден, может бояться какой-то женщины. Отец возразил:"Тут нет ничего смешного, это очень печальная история. Девушка - его лучшая ученица, гениальная; она красавица и любит его; но она сумасшедшая. Ее зовут Камилла Клодель". Так я впервые услышал это имя).

В 1905 психика Камиллы действительно не выдерживает и она начинает страдать психическими расстройствами. Мать и младшая сестра Луиза не общаются с ней. Какое-то время её материально поддерживает брат, а после его женитьбы и отъезда в Китай с дипломатической миссией, - отец. Она живёт уединённо, практически в нищете, и продолжает творить.
Потрясает достоинство и чувство юмора, с которым "Сумасшедшая Камилла" пытается выжить. Вот отрывок из её письма к Эжену Бло от 1905 года:

Вот, наверное, единственное, что я могу ответить на ваше приглашение быть на Осеннем салоне: я не люблю иметь дело со всякими административными штуками, ничего в них не смысля, а потом, не могу являться на публике в тех туалетах, какими в настоящее время располагаю. Я -- как Ослиная Шкура или Золушка, обреченная стеречь золу у очага, но не надеюсь на появление феи или Прекрасного принца, которые превратили бы мою одежку из шкуры или золы в платье цвета времени.

В период до 1910 года из её рук выходят Болтушки, Камин, Волна, Флейтистка, Маленькая наследница замка, Аврора, Молитва, Персей и Горгона, Мольба, множество бюстов... Но огромного количества работ мы так и не увидим - всё больше впадающая в безумие от отчаяния и безнадёжности Камилла уничтожила их. Возможно, видя это, Роден больше не опасается проявлять словесную протекцию - нищей полусумасшедшей Камиллы ему уже нечего бояться, однако затворничество Камиллы уже приобретает маниакальный характер.

В 1909-м Поль Клодель пишет в дневнике: "безумная Камилла... огромная и чумазая, без умолку говорящая монотонным металлическим голосом"

Мать и сестра давно уже отвернулись от неё, карьера и творческая слава брата пошли в гору и никому не была нужна паршивая овца в стаде, поэтому в 1913 году, сразу после смерти отца, Камиллу насильно отвозят в психиатрическую лечебницу с диагнозом "шизофрения, систематические расстройства сознания на основе ложных толкований и галлюцинаций". Там она проведёт долгих 30 лет, до самой смерти 19 октября 1943 года, в возрасте 79 лет. Мать ни разу не навестит её, любимый младший брат будет приезжать раз в несколько лет. По мнению врачей, не было никаких оснований держать Камиллу в клинике. 1 июня 1920 года врач д-р Брюне направил письмо её матери, пытаясь вернуть Камиллу в семью, но ответа так и не последовало. Семья исправно платила за содержание (даже Роден один раз пожертвовал "бедняжке Камилле" 500 франков), но забирать Камиллу из лечебницы отказывалась. Все эти годы, почти до самой смерти, Камилла писала родным и близким с просьбами о помощи:

Не могу больше выносить крики всех этих созданий! Боже, как же мне хочется снова оказаться в родном Вильневе! Не для того же я так работала, чтобы закончить жизнь под многозначным номером в сумасшедшем доме! Я заслужила лучшего. На днях несчастную лицейскую преподавательницу, тоже попавшую сюда, нашли мёртвой в постели -- умерла от холода. Невозможно вообразить, до чего холодно в Мондеверге. И это длится семь месяцев в году. Если бы я снова могла вернуться к нормальной жизни, то счастье моё было бы слишком велико, чтобы посметь хоть в чём-то вас ослушаться. Я так настрадалась, что не решилась бы и шага лишнего сделать. Ты пишешь, что за мной кто-то должен ухаживать. Но у меня никогда не было нянек

Освобождения она так и не дождалась. В официальном заключении о смерти было написано: На момент кончины у мадемуазель Клодель не было никакого личного имущества, равным образом в ее деле не были обнаружены бумаги, имеющие ценность, хотя бы как память о ней. Могила её не сохранилась.

Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EB%EE%E4%E5%EB%FC,_%CA%E0%EC%E8%EB%EB%E0
http://anywaytrip.ru/kamilla-klodel-zhizn-za-lyubov.html
http://www.liveinternet.ru/users/3251944/post129340946/
http://magazines.russ.ru/inostran/1998/10/pari.html
http://www.redov.ru/nauchnaja_literatura_prochee/100_velikih_zhenshin/p49.php

культурности, great women

Previous post Next post
Up