Каждый день творения. 25 октября. Спешите видеть!

Oct 25, 2010 21:24

Спешу поделиться открытием! Я сделал его вчера в Театре на Малой Бронной улице! Каким чудом мне досталась контрамарка на три прекрасных места в партере на фамилию Зорин, рассказывать не буду - это отдельная история. До последнего момента опасался, что что-нибудь пойдет не так, и я не попаду на спектакль. Стоя за полчаса до начала в очереди к администратору, я увидел пугающую надпись над окошечком пустующей кассы: «Извините, на сегодняшний спектакль все билеты проданы». Такого в этом театре никогда не было, наоборот, куда-куда, а на Малую Бронную всегда раньше можно было попасть без проблем в день спектакля, чтобы здесь лишний билетик спрашивали - редкость, хотя вру - на «Три высокие женщины» просили, и вот теперь снова - полный аншлаг. Я-то знал, почему мне нужно посмотреть эту пьесу, но зачем это нужно остальным, стремительно наполнявшим пространства театра, ума не мог приложить, стоя в очереди в буфет вместе с двумя своими спутницами. Это ритуал, ставший почти обязанностью. Даже если с деньгами худо, иногда просто из спортивного интереса, на последние монеты покупаю программку и провожу дегустацию театрального буфета. У меня уже свой рейтинг есть. В иных местах буфет, особенно в антракте, кажется притягательней сцены, а что касается вчерашнего - это крепкий середнячок в моем списке предпочтений. Впрочем, кофе был не дурен (ничего, что я по старинке) - у моих дам он отторжения не вызвал, а мне вкупе с парой бутербродов вообще пришелся по вкусу, так как заморил червячка, возбужденного предвкушением грядущих впечатлений. Я был в нетерпении, я ждал их. Я люблю театр, не конкретно этот, а вообще. Я соскучился по нему. Давно не был, с прошлого сезона. А на хорошем спектакле и того дольше. Милая женщина в форменном костюмчике отнеслась к моей контрамарке с большим уважением, сопроводив к нужному ряду. Пятый ряд партера, центр - лучше не придумаешь: пыль со сцены в нос не бьет и видно все как на ладони! Магически вкрадчивым голосом Льва Константиновича Дурова были отключены мобильники. Свет померк, и в зале стало тихо…




«Варшавская мелодия» - это, конечно, пьеса для Актрисы! Есть Актриса - есть спектакль! Он был в театре Вахтангова с Юлией
Борисовой, теперь он есть и на Малой Бронной, и тоже с Юлией! ЮЛИЯ ПЕРЕСИЛЬД - вы знали это имя? Запомните его! А чтобы лучше запомнить, сходите еще на спектакли театра Наций под руководством Евгения Миронова “Рассказы Шукшина”, «Шведская спичка» или «Снегири», пересмотрите фильмы с участием этой талантливой девушки: «Край», «Невеста», «Однажды в провинции».Должен признаться, последний я видел, год примерно назад, отметил для себя игру актрисы, но титры прошли как-то мимо меня, поэтому ее имя я не узнал. А здесь, в театре, я не узнал в исполнительнице роли Гелены, актрису из фильма Екатерины Шагаловой - другой человек! Чудо преображения не требует сложного грима, оно внутри этой очаровательной девушки. В первом действии чудо выходит искренне и непринужденно с милым польским акцентом, во втором - певуче и чуть-чуть шаржировано, видимо, по режиссерскому замыслу, мыслями о котором я поделюсь позже, но ВСЯ замечательная пьеса Леонида Зорина - это туфелька, которая приходится впору только настоящим Золушкам!


Историю любви, которая фрагментами на сцене охватывает 20 с лишним лет жизни героев пьесы, актриса рассказывает вместе с популярным актером, судя по обилию цветочных подношений по окончании действа, женским любимчиком Даниилом Страховым. На мой вкус, в отличие от партнерши, актеру менее удаются возрастные сцены второго действия, когда его томкрузовская
внешность мешает мне видеть в нем человека в возрасте, вислый джемпер и тертый портфель ученого мужа в руках этому не помогают, а даже наоборот. Хотя… это может быть режиссерским решением, о чем я еще расскажу. Поэтому первая часть спектакля смотрится лучше второй, здесь дуэт работает слаженно и ярко, мне очень понравилось, как эта пара играет без слов, пантомимные почти сцены в консерватории, кинотеатре, в сцене с туфельками: чувства плещутся в глазах естественной молодостью.


Правда, если сильно придираться, то и тут Даниилу Страхову, играющему студента, сразу после войны приехавшему в Москву учиться на винодела, я не поверил. Чтение стихов Омара Хаяма с выражением десятиклассника-отличника меня мало убедило в том, что этот парень воевал и думал, как после победы он приедет в Москву и выучится делать прекрасное вино. А по-другому и быть не могло - в этой профессии случайных людей нет, лоза вырастает медленно и, действительно, «букет создается выдержкой», те виноделы-технологи, с которыми я был знаком, несколько лет работая в смежной отрасли, - в основном мужики крепкие по всем статьям. Еще одна важная деталь: винодел ни при каких обстаятельствах не будет пить вино залпом. Мне кажется, актер должен еще поискать средства для выражения своей основательности. Хотя его «хлипковатость» … это может быть, опять же, режиссерским решением, но о нем чуть позже. Я благодарен Даниилу Страхову уже за то, что именно с его подачи мне захотелось посмотреть этот спектакль. Незадолго до похода в театр на телеканале "Столица" я счастливым образом увидел разговор актера с Александром Мягченковым о работе над этим спектаклем. Это был умный разговор достойных мужчин, любящих театр.

Вот теперь, наконец, о режиссерском замысле. Он есть, и главное его достоинство - это то, что он не бросается в глаза, почти
«умирая» в актерах. Его замечаешь по неброским деталям. По блеклому фону убранства сцены, в пространстве которого яркая игра хорошо освещенных артистов становится очень притягательной и волнующей до слез (не моих, конечно, а двух моих дам - вы про них еще не забыли :))?). По трепету натянутых на этом фоне струн, чья вибрация при большой амплитуде колебаний добавляет действию нерва, но как-то быстро и незаметно успокаивается. По аккуратно и очень точно расставленным акцентам пауз,заполненных мимическими, пластическими или видео решениями. Все эти детали меня натолкнули на мысль о том, что спектакль этот - о девальвации русской мужской силы - силы ДУХА - я о ней говорю. Вы видели вахтанговскую «Варшавскую мелодию» с Михаилом Ульяновым в главной роли? Если нет, то его можно найти в “YouTube”. Так вот, Народный Артист, «Председатель» играл там как раз крепкого мужика, сильного, смелого и удачливого, пришедшего с войны с уверенным чувством победителя и четким осознанием своих целей, но теряющегося, когда государство встает против его личной жизни, законодательно запрещая браки с иностранцами. Дух воина-победителя пасует перед этим вмешательством, не в силах защитить свою любовь. Сергей Голомазов поставил сегодня спектакль о том, что дух этот с годами не окреп, а продолжает мельчать. Плохие законы, касающиеся нашей жизни, становятся для нас обстоятельствами непреодолимой силы,  нам проще примкнуть к большинству, выстроиться в шеренгу, или даже - не побоюсь этого слова - вертикаль, чем, пытаясь остаться верным себе, пойти поперек силы, которая, может, через годы, в другом поколении свободы, исправит свои ошибки. Вертикаль, пока ты в ней, дает чувство
уверенности, но не может дать личного счастья. Мне очень понравилось, как сделан финал спектакля Сергея Голомазова. Персонаж Даниила Страхова сходит со сцены в зрительный зал, садится на приставной стульчик первого ряда, и становится невидимым для зрителя; гордая польская героиня Юлии Пересильд смотрит на то место, где он должен быть… Свет гаснет, а когда зажигается, то мы видим героев такими, какими они были в начале спектакля.

Я вот сейчас засомневался: смотрит ли, действительно, Гелена туда, где среди зрителей    сидит Виктор, или я это все сам придумал? Надо бы еще раз посмотреть. А вам это нужно  сделать обязательно! Заглядывайте после просмотра!

Варшавская мелодия, октябрь, Даниил Страхов, Леонид Зорин, 25, Театр, на Малой Бронной, 2010, 25 октября, Юлия Пересильд, Сергей Голомазов

Previous post Next post
Up