Я не умею рисовать. часть 1. Я не умею рисовать. часть 2. Все посты о рисовании, обучении и том, что рисовалось и нарисовалось. Скоро исполнится 9 лет с написания первого поста на эту тему - «"Я не умею рисовать". Мой опыт обучения во взрослом возрасте». Пора обновить историю. )
В этот раз будет не о нарисованном, а об обучении, стратегиях творчества, вновь о внутренних барьерах и их преодолении.
!МНОГО БУКВ!
В 2021 году получился рисовательный перерыв. Наверное, иногда нужно делать его, когда не знаешь, куда пойти. Просто постоять на месте.
Как-то давно я спросил Сергея, у которого учился рисованию, почему он, окончив Строгановку, имея необходимые навыки, не рисует «для себя» (для души). Он тогда ответил «Потому что мне нечего сказать».
Про 2021 год я могу сказать то же самое: мне было нечего сказать. И хорошо, когда есть возможность помолчать. Во-первых, это честно. Во-вторых, если помолчишь, можешь услышать голос творчества. :)
В то же время появилась гитара с медленным, тоже через внутренние барьеры, обучением. И неожиданно для самого себя, я «расписался».
Началось с серии статей по истории реформирования, экономике и управлению в электроэнергетике. Продолжилось уже темами психологии. Пишу легко, достаточно много, но недостаточно дисциплинированно, по сей день. На подходе книжка.
Писанине надо бы посвятить отдельный пост, посему вернусь к живописи.
В конце 2021 года я нашёл работы художницы, которые мне дали толчок для продолжения пути. Её работы вызывали занятную реакцию:
- она рисует как будто на «моём живописным языке», которым я на самом деле не владею, но он внутри меня;
- у меня в задумках накопились идеи работ, которые я не знал, как воплотить, не владея нужными мне способами, техникой, подходами и если бы я их воплощал, то именно на этом языке;
- я не понимаю, КАК она это делает, не в плане материалов и техники, а в плане мастерства, внутренних убеждений о творчестве, подходов к творчеству, внутренней творческой свободы;
- её работы «щекочут нервы» своей вызывающей «неправильностью», хаотичностью мазков, я бы никогда не позволил себе ТАК рисовать и тем более показывать это, но у неё это смотрится очень хорошо;
- я чувствую, что меня от этого языка отделят барьер рациональности и «правильности», я не могу писать так, потому что это недостаточно «похоже», «правильно» и т.д. и это тема сильного «внутреннего критика», оценивающего то, что рисуется.
Речь об
Ольге Сушковой (Olga Sushkova-Hunyadi). Её работам будет посвящён отдельный пост.
Тема «внутреннего критика» - это компетенция Джулии Кэмерон с её книгами «Путь художника» и «Право писать». А тема «правильности» в творчестве - это тема НЛП с его технологиями работы с убеждениями.
Постепенно я выделил базовые ограничения, мешающие мне идти в этом направлении. Первое - это отсутствие определённой группы знаний. Поиски их источника привели к книгам Иоганнеса Иттена - швейцарского художника, теоретика искусства, педагога и автора учебного курса для Баухауза - немецкой архитектурной школы, существовавшей с 1919 по 1933 годы, оставившей богатое наследие и возродившейся в 70-х в Германии.
Иттен очень хорош. Особенно две книги: «Искусство формы» и «Искусство цвета».
Книги «зашли», но эти знания пока не сказать, что целенаправленно используются. Для них нужна, опять же, целенаправленная практика и упражнения. Для меня всё осталось на уровне общего понимания, что тоже немало.
Почитав Иттена и поняв некоторые тезисы, бывшие ранее непонятными, перешёл к следующему шагу. Я решил скопировать три картины, нарисованные упомянутой художницей, чьи работы оказались близкими моему восприятию.
В конце 2022 года начал копировать, в марте 2023 закончил. Получилось три плюс-минус похожие копии, которые позволили мне соприкоснуться с творческим языком оригинала. При самом копировании, казалось бы не очень сложных работ, столкнулся с целым рядом неожиданных сложностей, которые тоже полезно преодолевать.
Отличия:
Отличаются немножко пропорции холстов, могут отличаться материалы (у меня - масло).
Цветопередача и контраст будут отличаться в том числе и из-за фотографирования, вживую копии значительно более похожи на оригиналы по цвету, но как-то так:
1. Работа №1
1.1. Оригинал
1.2. Копия
2. Работа №2
2.1. Оригинал
2.2. Копия
3. Работа №3
3.1. Оригинал
3.2. Копия
***
Потом пришло понимание нескольких концепций, которые я хотел бы воплотить. Это то самое «О чём сказать». Я хорошо их вижу внутренним вИдением. Пока они зреют.
Первая - воплощение которой уже началось, связана с:
- картина как рассказанная визуальными образами история;
- история, рассказанная через предметы и вещи, которыми я пользовался, когда события происходили.
Для начала, не без ассистирования со стороны Полины, я сделал инсталляцию "Раскопки": автопортрет в определённый период времени через предметы, те же или такие же, как использовались тогда.
Концепция:
Что получится, если взять определённый период времени вашей жизни, определить ключевые материальные вещи, которые были для вас важны тогда (естественно, те, которые остались в целости, но можно использовать и идентичные) и сделать инсталляцию «Раскопки» - как будто эти вещи найдены археологами, но уже без вас?
Если бы вы характеризовались материальными объектами, как мы представляем себе древних людей по остаткам их быта, то что бы это были за предметы?
Может быть, что-то значимое только для вас, может быть, связывающее вас с предыдущими поколениями или другими значимыми людьми.
Что бы получилось?
У меня получилось так.
Период - 25-15 лет назад (Н.э. - настоящая эра - настоящее время - сейчас).
Какие-то из вещей - те самые, которые были тогда, и они живы до сих пор. Остальное - либо похожее, но более новое, либо предельно похожее, либо не то самое, но точно такое же, изысканное под затею.
Результат:
Если подобное воплощать в живописи, это должно быть что-то, когда-то оставившее след. Одну из таких историй я вспомнил, работая с клиентом в качестве психолога.
Воплощение чего-то, оставившего эмоциональный след - это фактически арт-терапия. Когда-то я прочитал интервью Kate Bush, в котором она рассказывала историю создания песни Wuthering heights (Грозовой перевал Эмили Бронте). Она увидела экранизацию произведения, а оно, если вы его не читали, достаточно суровое. И один страшный эпизод так запал ей в память, что вызывал кошмары. Освободилась она от них, написав песню. Песня весьма хороша.
То есть, она устроила себе арт-терапию. :)
И если какие-то истории всплывают в памяти, почему бы не изобразить их на холсте? И я выбрал историю, случившуюся в далёком 1998 году, когда я ещё был студентом, начинавшуюся романтически, но оставившую неожиданно неприятный осадок. Как оказалось, я её не забыл, и она всплыла в памяти, когда клиент рассказывал схожую историю из своей жизни.
Это идеальный вариант для реализации задуманного. Воплотил весной 2023, картина ещё сохнет и выложу её позже, когда сделаю ещё несколько работ из этой же серии.
Однако, формально справившись с задуманным, рассказав историю через изображение предметов, я почувствовал и понял, что подошёл к следующему барьеру. Мне не хватает свободы творческого языка Ольги, которая так хорошо заметна в её работах.
Единственный понятный мне вариант прохождения этого барьера лежит в плоскостях:
- работы с убеждениями и моделирования (технологии НЛП): мне нужно выявить и провести дифференциальный анализ убеждений, моих (про «правильность», держащих меня в рамках) и носителя других убеждений, например, самой Ольги.
- упражнений, направленных на преодоление ограничений и структурированных соответствующим образом.
Первое, кажется и надеюсь, удастся сделать сегодня: я договорился с Ольгой о мастер-классе, что оказалось не сложно, так как она преподаёт, и предупредил, что меня интересует не столько техника, сколько темы её мастерства, внутренние стратегии и убеждения, на которые оно опирается. Вопросы сформулировал и выслал заранее, чтобы не шокировать такой рациональностью. :)
Подход: моделирование и работа с убеждениями НЛП. Так как к внутренним стратегиям другого человека мы доступа не имеем, да он и сам их чаще всего не осознаёт, единственный вариант рационального анализа их - выявление убеждений, отвечающих за интересующий нас вид деятельности. Сегодня тряхну стариной и опробую анализ стратегий.
На второе меня навели Софья своим комментарием в ВК и Полина.
Полина резонно предложила порисовать с референсов, но не с чужих работ, а с фотографий. На что я её заметил, что это полезно, но не ведёт меня к цели - преодолению барьера «правильности». Просто рисование приведёт к обычной активности «внутреннего критика», требующего «похожести» и «правильности» и не даст ничего, кроме внутреннего напряжения и повторения того, что я и так могу.
И тут я вспомнил недавний комментарий Софьи в моём ВК на другую тему, но очень подходящей по контексту именно сюда. Комментарий был про парадоксальную психотерапию для снятия внутреннего напряжения при обучении.
Дело в том, что пару недель назад я нашёл себе нового преподавателя электрогитары. :)
Я его давно смотрел на Youtube и его ролики выгодно отличаются от большинства других авторов: уравновешенностью, спокойствием и способностью объяснять (а не это вот истерическое дзынь-бздынь). То есть для меня это практически Сергей Долгин (самый хороший из виденных мною преподавателей рисунка и живописи) в мире электрогитар. :)))
И меня заинтересовал его тезис «получайте удовольствие от обучения». Тезис я решил обсудить в моём ВК, где есть люди не чуждые творчеству и психологии.
Осознаю, что обучение для меня это далеко не всегда удовольствие. Скорее я привык брать упорством, игнорированием чрезмерности усилий, но это приводит к перенапряжению и отсутствию любого удовольствия. Эта стратегия моего обучения творческому похожа на работу бульдозера: дорога прокладывается огромным ковшом и колоссальным напряжением. Но если допустить, что возможна другая стратегия «получайте удовольствие от обучения», она должна быть похожа скорее на медленную и лёгкую прогулку по солнечной тропинке, постепенно расширяющейся, а не на прокладку дороги бульдозером. :)
Вопрос в том, как такое реализовать. Гитара упирается в другой внутренний барьер: завышенные требования к себе - отголосок перфекционизма прошлого. :)
И вот Софья предложила «парадоксальный подход»:
«А если тебе попробовать ставить себе парадоксальные цели? Например, "посмотрим, за сколько я смогу освоить этот навык, если я буду стараться осваивать его максимально меееедленно?" ;)
Или, не помню уже, вспомнить, что там в провокативной терапии по Фрэнку Фарелли было? Почему-то очень ее сюда приплести хочется. )»
Этот подход используется и в курсе «Правополушарное рисование» для отключения рационального, внутреннего диалога, оценки и перевода сознания в изменённое состояние, но активное и подразумевающее рисование. Да и в обучении музыке он имеет место: всё сложное сначала отрабатывается очень медленно и аккуратно, а потом происходит ускорение.
Если совместить предложения Полины и Софьи, упражнение на преодоление барьера «правильности» в рисовании будет выглядеть так:
- выбираются НРАВЯЩИЕСЯ референсы (фотографии), не важно чего, хоть обнажёнка, хоть бутылки, хоть здания;
- фотографии выводятся на монитор, выбираются материалы, которыми хочется работать;
- задание: "насколько неправильно я смогу нарисовать то, что вижу, насколько я смогу исказить то, что вижу и изобразить это искажённым, но узнаваемым?"
Упражнение на преодоление композиционной правильности:
- выбрать неподходящие друг к другу по смыслу предметы;
а. нарисовать произвольную композицию с ними;
б. нарисовать композицию с ними, максимально искажая пропорции и взаимоотношения между выбранными предметами;
Для упражнения по преодолению цветовой правильности достаточно поиграть с используемой палитрой:
а. просто ограниченная палитра, 2-3-4-5 цветов плюс белила и черный;
б. произвольные 3 цвета ,взятые в случайном порядке плюс белила и черный.
Должно отлично работать.
Обязательно попробую.
Про барьеры.
Обычно с психологом люди прорабатывают барьеры в направлении более рационального, контролируемого (переход от неспособности достичь желаемого к способности и т.д.). Но творческие барьеры - это обратное - путь в сторону менее контролируемого и рационального, снижение критичности, хаоса.
Если посмотреть на тех, кто выходил в творчестве за рамки, особенно далеко, то это люди, вызывающие вопросы с точки зрения психологии, а то и психиатрии. :)
Наверное движение в эту сторону и должно вызывать у психики страх и желание защититься.
Постскриптумное:
1. Как бывает полезно послушать других людей.
2. Как я мог не догадаться сам про использваоние парадоксального подхода? Если бы с таким запросом пришёл клиент как к психологу, я бы ему эту стратегию и предложил. Но не себе. Синдром сапожника. :)
3. Интересно, насколько контекст-зависимы внутренние барьеры - ограничивающие убеждения: в писанине их нет вообще, в живописи - это убеждения о правильности, в музыке - о нереалистичных требованиях к скорости обучения.
Со своими внутренними барьерами можно вообще не столкнуться, если не выходить за собственные границы привычного («зону комфорта»), но если выйдешь, есть шанс с ними познакомиться, и познакомиться получше с собой самим.
4. По сути это то же самое, с чем я имею дело в работе с клиентами, но контексты другие, обращаются обычно не с творческими исканиями, а чем-то боле житейским: отношения, карьера, деньги и т.д.
Всем радости и творческой свободы! :)
Если вам интересны такие темы: стык обучения, творчества и психологии, буду рад пообщаться здесь же в комментариях
или в ВКонтакте.