Музей дальней авиации и я

Jan 12, 2022 17:41

Что ж, с наступившим, друзья! С начала года я преинтересно поработал, в числе прочего сгонял в Рязань. Которая помимо знаменитых уроженцев Ивана Петровича и Сергея Александровича известна своей причастностью к авиации дальнего действия. Близ города расположен гарнизон Дягилево, где аэродром и, сейчас не очень-то действующий, центр боевого применения и переучивания летного состава. В лучшие времена тут базировались Ту-22-М2-М3, теперь самолеты-заправщики Ил-78. Теперь музей. Не такой глобальный, как в Энгельсе, или Монино, но.. Как его не посетить?


Уже по дороге антураж подсказывает что нас ждет дальше. Из окна автобуса Ту-16 на постаменте. Темная аудюха вкатилась в последний момент. А ещё кадр позволяет заранее оправдаться. С утра была нормальная погода, но в обед посыпал снег. И посыпал от души. Ситуация сложилась не самая благогприятная для натурных съемок. Так что, самолеты не фотографировать? Ответ очевиден)



Табличка на стене кпп при въезде в часть. Синоним термина "смартфон": техническое средство, реализующее расширенные мультимедийные возможности; ишь, обожаю этих военных!


От кпп идем мимо Ленина, мимо штаба, ещё каких-то зданий, и внезапно оказываемся на летном поле. Перед нами занесенное снегом пространство, чуть расчищенная дорожка, вдоль которой стоят мастодонты. Не много, но очень внушительные! Вот надо мной нависает мясищевский самолет 2М, он же М-4, он же "изделие 103", он же Жора, он же Гога. Он же, как утверждают кое где по тырнетам, первый в мире стратегический реактивный бомбардировщик: поступление машины в строевые части началось на пару месяцев раньше, чем у американского конкурента B-52. Мелочь, а приятно) Это ещё начало 1950-х годов, с ума сойти! Первый, поэтому теперь на музейной пенсии. А вот позади Туполев, модель 95, такие и сейчас в строю, хотя на вооружении с 1956 года. Мясищевские же самолеты некоторое время ещё служили воздушными танкерами, их переоборудовали прямо из строевых машин.


2М с другого ракурса. Обращает на себя внимание хитрая система шасси: две стойки в диаметральной плоскости под фюзеляжем и ещё на законцовках крыльев. На переднем плане изделие с хитрым названием УПАЗ -- универсальный подвесной агрегат заправки. Благодаря ему авиатопливо с борта танкера попадает в баки других самолетов.


Напротив Мясищева парочка Ту: в фас поближе Ту-22М2, чуть дальше хтонический Ту-22 просто.


Вот он поближе. Первый полет 1958, эксплуатация с 1962. Первый наш сверхзвуковой бомбардировщик.


А эта штука называется Ту-22М2. Хоть по индексу модели почти то же самое, но это совершенно другой самолет. Первые такие поступили в 1974 году именно сюда, в Рязань, в центр переучивания и применения.


Ну и для полноты картины Ту-22М3, последний вариант линейки самолета, на службе начала восьмидесятых. На сей момент в России в районе 120 таких самолетов, половина в строю, половина на консервации.


А вот я под этим самым крылом бомбардировщика Ту-22М3 о чем-то пою, будто тайга.. На физию внимания не обращать, причин несколько, во-первых, дует ветер со снегом, во-вторых, ракурс, наконец я и правда примерно такой.


Что ещё тут в округе? Вот, Ту-16, служба в разных ролях с середины пятидесятых до начала девяностых. Рядом бомбы. Кое-где под крыльями ракеты, но я на них по погодным условиям внимания не обращал.


ФАБ-9000!


Ещё раз парочка М и Ту. Мясищев чуть с другого ракурса.


А вот и персонально Ту-95. С середине пятидесятых в службе доставки. Может и до века в строю дослужить!


Скрестим пальцы! Винты, по ощущениям, метра четыре.


Ещё винты.


Опять этот прикидывается тайгой под крылом самолета. С той же рожей.


Там не понятно, тут лучше, у шасси. Ясно, что крыло сверху. Хорошо виден снег, внедренный ветром в физию.


В завершение, строго в фас. Сбоку позади Ту-22М3, фото выше, а позади Ту-134 и Ту-78, действующие.


Не только мастодонты. Меж бомбардировщиков притулился учебный самолет Л-39. Фото для цвета.


А это вдали, приблизил оптикой, пробовал ногами, но далеко и снега быстро весомо стало выше колена. Поэтому так. Самолет не боевой, грузовой, Аэрофлот, опять же. Но что-то напоминает. Да! Мясищевский бомбардировщик с которого начинали. В такой модификации называется ВМ-Т


Вот и всё из самолетов. 2М, Ту-95, Ту-22М3, Ту-22М2, Ту-22, Ту-16, Л-39. И вдали ВМ-Т, Ил-78 и Ту-134. И вертолет Ми-8 за стойками шасси ещё мелькал. А смотрит за этим хозяйством Макарыч, замечательный актер Смирнов из всем известного замечательного фильма. Теперь в залы музея.

Последний взгляд в сотрону летного поля:


ВМ-Т, не только верхняя мертвая точка)


Вот, ясно что внутри. Но содержание то же. Ту-22М3 в графическом исполнении.


Музей на, кажется, третьем этаже здания штаба состоит из нескольких залов и двух коридоров.



Тут в здании тоже пугали про электронные поделия связи, но уже не выкаблучивались, а обозвали это дело аппаратом сотовой связи. Рядом оч.неплохой по исполнению бюст летчика дальней авиации, связанного и с этим музеем, но фамилию я забыл, извинити.


Начинается рассказ с общих рассуждений о стремлении человека в небо. В том числе и в наших широтах.


Вот уголок про Можайского и его паровой самолет.


А тут про зарождение высшего пилотажа и, соответственно, про Нестерова


Что это у нас тут жужжит? Это же самолет Игоря Сикорского! Вот, постепенно переходим к вызреванию идеи дальнего бомбардировщика и создании эскадры "Ильий Муромцев".



Вот куски натурально одного из тех "Муромцев"! А рядом ещё одна важнейшая для авиации и человечества тема: парашюты и их создатель Котельников.


Сквозь время: макет памятника летчикам трех эпох, от первой мировой до современности. Где оригинал не знаю(


Просто красиво.


Находка в витрине: всё в названии, уточню лишь, что на фото 3-дюймовка обр. 1900 года на станке системы Розенберга


И снова макет Ильи Муромца, но уже подконтрольный советской власти


Красиво: шрифты, дизайн. Жаль что под стеклом и бликует.


Портсигар и Свидетельство Наркомата авиационной промышленности.


Тут про эпизод бомбардировки Берлина в начальный период войны, наши Балтийские дела.


Копия приказа об этой операции.


Из жизни авиации дальнего действия.


А вот этот экспонат вышиб из меня слезу.


Автограф крупнее. "Этот однотомним был со мной всю войну -- с сорок первого до победного дня. Знали и читали его друзья мои - и в 741 и в 19 гвардейском полках. В. Решетников". Маяковский -- сила!


В процессе.С указкой наш экскурсовод, тут служил, всё знает, было очень интересно. Фамилию забыл((



Командующие Дальней авиацией. Среди прочих тот Решетников, чья книга выше. Можно увеличить и рассотреть. Рядом всякие памятные штуки, касающиеся славного рода войск.


Стойка книг о дальней авиации. Интересненько.


А позади стенды, повествующие о структуре рода войск. Хотя мелко.


Место пилотов бомбардировщиков Ту-95.



А это я куда-то лечу кого-то бомбить.Через шлем в уши подается какая-то аутентичная информация. Рядом макет летчика бомбардировщика Ту-22 без индекса с креслом и кусочками системы катапультурования указанного самолета.


А это в уголке под столом находка так находка!


Табличка сообщает, что это авиационная пушка Р-23 конструкции Арона Рихтера. Разрабатывалась специально и ставилась только на Ту-22. Изюминка конструкции -- для скорострельности здесь вращается не блок стволов, ствол один, а механизм заряжания. Был разработан специальных боеприпас, у которого снаряд полностью находился в гильзе. И всё это в минимальном весе -- 60 кг! Такой, кажется, даже в недрах Музея артиллерии нет. Уникально.


По времени пора восвояси. Поэтому в заключение подмигивающий Мясищев. Музей, к слову, достаточно популярный, так что езжайте и вы, оно того стоит. Всем спасибо, все свободны)

Сайт музея: http://www.avia-ryazan.ru/

музеи, полезные ссылки, авиация, артиллерия

Previous post Next post
Up