Ещё в конце ноября того года в Кронштадте случилось событие эпической важности -- в Итальянском дворце, в помещениях, занимаемых филиалом Центрального военно-морского музея "Кронштадтская крепость" открылась экспозиция, указанной крепости посвященная. Можно сказать просто открылась, можно -- вновь открылась, главное в этом событии то, что последние два десятилетия экспозиции о Кронштадтской крепости в Кронштадте не было.
Как так? Обычно. Не все сейчас знают, но величественный Морской собор на Якорной площади -- это не совсем церковь, вернее, конечно церковь, но в первую очередь музей, собственно филиал ЦВММ. А службы, священники -- это договор РПЦ с Минобороны. Главный там не настоятель, а комендант. Как известно, до реставрации собора в нем было много чего, включая музейную экспозицию по галереям по периметру здания. По детским воспоминаниям - интереснейшая экспозиция. Но в наши дни собор по состоянию был для публики закрыт, экспозиция та расформирована, предметы вывезены в фонды в Петербург, ну и всё. Дальше -- противоречивые события: переезд головного музея из здания Биржи на Стрелке, с суетой, уголовкой и разнообразными детективными прелестями с одной стороны. И с другой стороны -- реставрация Морского собора.
В принципе, у кронштадтского филиала ЦВММ есть ещё помещения в Итальянском дворце. Там несколько лет назад разместился музей А. С. Попова, изначально расположенный в здании Минного офицерского класса. И до поры до времени всё: экспозиции о крепости обратно развернуто не было.
До посреднего времени. Но это отсутствие совестливых людей жгло: и в музее, и среди общественности. За годы между музейскими и отдельными общественниками установились доверительные и взаимоуважительные отношения, которые и разрешились в два небольших зала, посвященных истории собственно крепости. Два зала, но лиха беда начало! Итак...
Итак, музей выцыганил часть экспонатов из фондов, многое передали энтузиасты из своих коллекций, всё это сдобрили копиями и оригиналами фотографий из прошлого, которых в доступе за последние пару десятилетий численно увеличились значительно. Получилось если не залихватски эффектно, то академически содержательно. Извольте отсмотреть.
Два зала новой экспозиции размещены на разных этажах, втором и третьем. Это - второй этаж. Тут экспозиция до второй половины XIX века, период кирпично-каменной фортификации, парусного флота и гладкоствольной артиллерии. Этот зал целиком за музейщиками кронштадтского филиала ЦВММ. Одна из стен зала: ситуационная карта, пара крепостных кейзерфлагов, модели кораблей и пушек, образцы снарядов.
Кое-что крупнее. Шлюп "Восток", тот самый.
Сундучок, принадлежавший морскому офицеру декабристу Д. И. Завалишину.
В уголке примостился симпатичный макет Кроншлота, первого форта крепости, десятигранной трехярусной башни, выстроенной в 1704 году на ряжах по проекту, составленному вроде как самолично Петром I и Трезини.
Самый эффектный предмет зала -- вот он, львиный маскарон, когда-то украшавший ворота форта Александр I, 1840-е гг.
Фотопруф из начала XX века: горжевые ворота форта в период функционирования на нем Особая лаборатория "Особой комиссии для предупреждения занесения чумной заразы и борьбы с нею в случае ее появления в России".
Обратите внимание на замочную скважину на фотографии выше. Засовывали в него, вероятно, этот ключ.
В пандан одному ключу -- другой, от форта Павел I. Сейчас это островок-руина из битого кирпича, так уж вышло, не будем тут вникать, но ещё в начале XX века в том месте над водами Балтики возвышался огромный четырехярусный отделанный гранитом форт, размерами вдвое больший чем сохранившийся Александр I. И вот от него ключ.
Медаль "В память Восточной войны". Ключевое событие середины века.
Общий вид этой стены. Репродукция Айвазовского, карта Котлина, схемы фортов постройки первой половины XIX века, ключи и макеты артиллерии в горизонтальных витринах.
Дальше выходим на лестницу. Оттуда виден этакий балкончик коридорчик, с композицией в ретростиле. Каждый раз проходя мимо подумываю, как бы там посидеть за рюмкой чая, самое зачетное, наверное, место во всем Итальянском дворце. Но мы идем на третий этаж, в зал посвященный Кронкрепостью второй половины XIX - начала XX века.
Общие виды. Раз..
и два.
Крупнее. Печатка с форта Петр I. Из коллекции Романа Шапошника. Тут стоит снова упомянуть, что экспозиция этого зала создавалась общественностью, вот бувально прямо так: и немалая часть предметов из частных ящичков, и фотографии, и даже монтаж. Руководил всем процессом горячий энтузиаст кронштадта, историк, отличный гид по городу Роман Шапошник, чи-шо, наводите справки.
А чем хорош ЦВММ? Конечно макетами, в том числе предметов вооружения. Вот что фонды музея выделили филиалу: модель мины типа "Рыбка", 9-дм. пушка и мортира обр. 1877 г.
От Ильича до Ильича без маразма и паралича.. Извинити) Медаль в память 200-летия Кронштадта, 1904 г.
Отпускные жетоны разных частей гарнизона и флота.
Оч.симпатичная модель! Что это?
А вот. Миноноска "Черепаха".
Чем стреляли? И как? Слева торчит снаряд калибра 6 дюймов для пушек системы Канэ. Рядом осколок. Справа блок, с помощья которого тяжелые снаряды снимали со стеллажей в погребах и тем или иным способом доставляли к орудиям. По центру не ядро, а стальной шар кругового погона, по которому вращалась артиллерийская установка. Позади -- крышка 305-мм орудия обр. 1907 гола производства ОСЗ. Это были мощнейшие из серийно производившихся в России артиллерийских систем.
Крышка ствола отдельно.
Пластина-шильда про заряды для 6-дм. пушки в 190 пудов.
Артиллерия более ранней поры. Макет 11-дм. береговой пушки с амбразурой. Нечто подобное стояло на форте Константин за броневым бруствером Шведе. Там, правда, кажется, другой станок был. Тем не менее, модель роскошная, рассматривать и рассматривать, жаль на фото блик от окна.
Уголок с одиннадцатидюймовкой целиком.
А где такие орудия стояли? Вот, на фортах. Фото укреплений Кронкрепости конца XIX века.
И вот ещё, в процессе постройки.
И ещё витрина целиком. Все предметы подлинные из коллекции ещё одного весьма энергичного исследователя и собирателя Кирилла Грачева, подлинное украшение экспозиции.
Ну вот и всё. Залы маленькие, но предметов много. При наличии известной мотивации и желании ознакомиться достанально -- времени понадобится не пять минут. Тем не менее, стрелки пробегают свой час, голова перегружена и пора на свежий воздух.
На свежий воздух, сюда, к Итальянскому пруду. Прощаюсь с минами.
Собственно, вот такая экспозиция получилась. Хоть она и открылась ещё в ноябре, и я даже не самое активное, но всё же принимал участие в работе, но добраться посмотреть смог только в январе, а обработать фотки и представить результат сподобился теперь, в марте. Тормоз, чо) Лучше поздно, чем никогда.
В общем, всем рекомендую заглянуть, ознакомиться. Музей какой-то слабопосещаемый, а зря, и надо это менять.