Керамика из каменной массы является как бы визитной карточкой европейской, уже - немецкой, материальной культуры эпохи позднего средневековья. Благодаря неисчерпаемым запасам леса и удачной геологии глин, гончары прирейнского региона (Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды) могли на протяжении нескольких веков вести целенаправленные исследования по организации высокотемпературного обжига, конструированию более прогрессивных обжиговых печей, изучению соответствующих технологии составов глазурей. Наибольших успехов здесь достигли мастера средней Германии. Это позволило им уже к XV веку в рамках классической средневековой цеховой системы наладить поистине капиталистическое по объемам производство глиняной посуды. Тут следует обратить внимание на то, что эта посуда несла не только утилитарную функцию, но и, благодаря обильному разнообразному декору, успешно конкурировала со средиземноморской майоликой как представительская, статусная керамика. Новая керамика, за счет своей прочности и очень низкой пористости, позволила наладить широкую торговлю этой посудой по всей Европе. Исследователи отмечают распространение подобной керамики во всех крупных северо-европейских городах, включая русские Новгород, Псков, Тверь…
Эта тема имеет внушительную исследовательскую литературу в западной Европе. Нарастание количества опубликованных материалов можно отметить со второй половины XIX века, когда интерес к краеведческим исследованиям выплеснул на страницы профильных журналов первые статьи любителей немецкой старины. Изучение каменной керамики достигло определенной зрелости к 1900-1910-м годам. В это время на базе Кельнского музея декоративно-прикладного искусства были организованы широкие системные исследования (включая этнографические и археологические), в результате которых появились первые объемные монографии по этой теме. В последующие 20-30 лет такой же зрелости достигло изучение керамики в других регионах Германии.
В конце второй мировой войны Германия лежала в руинах. Однако это сыграло определенную положительную роль в изучении керамики из каменной массы. Необходимость реконструкции многих городов рейнского региона позволила провести крупномасштабные раскопки значительных гончарных центров Германии. Во время этих исследований была составлена первая хронология возникновения и развития технологии каменной керамики в Европе. Также был добыт гигантский массив образцов такой посуды.
В послевоенное время вектор исследования сместился с краеведчески-археологического подхода на более искусствоведческий и комплексный. Также стоит отметить появление серьезных монографий ненемецких авторов. Значительные работы появились в Великобритании и Скандинавии.
Надо оговориться, что Россия находится отнюдь не на обочине этого процесса. Каждый год раскопки археологов в старых городах северо-западного региона приносят новые находки. А в Эрмитаже хранится крупная коллекция керамики из каменной массы, собранная в конце XIX века при формировании фондов музея Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. Сейчас в Музее ДПИ имеется небольшое, но интересное собрание посуды из каменной массы. Есть такие предметы и в других небольших краеведческих музеях России. Не хватает только монографий исследователей. Вся литература исчерпывается парой статей в журнале «Советская археология» и кратких упоминаний в различных отчетных работах.
Прототипы каменной керамики возникли впервые в XIII веке. До XV века длилось совершенствование и обкатка технологии. Тогда же зафиксированы первые случаи использования рельефного декора. В итоге, к началу XVI века каменная керамика обрела тот классический свой вид, какой мы знаем сейчас. Крупнейшие центры производства такой керамики располагались в Рейнской области: города Зигбург, Кельн, Фрехен, Ререн и область Вестервальд, объединявшая несколько небольших поселений. Различно сложилась их судьба. Самым крупным и старым производством был Зигбург (с XIII века), несколько моложе керамические производства в Ререне и Вестервальде. Лишь в конце XV века было налажено производство в Кельне и Фрехене. При этом Кельн распрощался с гончарами каменной керамики уже к середине XVI века из-за их конфликта с городским властями по вопросам экологии (мастерские находились в черте города). Производство керамики в Зигбурге и Ререне было свернуто в начале XVII века - эти города подверглись оккупации и разрушению шведскими войсками в ходе Тридцатилетней войны. Многие местные гончары с семьями и обслугой перебрались в Вестервальд - единственный, работавший до XVIII века. В это время объемы производства каменной керамики снижаются, не в состоянии конкурировать с фаянсом и фарфором, и ремесло становится мелкосерийным, нишевым - аптечные, медицинские сосуды и сувенирная продукция.
Очевидно, что керамика из каменной массы не возникла на пустом месте. Понятно, что до и параллельно использованию такой посуды, жители изготавливали и использовали посуду из других материалов: дерева, простой невысокотемпературной керамики, металла. Каждый материал имеет свой характер, предпочтительные - более логичные формы, варианты декора. Взаимодействие и взаимовлияние изделий одного функционального назначения друг на друга - очень интересное и перспективное направление исследования. Можно обратить внимание на сходство профиля деревянной пивной кружки и кружки из каменной керамики - несомненно, декоративные пояски в придонной части последних наследуют функционально-необходимые стяжки первых. С развитием техники обработки металлов керамические кружки и кувшины обрели оловянные и серебряные крышки.
Очень интересен внешний вид керамики из каменной массы. Благодаря низкодисперсному составу массы и небольшой усадке, технология позволила декорировать стенки сосудов весьма тонкими и проработанными рельефами. Матрицы для их изготовления вырезались отдельно и пропечатывались на подсохшем сосуде. Для украшения посуды использовались очень разнообразные графические источники: геральдические композиции, орнаменты, гравюры современных художников, пропагандистские карикатуры времен реформации, библейские, исторические и этнографические сюжеты. Высокие пивные кружки чаще украшали гербами - германских владетельных князей, иностранных государей, императоров Священной Римской империи, торговых гильдий и ганзейских городов. Такие делали в Зигбурге, Кельне, Ререне. Кувшины с выделенной фризовой частью украшались развернутыми многофигурными сюжетными композициями. Их чаще изготавливали в Ререне и Вестервальде. Кельн и Фрехен характерны крупными округлыми кувшинами, украшенными сплошным растительным орнаментом. Уникальны сосуды с личинами бородатого человека на горле.
Каменная керамика присутствовала на исторической арене во времена сосуществования в художественном мировосприятии ренессансного и барочного начал. Используя синхронные графические произведения для декорирования сосудов, гончары, подспудно, отдавали предпочтение тому или иному мировоззрению.
Один из интересных источников - немецкая и голландская жанровая живопись. К XVIII веку, несомненно, керамика из каменной массы вышла из употребления на кухне, однако, благодаря повышенной прочности, сохранилась во многих домах. Причудливая, сложная, рельефная посуда из каменной массы привлекала художников. Они с удовольствием ставили ее в свои натюрморты, изображали в жанровых композициях. Особенно это касается голландцев. Немецкие художники включали каменную керамику в свои религиозные картины. Это согласуется с их позицией модернизации библейских сюжетов включением в них современных антуража и костюма.
Важный момент изучения какого-либо разряда предметов искусства - правильная их атрибуция. Музеефикация предмета требует от исследователя ответов на вопросы: что, когда, где, зачем. Это касается и целой формы, и фрагмента. При знакомстве с вопросом несложно определить время изготовления сосуда с точностью до полувека, однако часто этого мало и требуется более точная датировка. В этом, хоть и не всегда, может помочь подробное изучение деталей декора. Исследователями уже изучены с точки зрения хронологии вопросы формообразования и декора. Однако добытый объем данных предлагает многовариантный массив информации. Несомненно, возможно в нем выделить основополагающие моменты для атрибуции, такие, как сочетаемость определенных форм, декора и места производства сосудов со временем. Это будет полезно особенно для российского музейного сообщества, так как при наличии таких экспонатов в коллекции не многие исследователи обладают доступом к необходимым иностранным каталогам с аналогами.
Зигбург. Кувшины для питья. Начало XV в.
Зигбург. Кувшины для питья. 3я четверть XVI в. На правом виден медальон со сценой “Самсон и лев” по оригинальной гравюре Зебальда Бехама.
Зигбург. Шнелла. 1573 г. Монограммист LW. Кружка украшена гербами Испании и Священной Римской империи.
Кёльн. Bartmannskrug - кувшин с бородатым человеком. Сер. XVI века.
Фрёхен. Фляга. 2-я пол. XVI века.
Рёрен. Паломническая фляга. Сер. XVII века.
Матрицы для нанесения рельефного декора. Найдены при раскопках в Рёрене, Зигбурге и Гренцау.