Пётр Петрович Маресев - военный инженер и архитектор.

Oct 02, 2013 20:39

Пока - об ипостаси архитектора - коли попалась информация.

Особняк Д. Н. Кайгородова. 1904-1905. И. Н. Кайгородов, П. П. Маресев при участии Ф. А. Корзухина. Институтский пр., 21б.
"Дом профессора Лесного института Д. Н. Кайгородова, расположенный в бывшем столичном предместье - Лесном участке, относится к периферии петербургского модерна. Постройка особняка была чисто семейным делом. Проект составили близкие родственники учёного - старший брат Иван Кайгородов и зять Пётр Маресев. Оба были военными инженерами, а не архитекторами-художниками. Они создали "доморощенный", но вполне грамотный образчик нового стиля.

Профессор Д. Н. Кайгородов был старожилом Лесного, где проводил систематические наблюдения за погодой и жизнью птиц, занимая служебную квартиру при институте. Осенью 1903 г. он приобрёл участок земли вблизи Серебряного пруда. "Сбылась моя заветная мечта, - писал ученый, - обосноваться собственным домиком на собственной земле". Он не стал обращаться ни к кому из модных столичных архитекторов. Общий план особняка разработал к весне 1904 г. его брат Иван Никифорович, служивший в Гродно. А фасады спроектировал П. П. Маресев, преподававший в военных учебных заведениях столицы.
Представитель нового поколения, Маресев живее воспринимал современные веяния в искусстве. Но предложенное им решение особняка в формах модерна вызвало сомнения шестидесятилетнего И. Н. Кайгородова, который сообщал брату: "Фасад, сделанный Петром, хорош, хотя я лично предпочел бы для фундаментальной постройки стиль, имеющий право давности. Новый - еще развивается, не установился вполне, и очень сомнительно, чтобы он долго продержался". Пожилому инженеру не откажешь в прозорливости. Тем не менее, заказчик принял вариант зятя. Двухэтажный дом заложили в июне 1904 г. и окончили через полтора года. Надзор за работами вёл архитектор Федор Корзухин, который одновременно там же, в Лесном, сооружал коммерческое училище, а на Васильевском острове построил доходный дом (Средний пр., 14/45) с характерным для модерна флоральным декором, позднее исчезнувшим. Вполне вероятно, что и он участвовал в доработке проекта особняка. Любопытно, что в 1903 г. Корзухин заявлял: в России "собственного модерна у нас нет".




Итак, составитель плана и автор фасадов особняка придерживались разных ориентаций. Этот случай расходится с одним из кардинальных постулатов модерна - органического единства планировочного и композиционно-стилевого решений. Но творческие разногласия представителей двух поколений не привел к расслоению архитектурного образа. Цельность облика здания свидетельствует об эластичности нового стиля, его способности воплощаться в разных ипостасях.
Геометрическая ясность объемов, спокойная гладь стен сочетаются с синкопирующей ритмикой фасадов, мягкой пластикой угловых ризалитов и декоративной деформацией некоторых элементов композиции. Входная дверь и окна ризалита заключены в криволинейные, как бы пружинящие обрамления, которые дают намек на "энергетическую конструкцию", иллюзорно преобразующую реальную тектонику. Вторит им широкое окно веранды, очерченное округлой рамой в форме "омеги". Деревянная обшивка нижней части веранды превращена в затейливый кружевной узор. Хрупкая и тонкая пропильная резьба с мотивами водных лилий дает изысканный контраст ровной плоскости стен. Выделенный тоном и фактурой штукатурки цоколь обрывается на середине высоты окон первого этажа - это распространенный прием модерна, который также был направлен на трансформацию традиционной архитектоники. Под выносом кровли тянется фриз со стилизованными цветами и листьями кувшинок - самая удачная деталь здания. Автор фасадов особняка Кайгородова показал уверенное владение арсеналом композиционных и декоративных средств нового стиля. Эта постройка интересна как добротный пример "маргинального" модерна.



В 1999-2000 гг. проведена реконструкция здания (архитектор В. Н. Питанин). Отреставрированы элементы отделки фасадов и интерьеров, включая печи и камины. Устройство мансарды выполнено очень деликатно и практически не изменило облик памятника.
(Это из: Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. М.: Коло, 2012. С. 72-75.)

Со стороны же формальной биографии у П. П. Маресева пока туго. Есть вот такой вариантик только. Но неизвестно что в послереволюционный период там правда и откуда это взято. Доверия мне не внушило. Да, как преподаватель НИА Пётр Петрович писал всякие книжки по инженерному делу. Некоторые читал я. Нормально, но без огонька.

Ревель-Порккалауд, МКИПВ, архитектура, Петербург, модерн

Previous post Next post
Up