Общество потребления. Часть I. Глава 2. Магический Статус Потребления_3_1

Nov 25, 2011 12:21


 Часть I. Глава 2. Магический Статус Потребления_2

Упоительное Потребление Катастрофы

Использование знаков всегда двусмысленно, именно в силу того, что отводимая им функция априори магическая - вызывать и изгонять.

Вызвать нечто для того, чтобы «переконвертировав» его в некие знаки, этим чем-то (например - «силой», действительностью, «счастьем» и т.д. и т.п.) «овладеть», или наоборот - вызвать что-то, для того, чтобы это усмирить или изгнать.




Мы знаем, что в своих мифах магическая мысль всегда стремиться «заклясть» и «усмирить» перемены и прошлое.

В известном смысле совокупное потребление образов, событий, информации своей конечной целью точно так же имеет - «усмирить» и «отогнать» реальность, заменив её знаками реального, заклясть и усмирить историю, подменив её знаками призванными изображать «перемены» и т.д. и т.п.

Реальность мы потребляем либо в упреждающем, либо в ретроспективном «видах», в любом случае это происходит опосредованно и посредником в этом деле выступает именно знак.

Например, когда Пари-Матч*

*  «Paris Match» - французский еженедельник новостей

представляет нам тайных агентов из охраны Генерала (де Голля), тренирующихся в стрельбе из автоматов в подвалах Префектуры; то этот образ не воспринимается как собственно «информация», то есть как нечто имеющее непосредственное отношение к реальной политической ситуации или её контексту.

Для любого из нас он несет в себе соблазн наслаждения катастрофой, роскошным убийством, ожидания нашего причастия к пусть и чудовищному, но в тоже время изумительно-необыкновенному акту насилия: покушение будет, вы сами же видите - всё идёт к тому, что оно действительно произойдёт (вот ведь если даже и в самом «Пари-Матч» об этом пишут!).

Так образ предшествует самому событию, предвосхищает его и в самом себе воплощает всё предвкушаемое от него наслаждение; любые перверсии всегда должны находить для себя выход, свою «актуализацию» вовне.

Поэтому то, что мы можем наблюдать в данном случае, есть точно такой же эффект подмены соотношения причины и следствия на обратные, как и в предвкушающем ожидании явления Чудесного Изобилия в культе Карго.

Карго или катастрофа - и в том и в другом случае мы наблюдаем эффект потребляемого упоения самим умопомрачением.

Следовательно, мы, с полным на то основанием можем утверждать, что всё это есть не что иное, как наши собственные заблуждения и иллюзии, которые являются для того, чтобы «обозначиться» в образе и потребиться в нем.

Но психологический аспект интересует нас в гораздо меньшей степени, нежели то, что фиксируется в самом образе для того, чтобы в нём быть потребленным, «усмирённым» и, в итоге, «вытесненным», то есть - реальный мир, его события и история.

Отличительной чертой общества потребления является «универсализм» способа подачи любых медийных «сообщений».

Любая политическая, историческая и культурная информация ретранслируется и подаётся в одной и той же «болеутоляюще-успокоительной» и одновременно чудесно-развлекательной форме вновь случившегося «происшествия» или «новости».

Она полностью «актуализована» - т.е. «обработана» в полном соответствии с законами драматургии и подана в форме, рассчитанной на то, чтобы произвести максимально глубокое впечатление, но одновременно и «деактуализована» - т.е. отделена от своего адресата наличием самой «коммуникационной среды» и сведена именно к знакам.

Таким образом «происшествие» (для «русского уха» всё-таки более привычно именно - «новость» или «новости» - примечание ВТ), есть вовсе не просто одна из категорий среди множества других, но именно - Кардинальная Категория нашего магического мышления, нашей мифологии.

И эта мифология только ещё более укрепляется и усиливается все более жадным и ненасытимым спросом, требующим - «реализма», «правды», «объективности».

Самое широкое распространение получила разного рода «кинодокументалистика», репортажи «с мест происшествий», короткие «сенсационно-экстренные сообщения», «потрясающие воображение» и «бьющие по нервам» фоторепортажи, интервью с «очевидцами происшествия» и т.д. и т.п..

Повсюду стремятся быть в «самом сердце событий», «самом сердце битвы», «там, на месте», «лицом к лицу» - испытать умопомрачительно-упоительное ощущение полного «погружения» в «происшествие», ощутить Великое Содрогание Живой Действительности.

То есть, в конечном итоге, заполучить очередную «порцию» очередного чуда - ведь истина снятого и записанного «происшествия», как раз в том и состоит, что - Я там не был.

Но все эти («спровоцированные» у нас съёмками и записями - примечание ВТ) «чувства» и «ощущения» воспринимаются куда как более «истинными», нежели сама истина нашего реального там отсутствия.

Или, другими словами, если что и принимается во внимание, действительно имеет «значение» и идёт в «расчёт», то это именно спроецированное нам «представление» о нашем присутствии там, при нашем там отсутствии, то есть зрительно-слуховая галлюцинация, или, проще говоря - химера.

Поэтому то, что масс-медиа «дают» нам, это вовсе не реальность, а скорее уж - реальное умопомрачение.

Или, опять-таки, если не играть словами, то придётся признать, что «реальностью без помрачения», настоящим «сердцем натуральности», «сердцем подлинности», «сердцем страсти», «сердцем силы», тем самым «Сердцем», которое как раз и является истинным «локусом» медиа*

*  то есть чем-то вроде «центра пересечения» всех их «силовых линий» - примечание ВТ

и которое сообщает им всю их умопомрачительную сентиментальность, является именно то место - где ничего не происходит.

Это «место» есть всего лишь «аллегорический знак» страстей и событий. И именно это «обстоятельство», как раз и является гарантией нашего благополучия. Вот так мы и существуем, в полном отказе от реальности загородившись от неё со всех сторон знаками и укрывшись ими с головы до ног.

Изумительное благополучие: когда мы смотрим на являемые нам образы мира, кто сможет отделить это краткое вторжение реальности от чрезвычайно глубокого удовлетворения не пребывания там?

Потребляемые нами «образы», «знаки», «сообщения», как раз и представляют для нас и олицетворяют собою наши «безмятежность» и «благополучие».




Автор шедевра гениальный русский народный художник Вася Ложкин

Фактически они именно «освящают» наше удаление от реального мира, становящееся ещё более комфортным от потребления всех этих «аллюзией» на реальность (даже если это «аллюзии» насилия), а вовсе не компрометируют его.

Смысл и содержание получаемых нами сообщений, «означаемое» принимаемых нами знаков практически не играют никакой роли и вообще - несущественны.

Они нас попросту не интересуют, и потому медиа вовсе не привлекают наше внимание к реальному миру, но только и исключительно предлагают нам для потребления «знаки как знаки», хотя и представляют эти знаки, как бы «облеченными полномочиями» и «сертифицированными» в качестве неких «гарантов реальности».

Именно в этом как раз и состоит «праксис потребления».

Отношение консьюмера к реальному миру, политике, истории, культуре, это вовсе не отношение интереса, активного участия или «ответственной жизненной позиции», однако же, это и не полное безразличие, скорее его можно определить как - «сование своего носа»*.

*  то есть именно того типа «любознательности», за который в некоем «торговом центре» известная в России «Любопытная Варвара» была насильственно лишена одной из важнейших составных частей своего «образа» - примечание ВТ.

В соответствии с той же самой схемой рассуждения можно сказать, что ключевым «параметром» потребления, как мы его здесь определили, является вовсе не познание окружающей действительности, ни даже «блаженное неведение», его скорее можно определить как - «не опознавание»*

*  то есть как «принципиально-неадекватное» восприятие субъектов и объектов окружающего мира - примечание ВТ.

Праздное, пустое «сование» везде и во всё «своего носа», при полной, итоговой, невозможности «опознания» чего бы то ни было, в обществе потребления являют собой всеобщий «поведенческий стереотип» по отношению к реальности.

Поэтому базовой, ключевой характеристикой «общества потребления» заботливо взлелеянной, выпестованной и благословлённой всей деятельностью масс-медиа является - полный отказ от реальности, основанный исключительно на алчном и бесконечно-бессмысленном накоплений её знаков.

_______________________________

Перевод с английского ЮЛ и ВТ; выполнен по изданию - «The Consumer Society: Myths and Structures» by Jean Baudrillard. (Sage, London, England, 1998).

Общество потребления. Часть I. Глава 2. Магический Статус Потребления_3_2

Общество потребляйтеров, Бодрийяр

Previous post Next post
Up