Электронная музыка настолько прочно вошла в среду современного музыкального мира, что по сути - она и творит этот мир. За последние 110 лет музыкальный инструмент, использующий для работы электроэнергию прошел длинный путь эволюции. Как и в эволюции живых существ в мире электронной музыки были свои динозавры, которые освободили место более компактным собратьям. Самым первым электронным музыкальным инструментом считается «Теллармониум», построенный Таддеушем Кахиллом в 1901 году.
![](http://pics.livejournal.com/vashram/pic/000045fd)
«Теллармониум»
Созданный на основе тональных колес и электрогенераторов, инструмент весил семь тонн, был похож на фисгармонию и тем не менее, был вполне подходил для своих целей. Вполне возможно, что его дальнейший эволюционный путь привел к появлению электрооргана и синтезатора. Но в своем первозданном виде он и остался в прошлом. Конечно, далее были электромузыкальные инструменты, но в своей основе они использовали те инструменты, что были в ходу в соответствующие временные отрезки, т.е - имеется база, на которой монтируется электронная начинка. В 1919 году
Лев Термен изобрел принципиально новый вид электронного музыкального инструмента - «Терменвокс».
![](http://pics.livejournal.com/vashram/pic/00005w99/s640x480)
Лев Термен играет на «Терменвоксе»
С момента своего создания и до нынешнего времени классическая конструкция инструмента не претерпела каких-либо существенных изменений: небольшая коробка с двумя осцилляторами внутри и двумя антеннами снаружи. Подковообразная антенна отвечает за громкость звука, вертикальная - за его тон. Принцип действия прибора основан на изменении емкости колебательного контура.
![](http://pics.livejournal.com/vashram/pic/000065pw/s640x480)
Устройство лампового «Терменвокса» классической конструкции
![](http://pics.livejournal.com/vashram/pic/000075y5)
Блок-схема классической конструкции «Терменвокса»
Игра на «Терменвоксе» происходит путем изменении положения рук над антеннами. Это требует от музыканта прекрасно развитого слуха и точности движений - струн, клавиш прибор не имеет и руки исполнителя парят в воздухе. На инструменте можно исполнять любые мелодии: от классических до джазовых, играть с аккомпаниментом и без, а так же имитировать звуковые эффекты - пение птиц, например. Интересно, что Термен создавал на базе своего детища новые музыкальные инструменты: «Ритмикон», который позволял получать разночастотное звучание от взаимодействия вращающихся колес со световыми лучами. «Терпситон» - звуковая платформа, которая переводила в звуки движения танцующих людей. К сожалению Термену не удалось добиться необходимой для игры точности движения танцоров.
Кроме классического варианта существуют многочисленные разновидности «Терминвокса». Они различны по конструкциям (прогресс не стоит на месте - появляются новые радиодетали, электроника уже не нуждается в лампах. Это позволяет уменьшать размеры и вес аппарата, вносить в него усовершенствования, новые функции. Однако основной принцип работы остается прежним).
Одна из самых популярных конструкций - терменвокс Etherwave, созданный Робертом Мугом. Это конструктор, из которого можно легко собрать прибор, не имея особых практических навыков в радиоделе. Интерес к «Терминвоксу» не утихает с годами - у инструмента есть свои поклонники по всему миру. Его даже можно построить в домашних условиях, тем более, что в сети Интернет можно, при желании, найти не только разные варианты схем прибора, но и пошаговые инструкции по сборке, отладке и игре на «Терменвоксе». Существуют школы, где преподают мастерство «извлекать музыку из воздуха».
После самого изобретателя, выдающимся мастером игры на «Терменвоксе» стала бывшая скрипачка, эмигрантка
Клара Рокмор, а так же дочь Термена -
Наталья Термен.
![](http://pics.livejournal.com/vashram/pic/000081ty)
Клара Рокмор
![](http://pics.livejournal.com/vashram/pic/0000947d)
Наталья Термен
![](http://pics.livejournal.com/vashram/pic/0000aff5)
Лидия Кавина
Ныне лидером исполнителей музыки на «Терменвоксе» является
Лидия Кавина. В 2006 году она, совместно с исполнительницей Барбарой Буххольц организовали совместный проект «Touch! Don’t Touch!» в рамках которого создавали современную музыку для «Терменвокса».
Фильм о Льве Термене:
Пережить тирана. Фауст ХХ века