Торжество Православия. Раннехристианское искусство.

Feb 23, 2010 03:27

Торжество Православия. Византийская икона. Ок. 1400 года. Лондон, Британский музей.



Хлудовская Псалтирь. IX век. Москва, ГИМ.
Распятие Христа.
Иконоборцы замазывают икону Христа.



Хотя известны христианские изображения, сохранившиеся начиная с I века по Р.Х., а церковная история донесла до нас сведения о изображениях Христа, Богоматери и апостолов начиная с первых десятилетий существования христианства, процесс возникновения и формирования собственно того, что сейчас мы можем назвать искусством христианским или, уточним, церковным, литургическим, занял около девяти веков истории. Условным началом его можно считать день Пятидесятницы, когда началась жизнь Церкви на земле, а условным окончанием событие, которое положило начало празднику, только что на днях совершавшемуся во всех православных храмах мира.

Речь идет о Торжестве Православия. В 843 году византийское иконоборчество, терзавшее всех верующих империи на протяжении более чем ста лет, было окончательно прекращено. Начало борьбе с почитанием икон, а затем и их истреблению, положил император Лев III Исавр в 730 году. Его приемник Константин V (прозванный Копроним) стал самым ярым борцом с иконами, а так же с почитанием святых и Богоматери, так что прошедший в 754 году иконоборческий собор был вынужден смягчить точку зрения императора. Даже Никейский собор 787 года, ставший в истории VII Вселенским, лишь временно прервал господство этой не только теоретической, но и сугубо практической ереси. Период официального существования иконоборчества и борьбы с ним дал огромный сонм мучеников и исповедников, а так же углубленное христологическое учение об иконах и их роли в жизни и молитве христиан.

Седьмым Вселенским собором, решения которого были окончательно утверждены только в 843 году, принято закрывать в истории Церкви ту особую эпоху, с которой связываются наиболее напряженная работа богословской мысли и формулировка всех важнейших догматических вероопределений христианства. Хотя это не совсем так, и перед церковными мыслителями последующих веков встали новые многочисленные задачи, потребовавшие богословского разрешения, историк может здесь остановиться и подвести итог этой огромной эпохе, в результате которой возникли столь близкие и привычные христианам вещи: Символ веры, прославление Девы Марии как Богоматери, учение о двух природах во Христе и многое другое. И если в отношении веры, облеченной теперь в ясные и продуманные слова, для христиан немыслимо отрицать ее изначальность и неповрежденность, то в отношении богослужения невозможно забыть его сути, дарованного Христом тáинственного содержания, одевшегося однако за многие столетия в одежды молитв, гимнов, жестов, действий, облачений, архитектуры, живописи и прочих видов искусства.

Теперь, сказав несколько слов о событиях церковной истории, мы можем обратиться собственно к искусству. И здесь можно с уверенностью сказать, что настоящей зрелости, соответствия формы содержанию, оно достигло именно к моменту Торжества Православия. Точнее говоря, церковное искусство последующей эпохи при всех имевших место византийских «ренессансах» можно признать вполне сложившимся. Действительно, в отличие от доиконоборческого искусства его формы кажутся нам более знакомыми и привычными, несмотря на еще тысячу лет развития, отделяющего наше время от тех лет. Во многом формы иконописи остались неизменны до сих пор.

Было бы интересно здесь хотя бы кратко описать, что именно представляла собой христианская живопись первых девяти веков бытия Церкви, чтобы, если угодно, оттенить тот результат, к которому пришло ее развитие и с которым все православные христиане остаются хорошо знакомы просто в силу регулярного посещения храма.



До Константина Великого.

Почитание икон как таковое возникло далеко не сразу, поэтому говоря о столь ранней эпохе, когда ничего похожего на иконы в современном смысле не существовало, важно указать на ту роль, на ту функцию, которую играли сделанные христианами изображения.

Сейчас не вызывает сомнений то, что изображений делалось очень много, ибо те же фрески обширных римских катакомб хорошо известны. Да, они и не единственный пример подобного рода, а скорее самый яркий. Катакомбы были прежде всего кладбищами, но вследствие внимания христиан к погребениям своих братьев по вере, среди которых были и мученики, это были так же и места совершения Евхаристии. Здесь изображения были напрямую связаны с погребениями, вместе с тем они играли огласительную функцию.

Гробницы высекались в стенах коридоров, а поверх замурованных погребений писались фрески. В них непривычны современному верующему как подбор сюжетов, так и их трактовка. Здесь отражались только важнейшие моменты христианской веры, прежде всего вера в воскресение. Поэтому здесь можно увидеть, как юный безбородый Христос воскрешает маленького запеленатого Лазаря, притрагиваясь к нему «волшебной палочкой». Стоящий в проеме римской гробницы Лазарь похож на новорожденного младенца.

Катакомбы на Виа Латина, IV век.



Интересно, что тот же прием встречается и в изображениях Крещения. Кто именно здесь крестится - Христос или любой человек - остается не всегда понятно, но крещаемый так же выглядит как ребенок.

Катакомбы Петра и Марцеллина, III век.



К теме воскресения Христа и каждого конкретного человека относится и история пророка Ионы. Изображается либо момент, когда Иону выбрасывают с корабля в море, либо же когда пророк лежит обнаженным на берегу, уже после того, как его выплюнуло назад морское чудовище. Недаром книга пророка Ионы до сих пор полностью читается на богослужении Великой субботы накануне Пасхи.

Катакомбы Петра и Марцеллина, IV век.



Ветхозаветные исторические прообразы перемешаны в катакомбах с аллегориями, формы которых заимствованы из античного греческого и римского искусства. Здесь можно увидеть вполне историческое, легко узнаваемое изображение Адама и Евы у Древа познания добра и зла…

Катакомбы Петра и Марцеллина, IV век.



И образ Христа - Спасителя человеческих душ, основанный на словах Евангелия от Иоанна (Ин.10:11-16 ): "Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец".

Катакомбы Домициллы, III век.



Здесь античный пастушок и мосхофор (несущий на плечах быка) превратились в Доброго Пастыря, понесшего на плечах больную грехом человеческую природу.

Иногда в катакомбах встречаются и чисто языческие изображения на мифологические сюжеты. Однако, мифологические персонажи могли использоваться и в христианских росписях. Так Христос может быть представлен в образе Орфея, своей игрой усмиряющего зверей или же выводящего из подземного царства Эвридику.

Катакомбы Домициллы, III век.



Для сравнения римская мозаика пола из Палермо.



Распространенные в античном искусстве схемы иногда удачно подходили для новых композиций. Так изображение собравшихся философов превратилось в собранных вокруг Христа апостолов.

Академия Платона. Помпеи. I век.



Катакомбы на Виа Латина. "Урок медицины". IV век.
А-ля "Урок анатомии доктора Тульпа" =)



Катакомбы Домициллы. Христос-учитель, IV век.



Композиция с сидящими полукругом апостолами закрепится в христианском искусстве, прежде всего в иконографии Пятидесятницы,сошествия Святого Духа на апостолов.

Псков. Собор Мирожского монастыря. XII век.



Иносказательность и учительное значение - главные свойства росписей катакомб. Это был свой особый мир, живой и актуальный. Со временем катакомбы были забыты, и их открытие произошло уже в новое время.

В заключении не могу не упомянуть предположение, высказанное прот. Николаем Озолиным, профессором Свято-Сергиевского Православного Богословского Института в Париже: не является ли существовавший в катакомбах обычай делать изображения рядом с погребениями истоком традиции совместного почитания мощей и икон?

Иудеи и язычники.

Так как христиане естественным путем почерпнули многое из ветхозаветной традиции, некоторые современные авторы высказывали мысль, что в отношении искусства новозаветному образу предшествовало его отсутствие в иудействе. Ведь когда Бог еще не воплотился, Он не мог быть изобразим. Хотя это является основополагающей идеей богословия иконы, в истории искусства все было не совсем так. Теперь стало совершенно ясно, что живопись у иудеев была, и использовалась ими в самых, что ни на есть религиозных целях. Конечно, никому бы в голову не пришло нарисовать в каком бы то ни было виде Бога, но оказалось, что исключения из второй заповеди Моисея можно искать не только в описании Иерусалимского храма. Яркий пример иудейской живописи - росписи синагоги в поселении Дура-Европос на востоке Римской империи, на территории современной Сирии (244-245 гг.), где представлены многочисленные сцены ветхозаветной истории.




Ниша для Торы



Так же и в Риме существовали иудейские катакомбы, где так же были росписи. Так что, христианское искусство возникло не на пустом месте и очевидно впитывало в себя достижения своих предшественников.

Этими предшественниками могли быть и произведения язычников. Нельзя забывать, что знаменитый раннехристианский писатель III века Тертуллиан, ушедший впоследствии в секту монтанистов, относился к искусству крайне отрицательно. Однако, в своих грозных речах он упоминает многочисленных мастеров, которые прежде делали идолов, а крестившись стали изображать и христианские предметы. Этим, по его словам занимались и некоторые священники.

Так или иначе, христиане не чуждались использовать в своих целях наследие языческой античности, о чем выше уже было сказано применительно к образам Доброго Пастыря, Христа-Орфея и др. Теперь, прежде чем перейти к искусству IV столетия - переломной эпохи в истории Церкви и Рима, следует показать так же произведения римской мозаики. Этот вид изобразительного искусства, «вечная живопись», будет взят на вооружение христианством и станет в последующие века основным украшением христианских храмов.

Соревнование Геракла и Диониса. Антиохия. II век. Вустер, музей.



Мозаики виллы Армерины на Сицилии. III-IV вв.









Эпоха равноапостольного Константина.

Миланским эдиктом 313 года была открыта новая страница в истории Церкви, Рима и всего мира. Вместе с изменениями в жизни христиан поменялся и весь строй христианского искусства. Это время было ознаменовано появлением новых небывалых для христиан храмов и возникновением в их убранстве нового изобразительного языка.

В разных концах империи, прежде всего в Риме, в основанном в 330 году Константинополе и в Палестине, были возведены многочисленные храмы.

Форма римского общественного зала - базилики - была заимствована и превращена в основной тип храма. Именно храмы-базилики стали основным местом совершения Литургии.

Базилика Рождества Христова в Вифлееме. Освящена в 339 году.



Но был и другой тип здания, восходящий к римскому мавзолею - мартирий. Мартирии представляли собой ротондальные купольные сооружения. Их возводили как храмы-монументы на местах, связанных с чтимыми событиями библейской истории и мученичеством святых. Мартирии были местом хранения их мощей.

Ротонда над Гробом Господним в Иерусалиме.



Римская мозаика, служившая раньше прежде всего для украшения полов, обрела новую жизнь в христианских сооружениях. Мозаики переместились на стены, купола и ниши. Теперь их набирали не из природных камней, а из кусочков смальты - цветного стекла. В течении нескольких веков, между временем Константина и началом византийского иконоборчества, возникло множество новых типов христианских изображений. Искусство этого периода так же нельзя еще назвать вполне сформировавшимся. В нем шел активный поиск и отбор, приведший в конце концов к возникновению строгого, очень лаконичного, но безупречного как в художественном, так и в содержательном плане искусства средневизантийского периода - IX - XII вв.

Почти все древнейшие храмы святой земли не сохранились. Исчезли так же и украшавшие их некогда монументальные композиции нового торжественного, царственного и победоносного содержания. Единственное, что может косвенно напоминать о их существовании - ампулы, небольшие сосуды для святынь: мира, святой воды и др. Сделанные из металла ампулы во множестве привозились паломниками из Палестины. Ампулы, хранящиеся в соборе города Монца в Италии украшены различными изображениями, которые воспроизводят композиции, некогда украшавшие храмы святой земли.

Вознесение Господне. Ампула из Монцы. VI век.



Продолжение следует.

раннехристианское искусство, римские катакомбы, искусство, Торжество Православия

Previous post Next post
Up