Секс-скандалы в школьном "Что? Где? Когда?"

Aug 03, 2020 18:42



У нас семья завязавших ЧГК-шников.
И я, и Таня много играли в "Что? Где? Когда?" в старшие школьные и студенческие годы. У меня максимум получалось выиграть московский детский брейн, Танина команда в Беларуси на национальном уровне выигрывала много чего.

Сейчас по сети ходит свежая волна историй про обвинения в домогательствах известных знатоков (волны ходят про обвинения в домогательствах среди лиц любых профессий, сейчас вот дошло до знатоков), и я их читаю со смешанными чувствами.

Я изложу свои сомнения, и надеюсь, что кто-то из знакомых девушек их как-то прокомментирует (можно в личку).

Первым делом дисклеймер: я сейчас не имею никакого отношения к ЧГК-движению, телеЧГК и не знаю ни одного из фигурантов нынешних скандалов.

1.
Подростки пошлят. Интеллектуально развитые подростки, у которых обычно проблемы в своих школах, снобстсвуют и пошлят. Ну и самоутверждаются. И выпендиваются. В общем, думаю, вы ещё помните.
Пошлые шуточки так или иначе были на играх постоянно. Дядя Х., который был нашим тренером, их радостно поддерживал, но вообще они прекрасно самозарождались и без него. Сейчас я читаю, что какой-то тренер пошло шутил 10 лет назад, и что это якобы недопустимое поведение, и очень сомневаюсь - а воспринималось ли оно тогда как недопустимое?
Я знаю, что есть куча народных игр типа ручейка, смысл которых сводится к тому, чтобы помочь преодолеть стеснительность в отношениях с противоположным полом. Это сейчас у меня нет проблем с выражением чувств, потому что всё стало немного пофиг, но к несчастью именно когда чувства были острее, выражать их было сложнее. Я к тому, что вероятно неистребимые (а я верю, что пошлые шутки в подростковой среде неистребимы) пошлые шутки имеют вполне себе социализирующую функцию. Хотя тогда я считал их просто дурновкусием.

2.
Второй аспект, собственно сексуальные притязания. Таня в красках рассказывает, что белорусская ЧГК-тусовка отличалась от всех прочих именно максимально свободными нравами. Ездили на выезды бухать и трахаться. Спали все со всеми, правда все-таки по очереди. Таня неизменно добавляет, что она была чуть не единственным исключением, ну а я не докапываюсь. За любой девушкой тянулся шлейф историй о бывших, причём и бывшие, и нынешние продолжали играть вместе, Маяковских, кто бы застрелился от любовного треугольника, не находилось.

У нас в нашей зеленоградской тусовке кто с кем спал, а кто просто под ручку гулял - утверждать не берусь, свечку не держал, но когда мне было лет 14, к нам в клуб, где то той поры были преимущественно мальчики, стали приезжать на тренировки несколько девочек из Митино, и следующие несколько лет вся тусовка была одной большой Санта-Барбарой. Девочки были бойкие, и в этой Санта-Барбаре принимали весьма активную роль, по-моему даже иногда немного издеваясь над нашей юношеской стеснительностью. Одна, например, как-то вечером на выезде зашла к нам в комнату, без прелюдий уселась мне на колени и запустила руки мне под футболку «чтобы проверить, растут ли уже у меня волосы на груди». Кажется, тогда я испытал первый сексуальный шок, и, как видите, помню этот момент до сих пор.

Это я к тому, что именно растлевать в детском ЧГК специально особо никого не надо было. Заглавная картинка - с одной из наших посиделок после тренировок, и нет, тренера в этом безобразии не участвовали.

Я сейчас на «Медузе» прочёл пост с откровениями жертв уровня «мы фотографировались, он обнял меня за талию, а потом опустил руку ниже». Я открыл школьные фотки - там, блин, полно целующихся на камеру одноклассниц и обнимающих их по-всякому одноклассников. Это что же, девочки из моего класса теперь могут начать обвинять мальчиков из моего класса (которые уже по большей части - отцы семейств)?
Я действительно не понимаю вот эту грань: я не вижу какого-то одного формального критерия допустимого. Тогда это было нормально, и, кажется, тогда это для всех участников было нормально. Сейчас мои школьные друзья, если пойдут на какие-нибудь курсы, наверняка не будут лапать там однокашниц, по крайней мере всех сразу и на камеру. По-моему всё это крайне ситуативно, хорошее от плохого отделяется тем, всем ли участникам нравится происходящее.
Тут мы подходим к грани, отделяющей просто домогательства от харрасмента. Если обнял игрок твоей команды, то домогательство, а если тренер, то харрасмент. С домогательствами я вообще не понимаю, можно ли через 10-15 лет честно узнать, был ли кто-то против или не против, и был ли против по-настоящему, или чтобы «поломаться», то с харрасментом отличие - что жертва может бояться обозначить, что она против.

3.
Я помню один секс-скандал, который обсуждался в тусовке. Жаркова, который руководил Владимирским ЧГК, обвинили в домогательствах, у меня даже сохранилась фотка «Комсомольской правды». Мы ездили к Жаркову на игры, и тогда, конечно, сильно удивились этой новости. Но, насколько помню, мы тогда довольно чётко отделили действия Жаркова от жизни тусовки: всё-таки пошлые намёки это одно, а удерживать в квартире заложника - совсем другое.


Тогда этот случай очень чётко воспринимался не как «логичное продолжение» игр, а как нечто, выбивающееся из заведённого порядка вещей.

Когда я выше писал о смешанных чувствах, я не имел ввиду такие вопиющие случаи, а как раз думал про грань, которая отделяет «нормальный» флирт, «нормальные» комплименты от не нормальных. Вокруг дяди Х., который несколько лет был нашим тренером, и который в своём имидже старательно косплеил толи сатира, толи отставного майора, постоянно вёлся душок какого-то скандала, но я ни разу не слышал, чтобы он «использовал своё положение». Да и использовать-то было нечего. Пишут, что знатоки склоняли учениц, угрожая «не взять на турнир». Конечно, загоняться можно из-за чего угодно, но ИМХО не поехать на турнир - это так себе угроза. Да и со стороны команды сразу возникнут вопросы. Ну и просто обычно тренер достаточно заинтересован, чтобы команда выигрывала, чтоб не заниматься такой хернёй.
Дядя Х. определённо «нарушал личные границы», но тогда это определённо выглядело так, что никто не против. Возмущались скорее парни, которым нравились те девушки - от ревности. Могу сказать, что я тогда это его панибратство и фамильярность воспринимал как то, что он вместе с нами на равных, не отделяет себя от нас, несмотря на разницу в возрасте. Сейчас мои друзья о нём очень полярных мнений: или очень тепло отзываются, или очень плохо, но «очень плохо» - из-за в целом «недостаточной душевной чуткости», а не каких-то конкретных злодеяний. Чтоб вы понимали, у него были прегрешения уровня «требовал от пионеров купить себе пива, чтоб он отвёл их на пляж» или дал пиздюлей парням из старших отрядов, которые полезли к нашим. Кстати те девочки, в отношении которых он «нарушал личные границы», отзываются о нём хорошо.
Можно, конечно, сказать, что тренер должен вообще такие темы не затрагивать, но общение всегда выходит за рамки только подготовки к играм, у нас регулярно к тому же дяде Х. бегали за советами «по жизни», ходили со своими проблемами, и многим помогло.

Подытоживая. В мои годы в детском ЧГК была общая атмосфера, в которой «это вот всё» воспринималось нормально. Мной, по крайней мере. И мне очень хотелось бы узнать, как это воспринималось остальными. Особенно, конечно, интересует, что об этом думают девушки. Кстати в том самом детском лагере, где дядя Х. отправлял пионеров за пивом одна молоденькая вожатая (не из ЧГК-движения) соблазнила пионера, даже какие-то разбирательства по этому поводу были. Но по-моему и он сам, и весь отряд по этому поводу думали только «удачливый ублюдок!». Кстати дядя Х. в том лагере как раз окучивал не девочек из команды, а молоденьких вожатых, его пьяный рёв под гитару, плывущий в украинской ночи над лагерем, я буду помнить всегда ).

Мораль истории, видимо, в том, что все эти скандалы подразумевают, что жертва получила психологическую травму, которая мешает ей жить.
Я, извините, не верю, что условный Друзь, потрогав за задницу во время фотографии какую-то школьницу, тем самым поломал ей жизнь.
Поэтому дополнительно очень хотелось бы знать, не просто были ли какие-то пошлости (ясно, что были), а было ли что-то, что вам мешало потом жить?
И если какая-то такая фигня была, то понимали ли вы сразу, что это что-то неправильное, или это понимание пришло постфактум?
У меня действительно сейчас проблема классификации, что нормально, а что не очень. Не скрою, меня пугает тенденция, когда чуть не любое проявление внимания может постфактум стать поводом для судебного разбирательства или как минимум медийного скандала. Потому что чуть не всё, о чём я прочёл в разоблачении «медузы», тогда  воспринималось как норма (кроме продолжения домогательств после ясного «нет», но слухов о насилии со стороны тренеров в нашей тусовке я не помню).

И уж совсем тезисно подытоживая:
1. Пошлые шутки и действия в подростковой среде неизбежны
2. В известной мне части школьного ЧГК 10-15 лет назад они цвели буйным цветом, как и всяческие любовные интриги
3. Вообще не затрагивать какие-то такие вопросы тренерам достаточно затруднительно т.к. тренер всегда вовлечён в проблемы команды, к нему бегут и с житейскими тоже, и на неразделенную любовь жалуются тоже ему.
4. Многие действия, которые сейчас воспринимаются как неприемлемые, тогда так не воспринимались. Отсюда проблема: что всё-таки должно осуждаться?
5. Я считаю, что у тренера почти нет ресурсов, чем угрожать жертве. ЧГК - развлечение, и развлечение сугубо добровольное.
5. Как следствие мне хотелось бы узнать, где и как вы проводите грань между "нормальными" (в молодёжной среде) пошлостями и чем-то, что может мешать жить и должно преследоваться по прошествии многих лет?

Ещё раз. Я не рассматриваю понятные случаи, когда что-то происходит без согласия. Я рассматриваю случай, когда человек вырос, с высоты своего возраста пересмотрел собственные моральные нормы и теперь предъявляет за них тем, кому не предъявлял тогда.

Upd: по итогам обсуждения темы обобщил свои мысли тут https://vas-s-al.livejournal.com/904226.html

вопрос, общественное

Previous post Next post
Up