Об исторической политике в Венгрии. И не только в Венгрии
Jun 18, 2015 16:36
Иногда полезно почитать умных людей. Читаешь, и понимаешь, что всё, что ты когда-то передумал и осмыслил, кто-то уже изложил красивыми правильными словами. Я прочёл отличную статью про историческую политику http://www.novayagazeta.ru/politics/68655.html и теперь напишу про Будапешт немного по-другому, чем собирался.
Своими словами я когда-то сформулировал, что Наполеон - история, а Сталин - не история. Потому что про Сталина орут друг на друга на кухнях, а про Наполеона - не орут. Мне кажется, что историей события прошлого становятся лишь тогда, когда о них перестают рассуждать в категориях "наши наваляли ненашим" и начинают рассуждать в категориях "такие-то действия сторон были (не)адекватны ситуации, в которой стороны оказались".
[Spoiler (click to open)]Мне вот было необычно, когда начался у меня переход к историческому восприятию Монгольского нашествия. От "аж жеж сволочи, нас захватили!" к "смогли построить эффективную для тех времен организацию и воспользоваться ею, а также внутренней слабостью своих противников".
Ну т.е. когда читаешь про какую-нибудь войну и думаешь "этот генерал крутой, умно поступил, и противоположный генерал крутой, вот тут умно поступил", то это - история. А когда читаешь и думаешь "Ах он сволочь, столько наших положил!", то это - историческая политика.
Умный дядь в статье формулирует чётче: "историческая политика - это прежде всего какие предъявы мы сделаем нашим соседям в контексте наших сегодняшних отношений, как мы попробуем использовать их прежние грехи и т.д. <...> Помимо исторической политики в межстрановых и межнациональных отношениях я стал говорить о том, что есть историческая политика как плод борьбы различных партий за право интерпретировать прошлое внутри страны. И тогда получается, что это вопрос о том, как с помощью прошлого та или иная политическая сила пытается получить преимущества в борьбе со своими оппонентами внутри страны."
Когда я был в Стокгольме, то в историческом музее меня больше всего поразил даже не вечный поросёнок http://vas-s-al.livejournal.com/581733.html а начало аудиогида про эпоху викингов. Начиналась экскурсия примерно так: "Викинги - это древние племена, населявшие территорию Скандинавии в 8-11 веках н.э. Существует теория, согласно которой викинги являются предками современных шведов. Наибольшее распространение она получила в последней трети 19 века. В настоящее время эта теория является устаревшей и неверной. Современные шведы не имеют НИКАКОГО отношения к древним викингам. Королевство Швеция возникло значительно позднее. Наша культура ни в чем не похожа на культуру викингов и не является её преемницей".
Такого мощного проезда по мозгам я не встречал ни в одном музее мира. Рядом висели плакатики, доходчиво объяснявшие, почему государство Швеция желает, чтобы её граждане играли в кого-нибудь другого. Реклама дивизии СС "Викинг" соседствовала с известной фотографией массового народного плача по погибшим, заснятого советским фотографом в освобождённой от фашистов Керчи.
Это первый и единственный известный мне случай, когда государство пресекает мечтания граждан о "добрых старых временах, когда мы были сильнее всех и всем наваляли". В другом месте музея, где рассказывалось, как викингов в 19 веке притянули за уши в период активного нациестроительства и связанной с ним мифологизации собственной истории, висел риторический вопрос: "Но теперь-то мы можем без них обойтись?"
В музее под открытым небом Скансен была выстроена совершенно идиллическая шведская деревня, точнее не одна деревня, а по частям деревни со всех концов Швеции, и переодетые в традиционные костюмы работники музея пели посетителям о том, как идиллична была жизнь простого сельского труженика. "Пели" - это я от себя добавляю. Работники добросовестно рассказывали, что в Швеции сто лет назад были батраки, они были во многом закабалены земельными договорами, что население бухало, и любовь Шведов к кофе была вызвана тем, что кофе заменил самогон за посиделками, когда была развёрнута кампания трезвости, но при этом от красивеньких добротных домиков всё равно оставалось чёткое ощущение, как хорошо жить мирным своим трудом на родной земле. "Make love, not war".
К сожалению, все остальные известные мне страны занимаются прямо противоположным, исповедуя "зулусскую логику": "Я украл корову у соседа - хорошо, сосед у меня - плохо".
Не стала исключением и Венгрия.
Поехал я туда с почти нулевыми знаниями о стране. Из истории я знал лишь, что она входила в состав Австро-венгерской империи, а позднее в советский блок, а из личностей упомнил только Бела Кун и Листа.
Самым ярким музеем Будапешта из мною посещенных был, безусловно, "Дом Террора", расположенный в бывшем здании госбезопасности. Никаких образовательных целей он, разумеется, не несёт, и проводить его по линии образования, а не по линии политики/пропаганды - значит делать банальнейшую и глупейшую ошибку. При этом по продуманности и организованности он на два порядка превосходит другие будапештсткие музеи. Если в музее города Будапешта экспонаты стоят без подписей, в хаотичном порядке и вообще непонятно, по какому принципу их туда собирали, то в "Доме Террора" всё подчинено одной цели - внушить посетителям отвращение к проклятым коммунякам. Полумрак, драматическая музыка, свечки в память невинно убиённых, большая виселица с мааленькой табличкой "вообще-то здесь не вешали, но мы всё равно решили её тут поставить"... Когда потом выходишь из музея, тебе становится очень радостно, что ты живой, солнце кажется теплее, а краски - ярче.
При этом исторической достоверностью никто, разумеется, не заморачивается. Вот тут роль ГУЛАГовских зеков играют узбекские колхозники:
Видимо, устроители музея спутали халаты с бушлатами.
При этом современный Будапешт - он вообще не про музеи, он про клубы, бары и купальни. Праздник жизни нон-стоп, достойный отдельного поста. Самый живой город Европы. И тебе кажется, что всё это было не здесь, и тебе вообще ведут рассказы о какой-то другой планете и других венграх. Однако беглое чтение путеводителя и осмотр нескольких музеев убеждают, что венгры не так просты, как кажутся из-за стойки бара.
Для начала - главная дата страны - это 896 год, год обретения Родины. "Обретение родины" в переводе на человеческий язык означает, что пришедшее откуда-то с Востока (никто точно не знает, откуда именно) племя диких Венгров перерезало тех людей, кто жил в бассейне Дуная до них, и осталась там жить. Венгры грабили Рим, доходили с военными походами до Дании, использовали кривые сабли и меховые шапки, а на картинках выглядят совершеннейшими монголами - смуглыми и узкоглазыми. Через 70 лет постоянных набегов венгров удалось окрестить и более-менее ассимилировать.
Сабли и стремена.
Когда-то венгры выглядели так:
Далее было 8 веков менее героической, а потому никому не интересной истории, во время которых венгров постоянно захватывали то Габсбурги, то турки, и следующий любимый период венгерской истории начинается после 1848 года, когда Габсбурги, напуганные хоть подавленной, но буржуазной революцией, дали Венгрии определенную автономию.
Как и в Финляндии, где очень кстати нашлась "Калевала" и как и в Швеции, где очень кстати вспомнили о крутых викингах, у Венгров расцвет национальной культуры пришёлся на вторую половину 19 века и был неразрывно связан со стремлением к независимости от австрийской империи - сначала культурной, а потом политической. В конце 19 века проходит забавная "реставрация" одного из 2 главных соборов Будапешта - церкви Матьяша, когда вместо хоть древнего, но, судя по старым фото, ничем не примечательного храма, возводят сказочный замок из прекрасных грёз, в котором причудливо переплетаются элементы неоготики, ардеко, какие-то османские мотивы и бог знает что ещё. Новый вариант получился прекрасным и завораживающим, но назвать это "реставрацией" лично у меня язык не поворачивается.
Серебряный век в Венгрии был не менее выраженным, чем в России или в Чехии с Австрией (тогда это вообще была одна страна). А вот потом всё пошло очень жёстко.
Войну Австро-венгрия проиграла, империя развалилась, на её руинах власть в только-только независимой (в 1916 году выбрали своего короля!) Венгрии подобрали коммунисты, под предлогом зачистки от которых страны Антанты фактически оккупировали страну.
Дети, запомните, если иностранное государство вводит в 1919 году в Венгрию войска для борьбы с коммунистами - это хорошо, а если в 1956 году для борьбы за коммунистов - это плохо.
На волне реакции власть получил адмирал Хорти, который после развала Австро-венгрии остался без моря. Нормальная такая посткоммунистическая военная диктатура, у кого-то почти Корнилов, у кого-то Пиночет, а чем Венгрия хуже?
Правда, в качестве платы за услуги союзные державы отрезали от Венгрии 2/3 территории. Ну что же, была Венгрия большая, но под Габсбургами, стала маленькая, но гордая независимая. Венгры от такого, понятное дело, взвыли, и настроения реваншистские там были все 20 лет перемирия между войнами.
Тарелка с картой Венгрии, на которой видно, сколько было и сколько осталось.
Общественный протест. Как будто он кого-то интересовал.
Хорти оглядывался на Дуче, одной рукой давя коммуняк, а другой насаждая государство "общественного согласия". Не остались без внимания и "духовные скрепы". Венгрия стала ультраконсервативным государством, где все тридцатые годы каждый год с огромной помпой отмечали очередной юбилей очередного святого. Гитлер присылал на юбилеи своих попов.
с нами БОГ!! и ОГРОМНЫЙ крест над городом!
Были воссозданы квазирыцарские военные ордена, за службу можно было получить надел земли.
Герб одного из таких орденов
Простой народ кормили слащавыми комедиями в ставших очень модными кинотеатрах.
Рекламный плакат какого-то фильма тех времен. Видим союз национальной гордости с религией, и немного гламура. Всё как у нас.
На волне увлечения "великой историей", реваншистских настроений, вызванных поражением и отъемом территорий по итогам ПМВ, страха перед повторением революции 1919 года сближение Хорти с Гитлером выглядит совершенно естественным.
Современные венгры просто не заостряют на этом внимания, однако судя по тому, что в целом о Хорти отзываются уважительно и в "доме террора" его не чмырят, а наоборот называют последним легитимным правителям перед двумя диктатурами, политика его вполне одобряется. И действительно, как не одобрить возвращения исконно венгерских земель? Хорти под шумок в конце тридцатых отжал кусок Словакии, Трансильванию, закарпатскую Украину и немного Югославии. И правда, большим ведь можно, а нам что - нет?
Радостный плакат в честь возвращения ранее отжатых территорий.
После этих геройств регент-адмирал в порядке личной инициативы объявил летом 1941 года войну Советскому Союзу, и венгерская армия неплохо оттопталась на Украине и в Белоруссии. Митяй говорит, что по словам его белоруссой бабушки, которая венгров не любит до сих пор, мадьяры в зверствах от нацистов ничуть не отставали.
В музеях об этом рассказывается как-то смазанно и скороговоркой. Никакого посыпания головы пеплом за убиённых украинцев я не заметил. Самым неприятным во всей этой истории венграм кажется то, что пришлось-таки окончательно решать еврейский вопрос, но тут венгерские историки замечают, что венгры высылали своих евреев в концлагеря без всякого удовольствия.
В 1944 году Хорти решил "соскочить", и СССР уже был готов на перемирие, но Гитлер одним движением пальца заменил Хорти на Салаши, лидера венгерских фашистов. Да, да, в Венгрии были свои, домашние фашисты, которые в конце 30х годов были второй партией на выборах в парламент. Просто Хорти был "в целом за Гитлера", а Салаши - "безоговорочно за Гитлера". Поэтому всё, что вытворяла Венгрия до 1944 года - это ми-ми-ми, ибо "наш сукин сын", а всё с 1944 до 1989 годов - это мрачный ужас тоталитаризма.
При входе в дом террора стоят 2 одинаковых монумента жертвам салашистов и жертвам коммунистов, из чего я заключаю, что салашисты за 4 месяца своего правления перебили столько же людей, сколько коммунисты за 45 лет.
Раздел про послевоенную Венгрию в историческом музее по тональности очень напоминает "дом террора". Коммунисты виновны в страшных преступлениях против Венгерского народа, они остановили гиперинфляцию,
начали коллективизацию сельского хозяйства и индустриализацию,
Плакат, посвященный трёхлетнему плану хозяйственного восстановления
добились бескризисного роста экономики и повышения уровня жизни.
При этом они нагло требовали репарации по итогам второй мировой войны и почему-то не поддерживали антисоветские произведения в культуре и искусстве. Все плакаты о хорошей жизни тех времён были ложью, а экономики в стране не было вообще. Я не преувеличиваю, у меня должны в ближайшее время дойти руки до оцифровки методички из "Дома Террора", там так и написано.
Лживые плакаты о хорошей жизни. На самом деле венгры Ракоши не читали. "Не читал, но осуждаю".
Лживые плакаты о хорошей жизни. На самом деле под коммунистами урожаев не было, а если были, то люди им не радовались.
Лживые плакаты о хорошей жизни. На самом деле венгры под коммунистами не улыбались.
Коммунисты не позволяли Венграм ничего лишнего. Видите, как мало на этой тёте одежды?
Сразу видно - сплошной концлагерь и угнетение!
Ну и конечно главное преступление коммунистов - когда в 1956 году антикоммунистически настроенная часть венгров стала жечь и убивать венгерских коммунистов, те почему-то сопротивлялись.
Выйдя из музея, я задумался. Конечно, репрессии против политических противников - это плохо. Ускоренная коллективизация - это плохо. Да и вообще пинками загонять кого-либо в коммунизм - дело неблагодарное. Но вот есть государство - добровольный пособник гитлеровской Германии. В котором логика политического процесса была точно такой же, как в Германии. В котором партия местных фашистов занимает второе место на выборах в парламент. Которое под шумок совсем не прочь отрезать куски от территории соседей. Которое воевало с нами 4 года и перебило невесть сколько наших граждан. Теперь оно снова потерпело поражение, там снова разрушена экономика, снова отобраны территории. Что с ним делать? Сидеть и ждать, пока история зайдёт ещё на один круг?
Некоторые люди все-таки делают выводы из истории. И устраивают "советскую оккупацию". Да ещё и уровень жизни поднимают, сволочи.
Но если целей понять логику другой стороны нет, если речь не об истории, а об исторической политике, если "мы оттяпали территории - хорошо, а у нас оттяпали территории - плохо" и очень хочется выглядеть во всём белом, то можно построить дом террора, любых бандюков записать в идейные борцы с советской властью, включить там угрожающую музыку и мерцающий свет и тревожным голосом вещать о неисчислимых преступлениях коммунистов и салашистов. Салашисты у власти 4 месяца были, это можно списать на "ошибки юности", а Хорти после резни 1919 года 25 лет сидел, поэтому закрыть на него глаза не получится, а раз не получится, то значит он был во всём прав, а другие страны просто злые и обижали Венгрию.
По дороге от исторического музея к Дунаю мне попался магазинчик для венгерских националистов. Там можно было купить футболки с дикими монголовидными древними венграми, наводившими когда-то ужас на Европу, копии оружия и амуниции тех времён (луки-сабли-топоры-шапки-амулеты-кошели), карту Венгрии до отторжения территорий и портрет Хорти.
Я подумал, что некоторых людей история ничему не учит.