Вряд ли кто сегодня сможет, не заглядывая в гаджет, ответить на вопрос, что такое
беляны. А ведь это уникальные русские речные суда. Даже сегодня по размерам они могут поспорить с океанскими кораблями. Имеются данные, что некоторые суда достигали 120 метров в длину и имели высоту бортов до 6 метров! Грузоподъемность таких судов впечатляла. Не
(
Read more... )
Comments 8
(The comment has been removed)
Есть вероятность, что в ранний период (XVII - XVIII века) беляны строились вообще без железных крепежей с использованием деревянных нагелей. Вы представляете быт и возможности людей в то время.
"То есть Беляна это большая лодка!! До верху нагруженная бревнами... "
Суда специально предназначены для перевозки грузов, пассажиров или лодок, в то время как лодка - это общий термин, используемый для различных водных судов. Поэтому Беляны можно зазывать и речными судами, и лодками. Кому как нравится.
Reply
(The comment has been removed)
Местом появления беляны как особого типа судна считается река Ветлуга, которая является одним из крупнейших притоков Волги в Нижегородском крае, поэтому и в дальнейшем о них говорят, по месту их рождения
"Такле тяговое усилие способны создать 15000 кг / 50 кг вес с которым чел давит на лямку = 300 бурлаков"
По правилам полагалось: в верхнем течении Волги нанимать бурлаков из расчета 4 человека на 1 000 пудов груза, а в нижнем - то же количество людей на 900 пуд. Для различных судов собирались артели от 30 до 300 бурлаков. Это известный факт.
"Бревна прекрасно сохли и жители по берегам волги махали БЕЛЫМИ полотнищами, что бы сплавшики к ним"
Беляны- Это было судно, которое никогда не смолилось (было белое) и использовалось только один сезон для сплава с верховьев Волги в её низовья с целью перевозки лесо-пиломатериалов, пеньки, и щепного товара. Отсюда и пошло название - Беляны.
Reply
Сохранились данные, что их длина достигала 25 - 30 саженей (сажень - 2,13 м). А ведь были беляны и в 40, 45, 50 саженей. Фактически это была длина крейсера «Аврора», а высота борта достигала почти 6 метров! Само собой разумеется, что такими огромными беляны сделались не сразу, но уже к концу ХIХ века размерами белян никого на Волге было не удивить. Однако еще более от всех других судов, плававших здесь, они отличались своей грузоподъемностью и огромной осадкой.
Reply
(The comment has been removed)
(The comment has been removed)
Разные они были потому, что строились в разных местах и имели разное назначение. В 1884 г. плавало по волжской системе 120 белян, на которых перевозились: на 2-х хлеб, на 14-ти дрова, на 85-ти лесные строительные материалы и на 5-ти смешанные грузы; по Дону - 20, из коих на 4-х транспортировались лесные материалы. Наибольшее число из этих судов построено в губерниях: Костромской - 57, Пермской - 30, Уфимской - 15 и Нижегородской - 6. В 1885 году вновь построены 152 беляны
Беляны меньших размеров носят название полубелян. О числе их нет статистических сведений
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Известно, что на постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых брёвен и 200 еловых. Значит разбирали беляны, на которых уходило меньше бревен. Допустим 150 сосновых и 100 еловых.
Еловое дерево имеет массу 90 кг., Сосна: 180 (мм) - 79.4 (кг), 200 (мм) - 98 (кг), 220 (мм) - 118.6 (кг)
Среднее можно взять, что каждое бревно весом 100 кг.
(150+100)*100 = 25000 кг, 25 тн. плюс крепление, допустим 50 тн.
Грузоподъёмность обычных телег составляет около 750 килограммов. Почти 70 телег. Воплне реально.
Reply
Leave a comment