Грузия, окрестности Гори. Руиси и Урбниси.

Jul 09, 2012 21:00

В нескольких километрах на запад от Гори есть две очень старые деревни. Точнее, деревни они сейчас, а несколько сотен лет назад это были настоящие города, в которых цари собирали разные круглые столы. Но вражеские нашествия и стихийные бедствия сделали свое дело. До наших дней сохранилось лишь по одному кусочку древности в каждом из этих мест, но зато какие.

1.



Первой остановкой по приезду в Руиси была эта церковь, что логично, потому что мы свернули с трассы там, где стоял указатель на храм.

2.


Я походил вокруг, пофотографировал:

3.


В храме шла служба. Жутко скрипучая дверь постоянно отвлекала прихожан на нас входящих-выходящих. Мы немного постояли, но храм не отапливается, и если на улице хоть немного пригревало солнце, то здесь стены хранили зимний холод. В таких условиях, наверное, молитвы приобретают особый смысл, но мы не были готовы к такому холоду и вышли.

4.


В этот момент меня все-таки посетили сомнения на счет того, что мы приехали не туда. Благо с собой был iPad, и я быстро убедился, что несмотря на то, что мы в Руиси, это не тот храм. Мы спросили у проходящего мимо местного паренька дорогу. Оказалось, что ему тоже в нужную нам сторону. Сев в нашу машину, он стал объяснять куда ехать. К слову, Руиси - одна из самых крупных деревень в Грузии, здесь проживает несколько тысяч человек, деревня занимает очень большую территорию.

Дорога в Руиси:

5.


Но вот мы на месте. Перед храмом небольшая площадь, попадая на которую сразу понимаешь, что место это очень древнее. Чего стоят одни главные ворота. Да даже проехавшая мимо мотоциклетка и то, кажется, вынырнула из прошлого и умчалась туда же.

6.


Дом слева от ворот тоже уже давно отметил свое столетие:

7.


Заходим. Вот такой он руисский храм:

8.


Надпись на табличке перед входом: "Церковь Гвтаеба (Спаса). Кафедральный храм, значительный памятник средневековой грузинской архитектуры. Многократно подвергался поновлению и перестройкам. В существующем здании древнейшей /VIII - IX в.в./ является восточная часть - алтарь и примыкающие к нему помещения. В Х в. здание было основательно поновлено. В первой половине ХI в. храм был увенчан новым, двенадцатигранным, богато украшенным куполом, а с юга и севера к храму были пристроены приделы. Храм был сильно поврежден в конце XIV в., во время монгольского нашествия, и вновь восстановлен во второй четверти XV в. царем Грузии Александром I. К этому времени относятся: вся верхняя часть барабана купола, украшения входов и большая часть облицовки стен. Поврежденный землетрясением 1940 г. купол отремонтирован отделом охраны памятников архитектуры в 1952 г."

В одном месте я натолкнулся на информацию, что именно в этом храме был крещен Давид Строитель, но это не точно, нужно проверить.

9.


В самом храме не фотографировал - шла служба.

Вид от храма в сторону главных ворот:

10.


Кувшины для хранения вина (квеври) украшают территорию. На самом деле, без них вид был беднее. Снег в этих краях в марте встретишь не часто.

11.


Одна из дверей храма:

12.


Кладка только с первого взгляда кажется хаотичной. На самом деле, вероятно, именно благодаря подобной кладке многие храмы дожили до наших дней. В некоторых местах камень как будто зацеплен за другой камень. Древние архитекторы знали, что в случае землетрясения такая "зацепка" не позволит кладке разойтись и вся конструкция будет способна выдержать даже сильные колебания.

13.


Орнамент:

14.


Современный турист увозит на память фотографию, а турист прошлого старался оставить память о себе на месте:

15.


Купол:

16.


Над главными воротами построена колокольня. Сбоку к ней ведет лестница:

17.


Источник:

18.


На главную трассу мы выехали другой дорогой, там тоже стоял указатель на храм. Урбниси находится буквально через дорогу, нужно немного вернуться в сторону Гори. Сейчас как раз у поворота на Урбниси заканчивается новая многополосная трасса.

Урбниси - античный и раннесредневековый город в Грузии; в настоящее время - является селом входящим в Карельский муниципалитет края Шида-Картли. Расположен на левом берегу реки Кура, в 10 километров западнее города Гори. Являлся в прошлом значимым городом Иберии. Археологические исследования показали, что данная местность было заселена уже в III тысячелетии до нашей эры. Поселение росло, и в IV веке до н. э. стало городом с процветающей торговлей и культурой. Руины крепости, богатых бань, языческих святилищ и даже синагоги свидетельствуют о важности города. Найдены также обожженные структуры и округлые камни, используемые для катапульт, что, вероятно, говорит об осаде и упадке поселения в середине III века до н. э.

В IV веке нашей эры здесь находился крупный торговый город с небольшой еврейской общиной, где на пару месяцев останавливалась пожить Святая Нина перед тем как явиться в Мцхету. Были и стены и башни, все как положено.

Новая эпоха в жизни Урбниси началось с обращением Иберии в христианство. С этих времён город становится крупным центром грузинской православной культуры. С VI по VII век вокруг города возведена система укреплений: земляной вал из саманного кирпича-сырца с башнями-контрфорсами, имеющими окна и соединёнными между собой ходами. Это, однако, не помешало, арабскому полководцу Марвану (халиф с 744 по 750 гг.) захватить город в 730-е годы. После вторжения Урбниси превратился в небольшую деревню. Тем не менее, продолжал функционировать монастырь Святого Стефана как центр грузинской православной епархии.

5000 лет здесь живут люди, но вид не радует:

19.


В монастыре находится трехнефная базилика VI-VII века, которая перестроена дважды - в X и XVII веках. Это бесхитростный и большой храм на двенадцати прочных столбах на три нефа. На стенах монастыря немало надписей, которые считаются древними образцами грузинского письма VI-VII века. И монастырь и храм известны поместным церковным собором, созванным здесь в 1103-1104 годы грузинским царём Давидом Строителем для решения проблем в духовной иерархии.

Необычный кубический вход с колокольней:

20.


Храм святого Стефана, заложенный Фаддеем Степанцмидским, каппадокийским подвижником, одним из основателей грузинского монашества:

21.


22.


Необычные дополнительные колонны снаружи:

23.


Мне сказали, что в этом храме венчался Давид Строитель, но это тоже непроверенная информация.

24.


Внутри храма. Росписей не сохранилось, на переднем плане икона Давида Строителя:

25.


Письмена (похоже на хуцури). Древнегрузинский и современный армянский алфавиты очень похожи:

26.


27.


Один из боковых входов в храм закопчен свечами:

28.


За монастырской стеной:

29.


17 марта 2012 г.

(Смотрим другие мои рассказы о Грузии.)

P.S. Текст-ссылка написан не мной, по ссылке можно ознакомиться с первоисточником. Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты через Яндекс.Деньги или PayPal.

грузия

Previous post Next post
Up