Грузия, Нокалакеви (Цихегоджи) и Ноджихеви.

Feb 21, 2017 14:30

Нокалакеви - место, о котором я расскажу сегодня - могло бы быть в числе туристических "мекк" Грузии, если бы не отдаленность и не состояние, в котором оно сохранилось до наших дней. Тем не менее, это одна из точек на карте, где писалась история Грузии, и приобреталась культурная идентичность грузинского народа. К сожалению, значимость его была утрачена, а память постепенно растворилась. В современном мире название, которое было известно в Византии, уже если и вспоминают, то лишь археологи и специалисты. Да и среди грузин мало кто знает о том, какие тайны скрывают древние развалины на левом берегу Техури.

1. Внушительные стены Нокалакеви.



Конечно, на фоне тех достопримечательностей, которые есть неподалеку - Мартвильского каньона, каньона Окаце с водопадом Кинчха, пещер Сатаплиа и Прометея - Нокалакеви, что в дословном переводе означает "место, где был город", проигрывает, но заехать сюда по пути из Кутаиси к побережью смысл есть. Тем, кто без ума от истории, будут интересны стены, которым уже давно перевалило за полторы тысячи лет. Тем, кто любит церкви, понравится небольшая, но симпатичная церковь VI века, сохранившая фрагменты фресок. Есть здесь и свой уголок для ценителей красивых и необычных видов - облагороженный подземный ход к реке. В общем, приятное и не особо известное место, в котором можно провести, как час, так и целый день.

Наш путь лежал из Батуми в сторону Мартвили. Проехав поворот на основную трассу, ведущую в Тбилиси, мы продолжили движение по побережью, достигнув края Самегрело-Верхняя Сванетия. По окраине Поти вышли на трассу в Сенаки, идеально прямую и очень красивую благодаря растущим на обочинах деревьям. Сенаки я проезжал второй или третий раз и, как и раньше, не увидел ничего, за что можно бы было зацепиться взглядом. Хотя, возможно, здесь и есть что-то, способное вызвать интерес. Известно про развалины некоей крепости, да про монастырь с церковью XIX века, но если я и выберусь сюда специально, то не раньше, чем посещу сотню-другую куда более значимых мест в Грузии. В примыкающем к Сенаки селе Шхепи сохранилась древняя крепость, сыгравшая определенную роль в истории края - в ней были заточены некоторые представители правящих фамилий, в частности имеретинский царь Леван I, а также Леван Дадиани, представитель знаменитого рода правителей Мегрелии. Как писал Вахушти Багратиони "юноша тот не вытерпев заточения, выпрыгнул из крепости и умер". Крепость Шхеви эффектно расположилась на вершине холма и при наличии времени на неё можно подняться. От Сенаки до села Джиха, на окраине которого расположен бывший город-крепость, всего 17 км. Несмотря на то, что на всем протяжении этого отрезка одна деревня сменяет другую, дорога показалась мне какой-то пустынной: дома стоят, скот бродит вдоль обочин, но людей нет... Нокалакеви появляется как-то неожиданно. За стометровым мостом через реку Техури вырастает внушительная стена, размер которой не оставляет сомнений в значимости места.

2. Компактная крепость в селе Шхепи.



Известно, что в начале III века до н.э. Куджи, правитель Эгриси (одно из ранних грузинских царств, известное древним грекам и римлянам как Лазика), велел заложить на крутом извороте реки, в том месте, где она спускается с гор в плодородную равнину, город-крепость и назвал её своим именем "Джихан-Куджи" ("Цихе-Годжи", "джиха" по-мегрельски означает то же самое, что и "цихе" по-грузински, то есть крепость). Но согласно раскопкам хозяйственная деятельность на этой территории велась задолго до этого, как минимум с XIII века до н.э., когда еще не существовало даже знаменитой Колхиды - первого грузинского царства. Бытует мнение, что столица Колхиды, куда прибыли аргонавты за золотым руном, находилась именно здесь, но, скорее всего, это лишь одна из красивых сказок для туристов... К IV веку город стал столицей Эгриси и был известен в Византийской империи, с которой имел тесные контакты под названием Археополис. К тому времени относится и возведение первых дошедших до нас капитальных построек.

3. Главный вход.



Столичный статус держался за Археополисом на протяжении четырёх столетий. В VI веке две империи - Византийская, частью которой формально являлось Эгриси, и Персидская - вели борьбу за господство над черноморским побережьем, и происходило это фактически у стен крепости, выдержавших за это время минимум две крупные осады. Соперники понимали, что владение Цихегоджи давало возможность контролировать весь восточный берег Черного моря, по которому проходили важные торговые пути. Известен случай, когда крепость была взята персами, но позже отбита. И каждый раз это были довольно крупные военные компании, в которых участвовали по несколько тысяч солдат с каждой стороны. Пока Византия и Персия источали друг друга постоянными конфликтами, на юге стала расти новая грозная сила. Основанная в начале VI века пророком Мухаммедом небольшая мусульманская община, названная позже Арабским халифатом, к моменту его смерти в 632 г. контролировала уже территорию всего аравийского полуострова, и за следующие 30 лет утроила свои владения, добравшись в 653 году до Тбилиси. В 697 году халифат завладел и Эгриси - в крепости был размещен военный гарнизон. А спустя еще несколько десятилетий арабский полководец Марван II перетряхнул всё Закавказье, в результате чего в 736 году был основан Тбилисский эмират. Население пыталось найти спасение на западе, но спустя год и здесь появились арабские войска. Они и разрушили город-крепость, уничтожив или обратив в бегство большинство жителей. От некогда великого города с тех пор осталась небольшая деревня, сохранившая своё историческая название Джиха. Кто знает, возможно, в ней до сих пор живут потомки тех, кто две тысячи лет назад закладывал эти стены... Попытку вдохнуть жизнь в Нокалакеви, устроив на ее территории резиденцию, предприняли в XVI-XVII вв. правители Мегрельского княжества - те самые князья Дадиани - но масштаб выполненных ими работ был скромен. О том периоде напоминают развалины крепости на холме, остатки небольшого здания, называемого дворцом, и пристройка к бывшему королевскому дворцу.

4. Ниша в одной из разрушенных пристроек в стороне от главных ворот.



Стен у крепости три, и все они были построены в разное время c IV по VI вв. Причем строили их одну за другой, подобно слоям на луковице. С какой целью так было сделано не ясно, но то, что сооружение выглядит необычно - на это трудно не обратить внимание. Поэтому её порой называют "крепостью с тройной стеной".

5. Вид на стену с внутренней стороны. Лестница VI века ведет на стену, которую возвели первой в IV веке. Рядом с ней в свою очередь позже была пристроена стена V века, ставшая средней во всей конструкции.



6. Вот как это выглядит, если подняться по лестнице. Полуразрушенная - первоначальная стена, возведенная в IV веке, целая - стена V века, а наружная стена VI века с пристройками практически не сохранилась. Её основание можно увидеть на фото 4.



7. Вид со стены внутрь крепости. Тут и церковь, и жилой дом, и поздние постройки XVI-XVII вв. на холме.



8. Пройдем вглубь города. С этого ракурса видны обе стены и разрушенные наружные пристройки.



9. Сначала я покажу несколько общих видов, нарушив хронологию, а потом пройдемся по основным объектам. На этом снимке видна и фронтальная стена, и мост, за которым дорога на Сенаки, и церковь. Но отдельного внимания заслуживает береговое укрепление, обильно заросшее зеленью, оно является частью первоначальной стены, возведенной в IV веке.



10. Вид с воздуха изнутри. Река, стена IV века (вероятно, она была существенно выше) и развалины городских бань.



11. Башня внутри крепости была построена в VI веке, и, вероятно, огораживала жилую часть внутреннего города, доступную для простого люда, от дворцовой территории. Каменную стену в обе стороны от башни достроили в XI веке.



12. Собственно дворцовая территория. На переднем плане фундамент базилики, построенной в V веке и явно вскоре разрушенной, поскольку угол дворца правителя (VI в.) не просто примыкает к ней, а частично построен сверху. На заднем плане в лесах башня с предыдущего кадра и фрагмент примыкающей к ней стены.



13. Самая высокая точка из руин дворца.



14. Дерево, выросшее на углу дворца. Эти стены стояли здесь и до того, как случайное семечко пустило корни на углу древней постройки.



15. Вид с квадрокоптера. Здесь видно все, что показано на предыдущих кадрах: внешняя и внутренняя стены, башня, руины дворца, фундамент базилики и церковь Сорока мучеников, возведенная в VI веке, вслед за признанием христианства государственной религией Эгриси.



Помимо войн стены крепости хранят память и о других событиях, не менее важных. В начале IV века в Эгриси была учреждена христианская епархия с резиденцией в Питиунте (современная Пицунда). Епископ Питиунта Стратофил был участником Первого Вселенского Собора в 325 г., одного из ключевых событий в истории человечества. Позже крестился правитель государства, а еще спустя несколько десятилетий христианство было признано государственной религией Эгриси.

16. Церковь Сорока мучеников. Сорок Севастийских мучеников были родом из Каппадокии в составе римского войска, стоявшего в городе Севастии (Малая Армения, совр. Турция).



17. Военачальник Агрикола потребовал от воинов принесения жертвы языческим богам. Услышав отказ, их раздели и поставили в покрытое льдом озеро. Рядом установили баню, чтобы желающие отречься от Христа могли в ней согреться. К утру один из воинов побежал в баню, однако забежав туда, сразу умер. Один из римлян, Аглай, видя стойкость духа христиан, сам разделся и присоединился к стоявшим в озере. По преданию, римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли.



18. Видны заплатки.



19. Интерьер скромный.



20. Роспись практически утеряна, остались едва различимые фрагменты.



21.



22.



23. Купель.



24.



Предыдущий кадр снят с пешеходного моста через Техури, к нему ведет асфальтированная дорожка от главного входа. Вероятно мост в этом месте появился давно, здесь достаточно узкий каньон, удобный для построек такого рода. Мост выходит на дорогу, ведущую к деревням Техурского ущелья. Её также можно рассматривать, как альтернативный путь для попадания в Салхино и Мартвильский каньон, но в каком она состоянии я не знаю. Кроме того в двух-трех километрах от Цихегоджи, в направлении села Бетлеми прямо у берега реки находится термальный источник с весьма горячей водой, отличающейся высокой минерализацией и небольшим содержанием сероводорода. Поскольку вода порой бывает невыносимо горячей, то можно искупаться в том месте, где воды источника впадают в холодную реку. Я, к сожалению, про источник не знал...

25. Пешеходный мост. Слева от моста - развалины древних бань, одни из первых построек Цихегоджи. Справа - фундамент дворца, возведенного при Дадиани в XVI-XVII вв. К тому же периоду относятся крепостные стены на холме.



26. Вид с моста на Техури. Видна дорога, по которой можно добраться до источников, а за большим деревом на левом берегу (от нас справа) скрывается подземный ход.



27. Мост через Техури. Общий вид.



28. Постройки времен Мегрельского княжества XVI-XVII вв. Основание дворца и крепость.



29. Классическая древняя баня-терма, подобные постройки встречались мне во многих странах.



30. Круглые кирпичи являлись подпорками пола. В эту нишу между полом и землей запускали горячий пар из специальных печей, от которого нагревалось само помещение, а также бассейны с водой, если таковые были.



Начало изучению Цихегоджи положил в 1833-34 году известный путешественник Фредерик Дюбуа де Монпере, сделавший описание и рисунки крепости. Первые археологические работы были выполнены в 1930-е годы. А полномасштабные исследования провела экспедиция Пармена Закарая в 1973 году. С тех пор здесь постоянно работают археологи. (На сайте nokalakevi.org есть информация об английско-грузинской команде, изучающей крепость с 2001 г.)

31. Метрах в двадцати за термами находится вход в тоннель, выводящий к реке.



32. Тоннель был построен тогда же, когда и основные сооружения крепости - в IV в.



33.



34. И выводит он к бирюзовой воде реки Техури. Очень красивое место.



35.



36.



37.



38. Сквозь ветви раскидистого дерева виден пешеходный мост, с которого, в свою очередь, практически невозможно разглядеть это место.



Всё, что показано выше - это программа минимум, на которую достаточно одного часа. Мы обошли примерно четвертую часть города-крепости. Но постройки раскиданы далеко за пределами показанной территории. Еще два периметра стен, каждый из которых охватывает не меньшую площадь, находятся на горе выше. Там нет каких-либо значимых сооружений, за исключением цитаделей и небольшой церкви "Мисариони", но и до них можно добраться, если запастись терпением и иметь соответствующий интерес (а заодно и хороший нож, потому что придется прорубать себе дорогу в кустарнике, так как тропинок там нет). Сверху, кстати, и вид на весь комплекс куда более впечатляющий, так что есть смысл иметь пару лишних часов в запасе. В общем, еще не исчерпаны причины, по которым мне бы хотелось здесь появиться вновь.

Главный вход в Нокалакеви, вид с холма. Фото отсюда.



Крепости касается одна новость, которую я узнал, собирая материал для этого рассказа. Осенью 2016 года начались серьезные восстановительные работы, на которые выделили кругленькую сумму и четыре года времени. При Саакашвили из таких мест делали модные туристические аттракционы, а на что способны нынешние власти узнаем через несколько лет. А туристический потенциал у старой крепости, как я уже говорил, есть, особенно учитывая близкое расположение к другим первоклассным достопримечательностям.

39. А пока что никто не мешает коровам подъедать травку, которую толпы туристов еще не вытоптали, потому что... нет этих толп.



Рядом с крепостью под навесом находится необычное место. Сначала меня почему-то охранник не захотел сюда пускать, но потом позволил, правда, под собственным присмотром. Здесь находятся специально отведенные пространства, где в песке разложены макеты скелетов. Возможно, для имитации древних захоронений. Но скорее просто в учебных целях - привозят школьные группы и наглядно демонстрируют работу археологов. Подобный школьный уголок мне встречался в Армази, что возле Мцхеты.

40.



Следующее здание - старый, но еще жилой дом с традиционной верандой, который сам по себе уже музейный экспонат. Сейчас такие если и строят, то только в туристических зонах.

41.



А дальше монументальный четырехугольник археологического музея, в котором представлены артефакты, обнаруженные на территории Нокалакеви, в том числе датируемые II тысячелетием до нашей эры. Интересным музей не назовешь, но его посещение входит в стоимость билета (3 лари), так что почему бы не заглянуть? Возможно, нужно брать экскурсию, но мне не предложили.

42.



43. Внутри стандартный для музеев подобного рода набор: керамика, немного украшений (всё самое красивое естественно отобрали в пользу столичных музеев) и декор. Пока еще есть надписи на русском языке, которые наверняка исчезнут по окончании реабилитационных работ.



44.



45. Амфоры.



46. Элемент декора.



Закончив с осмотром Цихегоджи, мы отправились в сторону Мартвильского каньона. К сожалению, время поджимало, и мы приняли решение не торопить события и отложить посещение Мартвили на более теплое время года, тем более, что на это место есть смысл потратить целый день. Зато увидели потрясающий водопад Кинчха, о котором расскажу отдельно, потому что среди природных достопримечательностей Грузии он находится в числе тех, что вызывают возглас "вау".

47. Новодельная церковь в поселке Бандза между Нокалакеви и Ноджихеви. Там и синагога есть, но разыскивать её желания не было.



По дороге мы нанесли визит еще одному месту. В 13 км от Цихегоджи в сторону Мартвили, в деревне Ноджихеви буквально возле самой дороги когда-то располагался одноименный монастырь. Этого места не существовало на картах до момента его обнаружения в 1977 году во время проведения археологических работ под руководством уже известного нам проф. Закарая. Первоначально было объявлено, что находка относится к VIII-IX векам, сейчас больше встречается другая датировка - конец Х или начало XI века. Что это был за монастырь, чем был знаменит и почему бесследно исчез на долгие столетия - загадка, но то, что монастырская церковь была непохожей ни на один другой храм в Грузии - это факт.

48. Церковь в Ноджихеви.



Сейчас Ноджихеви - небольшое село, проезжая которое запросто можно не обратить внимание на какие-то камни в семидесяти метрах по левую сторону от дороги. Но когда-то здесь находился единственный в Мегрелии шестиапсидный (апсида - полукруглый выступ здания) храм (в самой Грузии такие можно пересчитать по пальцам одной руки). Он был построен в ту эпоху, когда стандарты архитектуры еще не устоялись, и когда имел место краткий период увлечения многоапсидными храмами. Его окружала несохранившаяся стена в виде эллипса, размером 60 на 120 метров. Разросшийся кустарник скрыл очертания хозяйственных построек.

49.



50. Алтарная часть церкви.



51. Блоки, из которых была сложена церковь, выпиливались специальной пилой, оставившей следы на камне.



52. Причудливые деревья напротив церкви.



Могу ошибаться, но мне показалось, что подобные руины я увидел немного раньше на трассе, но по правую сторону дороги, прямо посреди обширного огорода. Я нашел это место на карте, но оно никак не обозначено. Теперь думаю-гадаю, что там могло быть...

11 ноября 2016 г.

Смотреть другие рассказы о Грузии.

Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты или кошелька, через Яндекс.Деньги или PayPal.

грузия

Previous post Next post
Up