Близ есть, при дверех!

Apr 25, 2016 18:59


          Евангельское чтение на вечерне под Великий Вторник повествует о последних временах и кончине мира. Заканчивается оно словами: "От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях" (Мф. 32-33).
             Последние слова напомнили мне про книгу Сергея Нилуса, которая так и называется "Близ есть, при дверех".  Небольшой отрывочек из которой и предлагаю Вашему вниманию.


            Перед кончиной мира, - так учит Церковь, - перед Вторым Пришествием Христовым, попущением Божиим, явится антихрист, последний чрезвычайный противник Христа и Его Святой Церкви. Во дни его Господь, по безграничной любви Своей и милосердию, для борьбы с ним и для предотвращения людей от него, пошлет на землю двух своих пророков, Еноха и Илию. Пророки эти придут во плоти, чувственно, и будут проповедовать против Антихриста три с половиною года, утверждая в последних людях веру в Господа Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Спасителя мiра, в Его Святую Апостольскую Церковь…
           Кто же такой последний антихрист? Когда он явится и каков его конец?
            Для разрешения сих вопросов обратимся к Слову Божию и прежде всего к учению Самого Господа Иисуса Христа.
           Обличая неверие иудеев в Него, как Сына Божия, обещанного Израилю Мессию, Господь говорит: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; аще ин придет во имя свое, того примете (Ин. V, 43). Под «иным», которого Господь противополагает Себе со стороны свойств и действий, а также со стороны отношения к нему иудеев, надлежит разуметь последнего антихриста, как определенное лицо, которого в будущем примут иудеи.
           Спаситель иного противопоставляет действиям Своим во имя Отца; неверию иудеев в истинного Мессию (не приемлете Мене) противопоставляет их веру в неистиннаго - иного (того приимете). Христос есть Лицо Единое и под именем иного которого Он противопоставляет Себе, нужно разуметь определенное, единое лицо. Итак, последний антихрист - определенное, единое лицо; он еще не пришел (придет), и в будущем его примут жиды; отвергнув Христа, они готовы и принять антихриста.        
           Феофилакт Болгарский  в толковании сего места писал: «Я, - говорит Христос, - пришел во имя Отца Моего… А приидет иной, то есть антихрист, который будет доказывать, что он только один бог. Итак, Меня, Который пришел во имя Отца, вы не принимаете, а его примете» (На Иоанна зачало 17-е. С. 138-139. Изд. 1898 г.).
         Более подробно об антихристе говорится у ап. Павла в послании к Фессалоникийцам, где, по словам книги «О вере», описан весь образ антихриста (л. 269 об.)
         Ап. Павел учит, что прежде Второго Пришествия Христа Спасителя явится антихрист, что антихрист будет определенное лицо, человек беззаконный, находящийся под особым руководством Сатаны, будет выдавать себя за Бога, для совращения людей будет проповедовать ложное учение, чем увлечет многих слабых, будет совершать ложные знамения и чудеса; будет могущественным царем, по изображению пророка Даниила и Тайнозрителя; воздвигнет гонение на христиан, от которых будет требовать себе божеского поклонения, не хотящих же следовать за ним предаст смерти (Дан. XI, 37; Апок. XIII, 7 и 15), родится от девицы нечистыя, жидовки сущей из колена Данова (Быт. XLIX, 17; Ипполит. Вып.II. С. 16-17 и книги «О вере», 270); царствовать будет только 3 ½  года (как читаем о том у пророка Даниила: "И дастся в руку его даже до времени и времен и полувремени" (VII, 25 и Иероним, XII, 67); погибнет антихрист от действия Христа Спасителя, когда Он придет судить живых и мертвых (2 Сол. II, 8).

русская литература, апокалипсисъ, тріодь постная

Previous post Next post
Up