Стра́сть Влады́ки своего́ изобразу́я,* распя́лся еси́ на крестѣ́ отъ іуде́я,* отъ него́же копіе́мъ въ ре́бра пробо́дся,* возше́дъ на о́гненную колесни́цу,* пла́менну любо́вь твою́* зна́меновалъ еси́ къ Бо́гу,* Ему́же ны́нѣ въ весе́ліи предстоя́,* моли́ о пою́щихъ тя́,* о́тче Евстра́тіе блаже́нне.
Стихира на Господи воззвахъ, гласъ 1-й Пришелъ нѣкто изъ Кіева въ пещеру, желая быть черноризцемъ. И повелѣлъ игуменъ постричь его и далъ ему имя Евстратій. Онъ же роздалъ все имѣніе свое убогимъ, оставивъ нѣсколько ближнимъ своимъ, чтобы они раздавали за него. И былъ онъ постникъ и послушникъ всѣмъ.
Этотъ блаженный черноризецъ съ нѣкоторыми другими христіанами взятъ былъ въ плѣнъ. И продали его одному жиду и иныхъ многихъ съ нимъ. Онъ же наставлялъ плѣнниковъ и, уча и моля ихъ, говорилъ: «братія, вы, которые крестились и въ Бога вѣруете, не будемъ отступниками отъ обѣта даннаго нами при святомъ крещеніи. Христосъ искупилъ насъ отъ клятвы законной, породилъ водою и духомъ, сынами и наслѣдниками насъ сотворилъ. И такъ, если умремъ, о Господѣ умремъ; если же жить будемъ, - исполнимъ должную службу бытію. Если же за другихъ умремъ мы, то смертію жизнь купимъ. Тотъ жизнь вѣчную дастъ намъ».
Черезъ нѣсколько дней всѣ плѣнные перемерли, измучившись голодомъ, и истаявши отъ жажды, Иные умирали черезъ три дня, другіе черезъ семь, крѣпкіе черезъ десять, и такъ всѣ скончалиеь отъ голода и жажды. Было же ихъ числомъ 50: изъ монастырскихъ работниковъ 30, да изъ Кіева 20.
Прошло 14 дней, и остался живъ одинъ только инокъ; потому что былъ онъ постникомъ отъ молодыхъ летъ. Жидъ же, видя, что этотъ монахъ былъ виной погибели золота его, заплаченнаго за плѣнныхъ, началъ праздновать пасху свою, и когда насталъ день Воскресенія Христова, наругался онъ надъ святымъ (Евстратіемъ), какъ, по писанному въ Евангеліи, наругались жиды надъ Господомъ нашимъ, Іисусомъ Христомъ: блаженнаго пригвоздили ко кресту; но онъ благодарилъ Бога на немъ, и живъ былъ 15 дней. Жиды же говорили иму: «безумный, насыться нынѣ законной пищи, и будешь живъ. Моисей отъ Бога принялъ законъ, который далъ намъ, и вотъ въ книгахъ сказано: проклятъ всякій, висящій на древѣ» (Втор. 21, 23). Инокъ же сказалъ: «Это великая благодать Божія, что сподобилъ Онъ маня пострадать въ нынѣшній день. И скажетъ Онъ мнѣ, какъ разбойнику: «нынѣ же будешь со Мною въ раю» (Лук. 23, 43). Онъ самъ уничтожилъ клятву закона и ввелъ благословеніе. О Немъ сказалъ Моисей: «увидите животъ вашъ, висящій предъ вашими очами» (Втор. 28, 66). Давыдъ: «пронзили руки мои и нози мои», и потомъ: «дѣлятъ ризы мои между собой и объ одеждѣ моей мечутъ жребій» (Псал. 21, 17). О нынѣшнемъ же днѣ говоритъ онъ: «се день, который сотворилъ Господь! Будемъ торжествовать и веселиться въ оный» (Псал. 117, 24). Ты же и другіе жиды съ тобой заплачете нынѣ и зарыдаете: пришло вамъ время дать отвѣтъ Богу за кровь мою и кровь всѣхъ христіанъ; ибо субботы ваши возненавидѣлъ Господь и праздники ваши преложилъ въ сѣтованіе (Ис. 1, 14; Амос. 8, 10): убитъ начальникъ вашего беззаконія».
Жидъ же слыша, что черноризецъ этотъ, даже распятый, поноситъ его, взялъ копье и пронзилъ страдальца. Такъ предалъ духъ свой Господу преподобный Евстратій. И видѣли всѣ, какъ въ огненной колесницѣ несли душу его огненные кони и всѣмъ слышенъ былъ голосъ, говорившій по-гречески: «вотъ добрый гражданинъ небеснаго города»!
Вдругъ въ тотъ же день пришла о жидахъ вѣсть отъ царя, чтобы, отнявши у нихъ имѣніе, изгнать ихъ всѣхъ, а старшинъ умертвить. Вотъ что случилося. Нѣкто изъ жидовъ крестился. А былъ онъ богатъ и весьма храбръ, потому царь принялъ его къ себѣ и въ короткое время сдѣлалъ его эпархомъ. Онъ же, получивъ санъ, втайнѣ сдѣлался отступникомъ отъ Христа и Его вѣры, и далъ свободу жидамъ по всему царству греческому покупать себѣ христіанъ въ рабство. И обличенъ былъ и убитъ этотъ нечестивый эпархъ, по слову блаженнаго Евстратія, и съ нимъ всѣ жиды, которые зимовали въ Корсуни. А у того жида, который замучилъ святаго Евстратія, отняли имѣніе и самого его повѣсили. «Злоба его обратилась на его голову, и злодѣйство его пало на его темя» (Псал. 7, 17).
Тѣло же святаго брошено было въ море, гдѣ множество чудесъ творится отъ него. Вѣрные искали его мощи, но не нашли: не отъ людей, а отъ Бога желалъ славы этотъ святой. Жиды же окаянные видѣли страшное чудо и крестились.
Источникъ: Кіевопечерскій Патерикъ по древнимъ рукописямъ. Въ перелож. на совр. рус. яз. Маріи Викторовой. - Кіевъ: Въ типографіи Кіево-Печерской лавры, 1893. - С. 30-33.