Оригинал взят у
avdy_san в
Павлолунгинский психоз Выходит, что не только у меня в журнале подымается
тема про преподобно мученика Корнилия. Мой московский товарищ, оказывается, тоже исследовал эту загадочную подмену. Вот до чего он докопался.
_________________________________________________________________
Посмотрим в современные тексты жития святых про святаго преподобного Корнилия.
«Корнилий был убит царём Иваном IV во время его похода на Псков. Согласно третьей Псковской летописи Корнилий в 1570 году во главе псковского духовенства встретил Ивана Грозного во время его приезда в Псков и служил молебен в Троицком соборе. После этого, встречая царя уже в своём монастыре, он был убит. Идя в Ливонию, или возвращаясь оттуда, Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооруженные на свой счет Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно; вспомнилось былое, закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим». (1)
«О мученической кончине преподобного Корнилия написано в древней рукописи Троице-Сергиевой Лавры. Это случилось 20 февраля 1570 года. Когда преподобный игумен Корнилий вышел с крестом за монастырские ворота навстречу царю Иоанну Грозному, разгневанный ложным наветом на святого игумена царь своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения Пресвятой Богородицы, названа «кровавым путем».(2)
Тоже повествует и Карамзин. Князь Курбский пишет: «Умерщвлен им (Иоанном) Корнилий, игумен Печерскаго монастыря, человек святой, славный по иноческой жизни…».(3)
Ребята, прежде чем врать, сначала бы договорились, как все-таки царь Иоанн «убил» преподобного!
Для начала рассмотрел старую икону преподобного Корнилия, надпись на которой не просматривается. Если вы попробуйте туда вписать «преподобномученник» вместо «преподобный», то у вас это не получится.
Некоторые грамотные пастыри, но которые не хотят стоять против архиерейского ветра, на иконах чин не пишут, а просто «святой Корнилий Псково-печерский». Их понять можно.
Древние (дореволюционные) тропари, службы (напр. служба 1690 года) Св. Корнилию написаны, как преподобному, а не преподобномученику. В дореволюционных месяцесловах (напр. Полный месяцеслов востока арх. Сергия Спасского), святцах, календарях Св. Корнилий также числится в чине святости преподобный, а не преподобномученик...
Что касается летописных источников, то здесь следует прямо сказать: на сегодняшний день, историческая наука не знает ни одной летописи, ни одного исторического документа в котором бы содержались сведения о насильственной смерти преп. Корнилия. Даже самые ярые антимосковские летописцы (третья псковская летопись, мазуринский летописей), максимум в чем обвиняют Царя Иоанна - это снятие колокола в городе Пскове. И всё! (4)
Зато вот, о том, что Преп. игумен Корнилий со освященным Собором встречал Царя во Пскове и "был принят Царем ласково" - об этом говорят очень многие летописцы. (5)
Но главное даже не в том, как Царь во Пскове принимал преп. Корнилия, а в том, что в 1570 году никакого кровопролития в Псково-Печерском монастыре при личном участии Царя Иоанна быть не могло в принципе. Т.к. из Пскова Царь "скоро" (т.е. спешно) поехал напрямик в Москву, а потому ну ни как не мог, что-то совершить что-либо в Псково-Печерском Монастыре, т.к. там не был.
Есть только одна летопись, в котором мирная кончина преп. Корнилия хоть как-то связана с Царем Иоанном. Это "повесть о начале и основании Псково-Печёрского монастыря" (так называемая, третья Псковская летопись) Данная летопись была написана иеродиаконом Питиримом в 1692 году. Там сказано: "во времена же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленного сего жития земным Царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570 февраля в 20-й день на 69 году от рождения своего". По этому поводу владыка Иоанн (Снычев) заметил: "нужно обладать бурной фантазией, чтобы на основании этих слов сделать вывод о "казни" преподобного Иоанном IV". (6)
И это при том, что "автор или редактор Псковской третьей летописи, <…> неизменно враждебно относится к Великим Князьям. Он не только сильно искажает, но и фальсифицирует историю. В его летописи не отмечается все возрастающая зависимость Пскова от Москвы, сведена на нет роль Москвы в обороне Пскова от немцев и Литвы, а присоединение Пскова к Москве рассматривается как насилие. <…> Псков до самого 1510 г. живет жизнью самостоятельного боярского Государства, никому не подчиняясь, ни от кого не завися, ни в чьей помощи не нуждаясь". (7)
Любому здравомыслящему человеку ясно, что если бы какой-то инцидент у преп. Корнилия с Царем Иоанном был, то уж такие ярые антимосковские летописцы, как например авторы (и/или редакторы) третьей псковской летописи непременно бы отразили в соотвествующих тонах данное событие.
Тогда, правомерно возникает вопрос: из какого же тогда источника берёт свое начало широко известная нам ныне версия об убийстве Преподобного Корнилия? Автором это клеветы является (как уже многие сами догадались)… князь-"правозащитник", борец "за счастье Русской Земли" - иудушка Кубский. И совершилось это по Курскому в 1577 году в Псково-Печерком Монастыре. Можно было бы конечно рассматривать эти слова князя Андрея в качестве исторического свидетельства, если бы не "но".
Во-первых, как мы уже говорили выше, с самой высокой степенью исторической достоверности, установлено, что на момент кончины преп. Корнилия Царя Иоанна в Псково-Печерском монастыре просто, чисто физически, не могло быть - он находился совсем в другой географической точке.
Во-вторых, Святой почил 20 февраля 1570 года - это дата высечена на гробнице Святого. Причем, что очень важно, надпись на гробнице - оригинальная, а потому, совершенно невозможно предположить, что её ошибочность. Однако, у Курбского совсем другая дата - 1577 год.
В-третьих, после 1564 года Курбский появлялся в России только во главе польско-литовских отрядов, "воевавших Русскую Землю". Причем надо сказать, отрады, находившие под командованием Курбского отличались наибольшей жестокостью и не щадили никого, даже Православные Святыни (чего сам Курбский не отрицал)… Именно все тот же "герой"-полководец Курбский более других радел пред польским королём, чтобы для пущего успеха, его войска действовали с максимальной жестокостью и не щадили никого: ни женщин, ни детей.
И это ж надо было найти такую помойку (речь идет о писанине Курбского) и почти целиком её перекатать в историю Государства Российского, представив Курбского, как героя, а всю его мазню, как "неоспоримые факты"?! Ведь именно из писанины Курбского главным преимущественно состоит IX том Истории Государства Российского Крамазина. Почему наша интеллигенция так ненавидит свою Родину?! Вот так и получается, по слову Святителя Тихона Задонского: "один клевету сказал, другой - повторил, и так весь народ слушает и повреждается" Курбский - накропал, Карамзин - перекатал, у Карамзина стали передирать (с обязательными доработками и новыми приукрасами) другие "ревнители исторической истины". И пошло поехало…
Увы, враги Бога, Царя и России очень часто паразитируют на махровом нашем невежестве. К числу подобной "лапши на ушах" относиться и ссылка на так называему церковную службу, Преп. Корнилию, в которой есть такие слова: "к безумию склонися Царь грозный и смерти ты предаде; тем же и освятися твоею кровию обитель Псково-Печерская". О том, что эта "служба" (явно не Богу) написана в XX (!) веке и совершается с 1954 года, а месячные минеи включена только в КОНЦЕ XX века большинство членов нашей Русской Православной Церкви (в том числе, даже многие из тех кто носят Архиерейский клобук) увы не знают… Опять же, очень жаль, по Божьему Замыслу Священники должны быть "облечены в Правду" и служить БОГУ, и не "отцу лжи - диаволу" (Ин.8:44).
Таким образом, из всего сказанного выше невольно напрашивается вывод: не отрицая ни в коей мере святости преподобного Корнилия, необходимо отметить, что утверждения его насильственной смерти, а уж тем более об убийстве, да ещё не кем-нибудь, а самим Царем Иоанном Грозным, не имеют под собой вообще никаких оснований. По словам Митрополита Иоанна (Снычева), на это «нет и намека ни в одном из дошедших до нас письменных свидетельств». Текст службы, составленный насельниками монастыря в XX веке, пусть даже и самыми благими намерениями, также не может рассматриваться в качестве серьезного церковно-исторического аргумента».(8)
(1)- Костомаров Н. И. Царь Иван Васильевич Грозный
(2)- Псково-Печерский патерик. Жизнеописания святых Псково-Печерских.
Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2008
(3)- Из "Житий святых" архиепископа Филарета (Гумилевского), изданных Сретенским монастырем
(4)- Псковские летописи. М., 1941, с.115-116.
(5)- ПСРЛ, т. IV, с.3433-3446, т. III, с.259-260
(6)- Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие Духа. С-Пб.,1995., С159.
(7)- Н.Н. Масленникова "Присоединение Пскова к русскому централизованному государству". Л., 1955. С. 174.
(8)- Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие Духа. С-Пб.,1995., С159.