По поводу поднятого у меня в журнале вопроса о Всенародном покаянии публикую следующие материалы, найденные мною в сети (разумеется, в сокращении).
Павел Геннадиевич ПЕТИН, историк, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра ООД «Россия Православная». Изучение отечественной политической истории, так необходимое для осмысления настоящего и будущего России, невозможно без усвоения духовного аспекта нашего отдаленного и недавнего прошлого. Наиболее ясное понимание этой простой методологической истины для меня как исследователя пришло во время моей учебы в аспирантуре истфака СПбГУ, когда я одновременно трудился в 1993-1995 годах в качестве научного консультанта в пресс-службе блаженной памяти Владыки Иоанна (Снычева), Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.
Именно такой взгляд на историческую науку, именно такой единственно надежный метод познания прошлого я открыл для себя во время моего скромного сотрудничества с приснопамятным Всероссийским Старцем. Пожалуй, это главный урок в моей научной карьере как историка, урок который, увы, трудно получить будущему специалисту на университетских занятиях.
С тех пор, когда я сталкивался с относительно новой для меня темой, первым делом обращался к историческим трудам Владыки Иоанна. Так было и в тот раз, когда научно-исследовательской службе ООД «Россия Православная» в Апреле 1999 года на конференции Движения нашей службе было поручено готовить исторические разработки и вспомогательные материалы к Собору православных мiрян «Всенародное Покаяние», который состоялся 21 Сентября 1999 года.
В книге «Одоление Смуты» и в своем труде-завещании «Русь Соборная» (1995 год) Митрополит Иоанн неоднократно проводит параллель между Смутным временем начала XVII века и Смутной эпохой, наступившей для России в результате февральской революции 1917 года и цареубийства в 1918 году.
В светской историографии и историософии считается общим местом обвинение Царя Бориса Годунова, как основного виновника Смуты. Логика такого суждения опирается на так и недоказанную вину Годунова в убийстве младшего Сына Царя Иоанна Грозного - Царевича Димитрия Угличского. Этот морально-нравственный тезис, лишенный духовной глубины и основательности, вот уже несколько столетий кочует из одного исторического труда в другой.
Более того, некоторые светские историки считали, что и первый русский Патриарх Иов косвенно был причастен к сокрытию Борисовой «вины» в Угличском злодеянии, когда во многом по инициативе Святейшего Патриарха боярин Годунов был избран в качестве родоначальника новой Царской Династии на Всероссийском Государственно-Церковном Соборе 1598 года, в чем была принесена соборянами всенародная присяга за себя и за потомков в виде Уложенной грамоты, подписанной всеми грамотными участниками этого самого представительного всероссийского народного собрания за весь XVI век…
У Владыки Иоанна (Снычева) в «Руси Соборной» мы находим совершенно иной взгляд на причины Смуты. Он отмечает, что вина Бориса Годунова и Князя Василия Шуйского состояла в том, что убийство Царевича Димитрия не было убедительно дорасследовано. Но главной причиной давней Смуты Митрополит Иоанн видит в ином.
«Законный Наследник Отчего Престола, сын Годунова Царевич Феодор Борисович, от природы наделенный обширным умом и поистине Царским миролюбием, мог бы одарить Россию справедливостью и процветанием, если бы Русский Народ и его вожди в лице князей да бояр со смирением приняли этот БОЖИЙ Дар. Но прискорбное неразумие одних, алчность и властолюбие других, робость и малодушие третьих толкнули общество на путь гибельного своеволия, безчиния и потакания своим разрушительным страстям. Именно цареубийство, совершенное 10 Июня [1605 года], ликвидировало последнее препятствие для безудержного распространения Смуты.»
Владыка Иоанн поясняет это.
«Не случайно обе величайшие русские смуты (начала XVII-го и начала XX веков) связаны с цареубийством. В первом случае обезумевшая толпа, обманутая самозванцем, вломилась в Кремль, предав законного Государя, сына Бориса Годунова Феодора Борисовича с матерью в руки безсовестных убийц, во втором - у Императора Николая II насилием и ложью было вырвано отречение от Престола, в результате которого полтора года спустя вся Августейшая Семья пала жертвой убийц-изуверов.
История Православной Руси в ее высшем, духовном проявлении служит как бы органическим продолжением Священной Истории Нового Завета. Фигура Помазанника БОЖИЯ, Русского Православного Царя есть с этой точки зрения видимый символ признания русским обществом своего промыслительного предназначения, живая печать Завета, олицетворение главенства в русской жизни Заповедей БОЖИИХ над законами человеческими. Отсюда, кстати, и Самодержавный характер Царской Власти - не земной, но Небесной, по слову Писания: Сердце Царя - в руце ГОСПОДА, Куда захочет, ОН направляет Его (Притчи 21: 1). ..
Смута начала XVII века дает нам хрестоматийный пример того, как народные нестроения и мятежи, омраченные цареубийством, едва не ввергли страну в окончательное и полное разорение, поставив ее на грань гибели и иноземного порабощения. Затем, осознанное соборное покаяние в совокупности с соборным же действом по воссозданию державных устоев России возродили ее буквально из пепла, на три столетия придав государству крепость и величие, о которых, казалось, обезсиленная Русь не могла и мечтать. Возникающие при рассмотрении тех давних событий многочисленные исторические и духовные, нравственно-религиозные, параллели могут многое прояснить нам в нынешних проблемах страны.»
Обращение за справкой о существе дела к наиболее авторитетной в этом плане «Истории Русской Церкви» Митрополита Макария (Булгакова) открыло совершенно неожиданную картину.
Осенью 1606 года орда бунтовщиков во главе с Иваном Болотниковым совместно с польскими отрядами захватили большую часть Южных, Юго-Западных и Западных русских владений, подошли к Москве и расположились станом в царской вотчине - селе Коломенском. Митрополит Макарий объясняет, что в виду этой опасности Царь Василий и Патриарх Гермоген решили предпринять не только военные оборонительные меры, но и духовно противодействовать восставшим.
Желая еще более подействовать на народ в свою пользу, умирить его совесть и успокоить, Царь, посоветовавшись с Патриархом и всем Освященным Собором, приговорил вызвать в Москву бывшего Патриарха Иова, чтобы он простил и разрешил всех православных христиан за совершенные ими нарушения крестного целования и измены. Гермоген написал Иову послание, умоляя его именем Государя учинить подвиг, приехать в столицу «для Его Государева и земского великого дела».
Иов приехал 14 Февраля 1607 года. И остановился на Троицком подворье. Спустя шесть дней (20 Февраля) в Успенский собор собралось безчисленное множество народа, прибыли и оба Патриарха с другими Святителями и духовенством. Иов стал у Патриаршего Места, а Гермоген, совершив прежде молебное пение, стал на Патриаршем Месте. Тогда все находившиеся во храме христиане с великим плачем и воплем обратились к Иову, просили у него прощения и подали ему челобитную.
Гермоген приказал архидиакону взойти на амвон и прочитать челобитную велегласно. В ней православные исповедовались пред своим бывшим Патриархом, как они клялись служить верою и правдою Царю Борису Федоровичу и не принимать вора, называвшегося царевичем Димитрием, и изменили своей присяге. Как клялись потом Сыну Бориса Феодору и снова преступили крестное целование, как не послушались его, своего Отца, и присягнули Лжедимитрию, который лютостию отторгнул его, Пастыря, от его словесных овец, а потому умоляли теперь, чтобы Первосвятитель простил и разрешил им все эти преступления и измены. И не им только одним, обитающим в Москве, но и жителям всей России, и тем, которые уже скончались.
По прочтении этой челобитной Патриархи Иов и Гермоген приказали тому же архидиякону прочесть с амвона разрешительную грамоту, которая наперед была составлена по приезде Иова в Москву, и составлена не от его только лица, но от имени обоих Патриархов и всего Освященного Собора. В грамоте Патриархи Гермоген и Иов, со всем Освященным Собором, сперва весьма подробно изображали те же самые клятвопреступления и измены русских, а потом молили БОГА, чтобы ОН помиловал виновных и простил им согрешения. Далее приглашали всех к усердной молитве, да подаст ГОСПОДЬ всем мир и любовь, да устроит в Царстве прежнее соединение и да благословит Царя победами над врагами и, наконец, по данной от БОГА власти прощали и разрешали всем православным соделанные ими клятвопреступления и измены.
Разрешительная грамота возбудила в слушателях слезы радости, все бросались к стопам Иова, просили его благословения, лобызали его десницу, и дряхлый старец, вскоре за тем скончавшийся (19 Июня), убеждал всех, чтобы, получив теперь разрешение, они никогда уже впредь не нарушали Крестного целования…
Впрочем, эта нравственная мера, на которую в Москве, кажется, весьма много рассчитывали, не на всех произвела желаемое впечатление: по крайней мере спустя два с небольшим месяца 15 000 царских воинов изменили Царю Шуйскому и перешли под Калугою на сторону Болотникова. Гермоген решился тогда употребить меру церковной строгости: он предал проклятию Болотникова и его главнейших соумышленников. Все это происходило, пока еще не явился второй Лжедимитрий, а изменники действовали одним его именем.
Иному читателю может представиться таковым образом, что соборный Покаянный чин не подействовал вообще, но тут надо задуматься, в какой степени процессы распада действовали бы в России, если бы такой духовный акт вовсе не был совершен. Да, чин не спас Царя Василия от свержения в 1607 году и Москву от польского пленения в 1608-1612 годах. Но было бы само освобождение Москвы и был бы Земский Собор 1613 года со всей последующей славной историей нашей Державы, если бы значительная часть русских людей, составивших потом освободительное ополчение, не были бы свободны «от клятвенных уз» Уложенной грамоты 1598 года и неоднократных «преступлений крестных целований»?!
Не подобная ли нераскаянность является причиной современного бедственного положения Русского Народа, когда он в спасительном таинстве соборного покаяния не получил до сих пор прощения и разрешения от проклятия цареубийства и от клятвенных уз Уложенной грамоты Государственно-Церковного Собора 1613 года?!
В свете этого ясно видно непреходящее значение покаянного чина 1607 года, как уникального духовного опыта. Он ценен не только для истории России, но для нашей современности и грядущего Отечества. Именно поэтому должна быть понятна моя радость, когда в «Истории» Владыки Макария я нашел точную ссылку на старинную публикацию всего свода подлинных документов, связанных с давним событием нашего славного прошлого. Статейный список этих грамот и разрешительной молитвы был опубликован во втором томе «Актов, собранных в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук», изданном Высочайше утвержденной комиссией в 1836 году. Они были опубликованы по рукописному «Сборнику грамот Смутного периода» (лл. 335−380), некогда принадлежащего Императорской Публичной Библиотеке...
В частности, грамота повествует об обстоятельствах Всероссийского Государственно-Церковного Собора 1598 года, на котором по смерти Царя Феодора после многомесячных уговоров соборянами вдовой Царицы Ирины и ее брата правителя Бориса Годунова было принято решение о воцарении Царя Бориса.
«Молимъ скорбными сердцы и плачевными гласы премилостиваго ЦАРЯ Царствующимъ и ГОСПОДА Господствующимъ, благоусерднаго ВЛАДЫКУ нашего ХРИСТА БОГА, да умилосердится о всех насъ, по СВОЕМУ предивному человѣколюбію, и да излиетъ на насъ елей милосердия СВОЕГО и явит нам неизледимую причину благоутробия СВОЕГО, и да покажетъ на насъ в последних сих временех БОЖЕСТВЕННЫЯ СВОЯ изрядныя чудеса: подастъ нам, погрязеннымъ въ пучину клятвы, СВОЮ безчисленную милость, простретъ намъ дародательную СВОЮ Десницу и воздвигнетъ насъ отъ такія презлейшія клятвы, яко отъ глубины потопленія; и ниспослетъ намъ БОЖЕСТВЕННОЕ решение отъ сих заклинательных узъ и отъ преступленія сѣго, еже преступихомъ презѣлне, въ немъ же кляхомся; и покрыетъ насъ пресвѣтлымъ облакомъ огнезарнаго СВОЕГО БОЖЕСТВА!.. »
Сія молитва завершается разрешительной формулой:
«Азъ Ермогенъ, Патриарх Московскій и всея Русіи, и азъ, смиренный Иевъ, бывый Патриарх царьствующего града Москвы, по данней намъ благодати отъ ПРЕСВЯТОГО и ЖИВОТВОРЯЩЕГО ДУХА и полагаяся на прѣмилостивые щедроты БОЖІЯ, васъ, вкупѣ православных христіянъ прощаемъ и разрешаемъ въ сѣй вѣкъ и въ будущій…»
В заключении Патриарх Иов, слыша это, сказал народу: «да пріимитѣ благословеніе ГОСПОДНЕ на главах ваших; впредь же молю васъ, да не покуситеся таковая творити, еже крестное целование в чем преступати; велика бо есть сия заповедь». В ответ «народы же Московстіи вси обещаніе на ся полагающе, отнюдь впредь таковая дерзати не хотяще».
В свете этого вспоминается историческая параллель между убийством Царицы Марии и Царевича Федора Борисовича и убийством Царской Семьи в 1918 году. Мы, конечно, понимаем, что два года, прошедшие между всенародным преступлением и всенародным покаянием в начале XVII века и почти 100, прошедшие со времени цареубийства 1918 года, как бы придают нынешней духовной ситуации иное качество. Как- никак сменилось четыре поколения русских людей. Но вспоминаются слова, что в Покаянном чине 1607 года говорится не только об участниках соборного моления, но о всех людях Русского Царства и прощения просят даже за виновных уже умерших: «иже во всех градех страны сѣя живущих, да не точію о сих просимъ прощенія и разрѣшенія, но и о тѣх, иже света сѣго отшедшая отцы и братію нашу, и о тѣх молимъ и просимъ отъ твоея же разрешитися святыни».
Это означает то, что как нераскаянная вина имеет непреходящее значение, сколько бы поколений не сменилось, так и раскаяние, освященное Таинством Покаяния, когда бы оно не произошло, имеет духовную ценность не только для нас, ныне живущих, не только для наших потомков, но и для наших предков, уже отошедших в мiр иной.
В заключении еще раз хочу обратиться к словам Владыки Иоанна (Снычева).
«Оглядываясь сегодня на русскую историю, можно уверенно сказать: на всех ее крутых поворотах российские народы делали в конечном счете один и тот же выбор в пользу соборного единства. Верую, что так будет и в этот раз. Глубоко ошибается тот, кто думает, будто сейчас, в пору очередной русской смуты, в дни мнимого торжества сил распада и разделения, Русь изменила своё естество, свой характер, свою веру. Пройдет время - может быть, совсем малое - и подлинный выбор России состоится: она вновь вернется к державной соборности, к духовному и государственному единству. Это может произойти и в ином обличии, при ином составе народов Российской Империи, но, с БОЖИЕЙ помощью, обязательно произойдет.
В ожидании этого момента, в предвидении его, наряду с духовным подвигом всенародного покаяния в грехах безбожной, безнравственной жизни, мы должны особое внимание уделить соборному опыту державного строительства - опыту противостояния смуте и возрождению страны.»
В связи с этой идеей и опытом Русской Православной Церкви, о котором нам свидетельствует Покаянный чин Святителей Иова и Гермогена, любопытна точка зрения Владыки Вениамина, Архиепископа Владивостокского и Приморского, выраженная им давно - в связи с опубликованием Священным Синодом Обращения к семьдесят пятой годовщине убийства Царской Семьи 16 Июля 1993 года.
«Мне знакомо это покаянное послание, подписанное членами Синода во главе со Святейшим Патриархом. На мой взгляд, нужно было акт покаяния обставить подобающим образом: подготовить соответствующий чин Богослужения, принести покаяние всенародно, всецерковно… »
Известный православный эксперт и правозащитник Щербанюк О.В. Каждый Православный знает, что миром управляют не политики и банкиры, а Господь Вседержитель. Если грешит человек, для вразумления и спасения его души человека ему попускается наказание, если грешит народ тогда наказывается весь народ. Смуты, кровопролития, это не столько происки врагов, сколько грозное посещение Божие.
Господь устами Своего пророка Исаии говорит нам.
«Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими... Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (1:5-9).
Не к нам ли относятся сии слова? Мы, единый народ, разодранный на три части, переживший за годы боготступничества такие ужасы, что и поверить тяжело, что мы имеем за спиной богатую историю, безценный опыт спасения из дна погибели, сонмы святых заступников. И сегодня мы снова стали перед выбором жить или умереть. Снова перед нами выбор как у еврейского народа на горе Гевал: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие» (Втор.11:26).
На Украине уже льется кровь, распространяется смута. Грехи народа в которых не кается наш народ тянут нас в пропасть. Что мы выберем? Во что употребим урок который нам сегодня преподает попущение Божие? От этого и зависит наш выбор: прощение грехов и благословение или проклятие и погибель.
С чего начались наши беды? С богоотступничества, когда не захотел народ быть с Богом, а захотел строить новую свободную от него жизнь. А какая свободная жизнь с Царем? Убили царя. Преступили клятву данную отцами пред Богом на верность царям дома Романовых и согрешили клятвопреступлением. И дальше пошли плоды кровавые: свобода смерти, равенство с безумием, братство с адом.
Сегодня мы приблизились к черте после которой возврата не будет. Без всенародного покаяния народа в этих грехах ситуации не исправить. В 17 веке Святые патриархи Иов и Гермоген в похожей ситуации, провели покаянный молебен, и даровал Господь силы народу, и воспряла Русь, которую считали уже мертвой.
Так и сегодня начинается трудный и исполненный скорбей путь от Руси поруганной и обездоленной к Руси Святой и Могущественной…
Что может сделать каждый из нас в деле всенародного покаяния? Кроме покаяния в личных грехах, исправления своей жизни мы должны просить нашего патриарха вернуть практику проведения всенародного молебна покаяния по образу проведенного Святыми патриархами Иовом и Гермогеном в 17 веке…
Народу надо указать на причины его несчастий. Обличить грехи народа и разрешить от них. Такое служение возложено на Святую Соборную и Апостольскую Православную Церковь. А Церкви нет без архиерея. И общецерковное покаяние возможно только при участии первого из них - Патриарха. Может премудрый Господь и устроил так, что после свержения Царя было восстановлено патриаршество, а иначе бы кто мог отпустить народу его грехи такие как цареубийство, клятвопреступление, вероотступничество и другие…
Дабы не быть нам повинным в крови молчанием, отправим наши обращения к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой о проведение всенародного молебна покаяния. Какое решение будет принято зависит не от нас, наше дело сделать возможное, а далее Воля Божия да свершится.
Станем молить Господа о спасении Руси и взывать к Патриарху о помощи. Покаяние произойдет - мы в это верим! Русь воссияет и Правда восторжествует, а значит каждый получит по делом своим. Не будем ленивы на дела добрые и Суд станет для нас оправданием, а Судия защитником.
Обращение к Патриарху Смута, живущая в сердцах человеческих, умножилась и вышла наружу. После годов безверия люди, уклоняясь от Правды, верят лжи. Сатанинское учение ненависти, облекшись в красивые термины: толерантность, права, свободы, конкуренция, недискриминация, равенство меньшин, и т.д., поразило душу общества. Детей учат разврату, и ненависти к родителям. На Руси, разорванной на части, льется братская кровь, брат поднял оружие на брата. Уже и на Церковь Божию идет нападение - раскольники, еретики и враги Церкви, вовсю кричат о необходимости разорвать Ее на части.
Когда без попущения Божия такое происходило с Его народом? И когда такое попущение не было наказанием за грехи?
Или разве нам православным неизвестно, что за грехи человека наказывается человек, а за грехи народа - народ. Безконечные примеры наказания за грехи древнееврейского народа - от сорокалетнего хождения по пустыне до рассеяния после отвержения Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.
И наша история не менее поучительна в этом вопросе.
Согрешили наши предки раздорами и братоубийством в начале нашей христианской истории. Каяться не захотели - получили иго монголо-татарское, столетиями смирявшее наш народ. Убили царя в средние века, но опомнились. И под заботливым пастырским окормлением патриархов Иова и Гермогена народ принес покаяние - в итоге всего за несколько лет смута была преодолена. В прошлом веке наш народ преступил клятву царю, не заступился за него - и легли на наш народ грехи богоотступничества, клятвопреступления и цареубийства. И полилась кровь русская…
О том что грех цареубийства, а следовательно и клятвопреступления, нашим народом нераскаян свидетельствовал и Святейший патриарх Алексий II, и Священный Синод РПЦ. Но реальные действия, направленные к покаянию не предприняты…
События сегодняшнего дня показывают, что если Царская семья во главе с Государем Императором как Новомученики и исповедники Российские причислены к лику святых, то о покаянии народа и его плодах говорить рано. Прославление мученика и отпущение греха виновных перед мучеником - это разные действия.
В сравнении с 2000 годом нестроения и смута усиливаются, скрываясь за показным благочестием народа. Богословы в свою очередь ведут дискуссию о том можно ли считать народ соборной личностью или нет, хотя Апостол Павел четко указывает, что «ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так и мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим.12:5). Разве не о народе Божьем говорил Апостол описывая его как одно тело?
Кроме того подняли вопрос причастен ли к греху цареубийства народ, который непосредственно его не совершал. А ведь святой патриарх Тихон не сомневался в том, виновен народ или нет: «Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его...». В этом вопросе полное согласие святых и авторитетов Церкви: Архиеп. Серафима (Соболева), Митр. Иоанна Снычева, прот. Николая Гурьянова, схииг. Иеронима Санаксарского и других…
Дабы не взыскал Господь с нас, с православных, кровь народа грешного, мы, Ваше Святейшество, обращаемся к Вам. Без архиерея нет Церкви, и без участия архиерея общецерковным никакое дело не назовешь, как и общенародным для народа Божия.
Когда овцы истекают кровью и гибнут из-за того, что рассеявшись отступили от стезей Господних, те из них кто еще не погиб начинают вопиять в надежде что пастырь соберет их вместе и поведет за собой по правому пути.
Только Ваша власть Первосвятителя Русской Православной Церкви позволяет Вам, следуя примеру святых Патриархов Иова и Ермогена, призвать народ к сугубому посту и не только благословить повсеместное проведение, но и лично провести канонические покаянные молебны о разрешении грехов вероотступничества, клятвопреступления и цареубийства во спасение народа нашего. Верен Господь в слове своем «и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19).
Ваше Святейшество, молим Вас, данной Вам властью разрешите народу грехи его, чтобы Господь благословил наше земное Отечество миром!
[№п/п Фамилия Имя Отчество Страна Адрес Подпись]
Poll Всенародное покаяние