главный тезис моей статьи - трилогия Ефремова о будущем повествует на самом деле о советском обществе, только идеализированном, причем, вопреки сознательному стремлению показать его прогресс, Ефремов отобразил возрастание в нем инфантилизма, конформизма и всех прочих негативных черт, которые его и разложили изнутри, по мере того, как на смену поколениям героической эпохи СССР приходило поколение, выросшее при мирной жизни, не знавшее трудностей, и избалованное социалистическими благами
Хотя Ильича, конечно, читаю чаще. Но уж это Ефремову точно не в укор :) Я, кстати, не вполне разделяю его отношение к Китаю. Я китайцам и корейцам делаю "скидку" на то, что их условия для социального прогресса были ещё тяжелее, чем наши. И если мы облажались, чего Ефремов, правда, знать не мог, то уж что нам пенять на их "извращения"... Впрочем, немцам досталось ещё круче - Тельман с Сунь Ятсеном, поглядев на современный Китай, просто обоюдно пожали бы бы плечами... Дескать, бывает...
>Я, кстати, не вполне разделяю его отношение к Китаю.
Вообще же, мне кажется, он в конце жизни ударился в типичный для СССР того времени правый уклон - см. Лезвие бритвы , где "оттепельный" дух весьма ощутим.
>И если мы облажались, чего Ефремов, правда, знать не мог, то уж что нам пенять на их "извращения"
Мне маоизм не слишком близок (ходжаизм ближе - там хотя бы нет полуанархистских и полународнических отклонений), но у нас к тому времени извращений было всяко больше, чем в Китае (чего только стоят перлы об "общенародной партии", "общенародном государстве" и "развитии товарного производства вплоть до его отмирания" - собственно, этих трех идеек Хрущева и Ко было достаточно для последующей реставрации капитализма)
"...люди эпохи всеобщего, всепланетного коммунизма получались наделенными едва ли не худшими недостатками, чем мы, их несовершенные предки, - эти неуравновешенные, невежливые, болтливые и плоскоиронические герои будущего оказывались очень похожими на скверно воспитанных бездельников современности".
Интересно, мне одному сразу вспомнились персонажи братьев Стругацких?
У меня сложное отношение к Ефремову. С одной стороны, «Туманностью Андромеды»я лет в одиннадцать жестоко и восторженно отравился, разве что с ней по подушкой не спал. А вот прочитанный лет в семнадцать «Час Быка» вызвал острое отторжение. Чудовищный, самодовольный и не знающий сомнений в своей правоте мир ЭВР показался мне гробницей для прекрасной эпохи ЭВК, а бездумное разрушение землянами непонятой ими и оболганной цивилизации Торманса гнусным преступлением. Я настолько проникся, что даже пробовал писать контр-книгу, изложение тех самых событий глазами одного иp тормансианских диктаторов Зетрино Умрога. Слава Богу, ничего из этой графомании не вышло, но рефлекс такой был…
Comments 25
Рустем Вахитов. Советское общество в зеркале фантастики И. А. Ефремова
http://www.nevmenandr.net/vaxitov/sovefremov.php
главный тезис моей статьи - трилогия Ефремова о будущем повествует на самом деле о советском обществе, только идеализированном, причем, вопреки сознательному стремлению показать его прогресс, Ефремов отобразил возрастание в нем инфантилизма, конформизма и всех прочих негативных черт, которые его и разложили изнутри, по мере того, как на смену поколениям героической эпохи СССР приходило поколение, выросшее при мирной жизни, не знавшее трудностей, и избалованное социалистическими благами
Reply
Хотя Ильича, конечно, читаю чаще. Но уж это Ефремову точно не в укор :)
Я, кстати, не вполне разделяю его отношение к Китаю. Я китайцам и корейцам делаю "скидку" на то, что их условия для социального прогресса были ещё тяжелее, чем наши. И если мы облажались, чего Ефремов, правда, знать не мог, то уж что нам пенять на их "извращения"... Впрочем, немцам досталось ещё круче - Тельман с Сунь Ятсеном, поглядев на современный Китай, просто обоюдно пожали бы бы плечами... Дескать, бывает...
Reply
Вообще же, мне кажется, он в конце жизни ударился в типичный для СССР того времени правый уклон - см. Лезвие бритвы , где "оттепельный" дух весьма ощутим.
>И если мы облажались, чего Ефремов, правда, знать не мог, то уж что нам пенять на их "извращения"
Мне маоизм не слишком близок (ходжаизм ближе - там хотя бы нет полуанархистских и полународнических отклонений), но у нас к тому времени извращений было всяко больше, чем в Китае (чего только стоят перлы об "общенародной партии", "общенародном государстве" и "развитии товарного производства вплоть до его отмирания" - собственно, этих трех идеек Хрущева и Ко было достаточно для последующей реставрации капитализма)
Reply
Интересно, мне одному сразу вспомнились персонажи братьев Стругацких?
Reply
Размещу на NNM.
Reply
Reply
Leave a comment