Древние тюрки в Афганистане. Происхождение тюркских династийСредневековый энциклопедист аль-Бируни (973-1048 гг.) в своем трактате посвященном Индии оставил описание тюркских племен на севере Индостана (в Кашмире) и в Афганистане. Как правило, появление тюрок в данном регионе связывают с расширением Западно-тюркского каганата, но Бируни писал о том, что первый тюркский правитель Кабула в Афганистане Барах-тегин (тегин - тюрк. 𐱅𐰃𐰏𐰤 «принц») появился достаточно рано, так как его потомки царствовали на протяжении 60 поколений. И одним из этих правителей по аль-Бируни был хорошо известный царь Канишка (Каник), правивший во II веке.
Ниже, монета Хорасан Тегин-шаха 728 года, найденная в районе Кабула. Монета имеет надписи на трех языках. На лицевой стороне, характерный портрет Тегин-шаха и надписи: на бактрийском - «Совершенный Царь», далее на языке брахми - «Священный, эльтебер (тюрк. титул) Халаджа (халаджи - тюрк. племена Афганистана), Почитатель высочайшего Бога, совершенный Царь, божественный Тегин (тюрк. принц)». На обратной стороне изображение иранского бога огня Адура в огненном нимбе и пехлевийская надпись «Тегин, царь Хорасана, (год) 77 (эпоха после смерти Йездегерда III - 728 г. н.э.)»
Бируни «Индия»
«У индийцев были в Кабуле цари из тюрков, происходивших, как говорили, из Тибета. Первым из них пришел Бархатакин. Он вошел в пещеру в Кабуле, в которую нельзя было войти иначе, как боком или ползком. Там была вода, и он положил туда еду на несколько дней. Пещера эта известна до сих пор и называется Вар. Через несколько дней после того, как Бархатакин вошел в пещеру, вдруг выходит кто-то из нее, когда люди были в сборе и видели, что он как бы рождается из чрева матери. Он был в тюркской одежде, состоявшей из каба, высокой шапки, башмаков и оружия. Народ воздал ему почести как чудесному существу, предназначенному на царство, и он воцарился над теми краями с титулом кабульского шаха. Царство оставалось за его сыновьями в течение 60 поколений...»
«Я слышал, что генеалогия этого царского дома, написанная на парче, хранится в крепости Нагаркот...Одним из этих царей был Каник (Канишка), тот самый, по имени которого называют вихару в Пурушаваре; она названа Каникчайтья (Пещера Каника)».
Тюркские правители Афганистана хорошо известны - это так называемые Тюрк-шахи или Кабул-шахи, правившие в VII-IX веках. Китайский паломник Сюаньцзан, посетивший Афганистан в 629 году, свидетельствовал, что «...тюрки жили в горной местности между Забулистаном и Каписой (Баграм, Кабул)».
Бируни приводит интересную легенду о происхождении Тюрк-шахов, где тюркский царь в чем-то уподоблялся иранскому богу Митре, имевшему связь с пещерами. Как известно, именно в глубоких пещерах, часто искусственного происхождения (митреумах), в античное время и почитали Митру. По Бируни пещера, где якобы был рожден тюркский правитель называлась Вар, здесь нужно вспомнить, что Вар (Вара) по авестийским текстам - это подземное убежище созданное первопредком Йимой
в Эранвеже в горах Азербайджана.В своем трактате «Минерология» Бируни оставил укороченный вариант этой легенды.
Бируни «Минералогия»
«Жители Кабула в дни невежества верили в то, что Барахмакин (Барах-тегин), первый из тюркских царей, был сотворен в некоей тамошней пещере, называемой сейчас Бугра (Вагра), и вышел оттуда в царской шапке (калансува)»
Ниже, статуя бога Солнца (Сурьи) из
монастыря в Хайр-хана, что рядом с Кабулом. Это монастырь был основан тюркскими шахами в начале VII века. Индийский Сурья был аналогом иранского бога солнца Митры. Сурья изображен здесь с широким монголоидным лицом, на ногах у него остроносые кожаные сапоги, характерные для кочевников.
Позднеантичный автор Порфирий писал, что Зороастр стал первым почитать Митру в естественной пещере, судя по всему на северо-западе Персии - в районе
Азербайджана, там где и родилось его учение - зороастризм. Порфирий «О пещере нимф»
Зороастр впервые посвятил творцу и отцу всего, Митре, естественный грот в горах вблизи Персии, цветущий и богатый источниками, так как грот был для него образом космоса, созданного Митрой. После Зороастра и все другие имели обыкновение совершать мистерии в гротах и пещерах, как в естественных, так и в искусственных.
Псевдо-Плутарх писал, что именно на реке Аракс в Закавказье Митра породил с помощью скалы некоего божественного героя. Несомненно, этот культ рожденного в скале/пещере героя был связан с древними религиями Малой Азии, здесь можно вспомнить хуррито-хеттский миф о
рождении горой Перун каменного героя Улликумми.
Псевдо-Плутарх
Около Аракса лежит гора Диорф, названная так по имени землерожденного Диорфа, о котором рассказывают следующее. Митра желал иметь сына, но ненавидел женский род и сошелся поэтому с некой скалой. Забеременев, камень через положенное время произвел на свет сына по имени Диорф.
Как известно, все генеалогические легенды тюрок связывали зарождение правящей тюркской династии Ашина со священными пещерами. Эти тюркские легенды были записаны китайскими хронистами.
Хроника «Чжоу шу»
В горах находится пещера, а в пещере есть равнина, поросшая густою травой на несколько сот ли окружностью. Со всех четырех сторон пещеры лежат торы. Здесь укрылась волчица и родила десять сыновей, которые, пришед в возраст, переженились и все имели детей. Впоследствии каждый из них составил особливый род. В числе их был Ашина, человек с великими способностями, и он признан был государем.
«Каганы ежегодно, вместе со своей знатью, приносят жертву в пещере предков»
Монета Тюрк Шаха VII - VIII веков. Правитель имеет здесь явные монголоидные черты, также у него характерные для тюрков два лацкана на халате. Единственная надпись на языке брахми передает некий индийский титул Sri Ranasrikari (Князь Ранашрикари). Рядом изображение тамги Тюрк Шахов. С обратной стороны, сильно затертый огненный алтарь с двумя служителями по бокам, это частый сюжет на монетах тюркских шахов.
.