Со Средневековья на греческом полуострове Афон существует «монашеская республика», обладающая определённой степенью автономности от «материнской» для неё церкви - Константинопольского патриархата. Сейчас здесь 20 монастырей. Обители независимы друг от друга. Однако для согласования различных вопросов совместного служения существует некий «координационно-совещательный» орган, который называется Священный Кинот. Его решения претворяет в жизнь исполнительный орган - Эпистасия (Священный надзор). Кроме того, Эпистасия имеет некоторые, присущие только ей полномочия. В их числе - разрешение иерархам других поместных церквей на посещение монастырей. В случае с СЦУ, не признанной большинством поместных церквей, разрешение Эпистасии и может быть представлено заинтересованными лицами и их карманными СМИ как признание Афоном.
Со времени образования СЦУ в порядке ротации сменилось три череды Эпистасии. Ни одна из них украинскую псевдоцерковь
не признала, несмотря на лично проведенную Варфоломеем «разъяснительную работу». Более того, во время визита патриарха на Святую Гору «своего архипастыря» принимали там более чем холодно, если не сказать враждебно. Не зря же его
охраняли (от кого?) 100 греческих полицейских (включая местный ОМОН) с собаками.
Click to view
То же настроение выражалось и на граффити «чудесным образом»
проявившимся на Святой Горе.
«Вон со Святой Горы, Варфоломей, раздирающий Церковь Христову»
«Антихрист Варфоломей, Святая Гора отвергает тебя и не признает»
Однако состав нынешней Эпистасии не только всецело греческий (а греки единственные, кто в лице предстоятелей греческих церквей (кроме Иерусалимской) поддержали вторжение Варфоломея на каноническую территорию РПЦ). «Протэпистатом» («Первым надзирателем), председательствующим в т.н. «Ватопедской четвёрке» Эпистасии на правах «первого среди равных» неизменно является представитель наиболее лояльного к Варфоломею монастыря. Настоятель Ватопеда - один из двух афонских игуменов, присутствовавших на
возведении в предстоятели СЦУ Сирожы Думенко (провозглашённого т.н. «митрополитом Киевским Епифанием» или Эпитанием, согласно новой украинской орфографии). Священный Кинот тогда отказался отправлять официальную делегацию Афона и настоятелей Ватопеда и Ксенофонта (ещё одного, сразу признавшего СЦУ монастыря) отправили в составе делегации Фанара.
Между тюрьмой и осиной
Ещё в 2015-м году Ватопедский игумен Ефрем однозначно и, казалось, твёрдо выступал в защиту канонической Церкви на Украине. «Обращаюсь к народу Украины и прошу, чтобы он держался канонической Православной Церкви, которую возглавляет Блаженнейший митрополит Онуфрий… Вся Святая гора принимает и признает только каноническую украинскую Церковь во главе с Митрополитом Онуфрием». В 2017 году он пытался увещевать «филаретовцев», ставших затем основой СЦУ: «Тот, кто ушел в раскол, должен понять - он вне лона Церкви. Мы на Святой горе Афон очень скорбим из-за украинского раскола, который совершил Филарет. Поэтому мы просим всех наших братьев, которые ушли из канонической Церкви, обращаемся, просим, чтобы они вернулись в лоно православной канонической Церкви».
Click to view
Что же изменило позицию иеромонаха, который в 2011 году привозил в Москву пояс Богородицы, как знак исторических духовных отношений России и Афона.
Напомним, в декабре 2011 г. по возвращении в Грецию из Москвы архимандрит Ефрем был задержан полицией и посажен в тюрьму. Его
обвинили в том, что в 2001-2008 гг. Ватопед обменял озеро на севере Греции (с 890 года оно принадлежало монастырю, но затем было отобрано греческими властями) на принадлежавшую государству недвижимость стоимостью более 100 млн. евро. Представители РФ, Элладской церкви и РПЦ обратились к руководству Греции, выразив озабоченность мерой пресечения обвиняемому. Однако МИД Греции отрицательно прореагировал на ноту российского МИДа. В Москве и Санкт-Петербурге у диппредставительств Греции прошли пикеты в поддержку заключённого. Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов заявил о намерении РФ поднять вопрос о судьбе старца Ефрема на сессии ПАСЕ. А вот Экуменический патриархат (в ведении которого находятся афонские монастыри) призвал РПЦ не вмешиваться в дело афонского архимандрита.
Весной 2017 года игумен Ефрем был оправдан и первую свою поездку осуществил в… Вашингтон.
В октябре 2018 года, когда Варфоломей уже вовсю запустил процесс создания СЦУ, «судебно очищенный» Ефрем посетил США, где
имел встречи с послом по вопросам международной религиозной свободы Браунбеком, с помощником госсекретаря, другими сотрудниками Госдепа и,
самое интересное, с начальником отдела политической разведки Госдепа (остаётся порадоваться за американских разведчиков, которые даже в рабочее время занимаются чисто религиозными вопросами, причём чужой для них религии). Также Ефрем посетил Капитолий, где в его честь - всего лишь одного из 20 настоятелей одного из сотен греческих островов - был дан торжественный обед.
Впрочем, ещё весной 2018 г. наш источник на Афоне сообщал, что «США через Джефри Пайета плотно взялись за Ватопед». Пайет - посол США в Греции, который, как мы помним, в бытность послом на Украине подносил Нуланд приснопамятные «печеньки».
Кроме того, по словам того же источника, близкий к о. Ефрему человек сообщил, что Варфоломей ему угрожал: пришёл факс от него в жёсткой форме (было даже слово «приказываю», в котором Варфоломей пригрозил закрыть монастырь (хотя это вряд ли возможно), если тот не полетит на «интронизацию Епифания». При этом ватопедский игумен якобы успел заранее известить о своём участи в данной трагикомедии патриарха Кирилла и митрополита Онуфрия.
Вскоре после «
интронизации» Думенки состоялось заседание афонского Кинота, на котором, по источникам «Альтернативы» представитель Ватопеда выступил с предложением принятия соборного, официального решения… запрещающего СЦУшникам служение на Афоне. Разворот на 180 градусов? На самом деле, по сообщению того же источника, позиция Ватопеда о необходимости такого решения Кинота была оценена другими участниками заседания как желание уйти от личной ответственности за решение принимать или не принимать в монастыре СЦУшников, переложив её на Кинот.
В пользу этого мнения говорит тот факт, что в тех же числах февраля 2019 г. Ватопед принял группу СЦУшных священников во главе с «епископом Одесским Павлом Юрыстым». После чего семеро монахов
покинули Ватопед и перешли в русский Пантелеимонов монастырь. По сведениям ректора Московской духовной академии архиепископа Амвросия и многие другие братья обители также занимают «резко отрицательную позицию» по отношению Ефрема к СЦУ. Тем не менее, с Афона продолжают приходить
сообщения о «подобострастных реверансах со стороны игумена Ефрема в адрес Варфоломея», которым «сложно найти оправдание».
Вышесказанное позволяет усомниться в том, что представитель Ватопеда в Эпистасии стопроцентно будет голосовать за признание СЦУ. Это предположение подтверждается и следующими размышлениями нашего источника на Афоне: «Ватопед старается проскочить между каплями дождя. В Киноте в пользу СЦУ они не выступали. Юрыстого пустили, растерявшись. Просто прошляпили. Близкий к Ефрему человек рассказал, что луцкий «митрополит СЦУ» Зинкевич свой приезд на Афон подгадал под Благовещение, чтобы послужить в Ватопеде (главный собор монастыря - Благовещенский, - Д.С.). Ефрем ему письменно отказал, в том числе потому, что тогда отказался бы сослужить игумен Хиландара. Но открытой принципиальной позиции от Ватопеда сложно ожидать сейчас. Ефрем против американцев не имеет возможности пойти. В тюрьму снова вряд ли хочется».
Слова близкого к Ефрему человека подтверждаются
информацией от архиепископа Амвросия: «Наместник Хиландара отказался служить литургию вместе с Зинкевичем. Это случилось в Ватопедском монастыре. Насельники обители предложили Михаилу “послужить” в другом храме обители, но тот заявил, что либо будет «служить» вместе со всеми (приехавшими на службу в Благовещенский храм на Благовещенье - Д.С.), либо не будет «служить» вообще». Этот пример, кстати, говорит не только о том, что в Ватопеде терпимо относятся к ПЦУ, но и о том, что афонское братство дороже Варфоломеевской аферы (выделено здесь и везде мной, - Д.С). Значит, как считают на Афоне, есть надежда, что смуту удастся преодолеть».
Сходная позиция по СЦУ и у афонского монастыря Кутлумуш, чей представитель также входит в «Ватопедскую череду».
Пивное похмелье
На «интронизации Эпитания» 3 февраля 2019 г. в составе стамбульской делегации присутствовала также пара монахов Хризостомов из Пантелеимоновского скита Кутлумушского монастыря. «Вероятно, прикормленные Мацолами», - полагает наш источник.
Андрей и Роман Мацолы, пивовары,
успешно торгующие в «стране-агрессоре» брендом «Перша приватна броварня».
Антиреклама «1-й приватной пивоварни» от подлинных «украинских патриотов»
До этого они были главными спонсорами т.н. «Киевского патриархата» и активно унавоживали почву для признания будущей СЦУ. «Андрей Мацола прикармливает некоторых отцов Кутлумуша», - уточнял источник.
Ну а на прямой контакт с украинской властью падких на «простые мирские радости» монахов Кутлумуша выводили… канонические клирики УПЦ (МП). Так, в 2016 году официально афонитов приглашал слившийся ныне в СЦУ бывший пресс-секретарь УПЦ МП Коваленко, а
проплачивал перелёт уже филарэтовец Мацола.
В итоге простых иеромонахов
приняли лично премьер-министр, спикер Верховной рады, министр культуры и глава госкомитета по делам религий. Речь шла о поддержке идеи создания СЦУ. К этому времени и украинский парламент, и премьер Яценюк уже обращались с соответствующими прошениями к Варфоломею.
Ну а Роман Мацола
возил в упомянутый афонский скит «паломников» из «Киевского патриархата». «Причащать их открыто не могли, - поясняет источник. - Ни в одном монастыре Афона, включая Кутлумуш, ни под каким предлогом «Киевский патриархат» ко Причастию не допускали. Поэтому причащали где-то на келье. Вошли в положение, так сказать. И вряд ли бесплатно. Как говорится - любой каприз за ваши кошты, без оглядки на установленные правила Церкви». Собственно, этот «скит» при финансовой подпитке Мацол ещё в 2016 году стал рассматриваться как «
Украинский центр на Афоне».
Тем не менее, представитель Кутлумуша на заседании Кинота в январе 2019 г.
воздержался при голосовании по вопросу об отправке отдельной делегации Афона на «интронизацию» Думенко (тогда как четыре монастыря из двадцати проголосовали «за»). Вернее,
сначала он высказался за направление делегатов от Афона в Киев, но видя, что подавляющее большинство монастырей «против», ушёл в нейтралитет.
В первые месяцы после получения Украиной «
Томоса» поддержка Кутлумушем СЦУ
стала куда более последовательной. Одновременно, в порядке греческого шовинизма, проповедуемого Варфоломеем и его сторонниками, Кутлумуш поучаствовал в клевете на одну из немногих негреческих обителей Афона - русский Пантелеимонов монастырь. Однако и здесь получил
отповедь от Кинота.
Когда на Святую гору одна за другой попёрлись делегации СЦУ, стал вопрос о выдаче им Эпистасией рекомендательного письма, позволяющего «архиереям» - главам делегаций посещать монастыри Афона и служить в них (этот документ удостоверяет от Эпистасии законность епископа, что даёт ему как епископу право посещать монастыри и служить в них). Тогда представители четырёх монастырей, в т.ч. Кутлумуша, высказали публично мнение, что такая рекомендация должна предоставляться Эпистасией автоматически на основании письма от Константинопольской патриархии. В противном случае - отказом представить такой документ - наносится оскорбление собственному патриарху. Но и здесь Кинот остался непреклонным.
И вот, не прошло и двух месяцев, как случился гром среди, казалось бы, ясного (для СЦУ) неба над Кутлумушем. Пятеро самых авторитетных монахов данного монастыря составили (или, как минимум, подписали)
обличительное письмо против Варфоломея с указанием канонов, который тот нарушил при создании псевдоцеркви СЦУ. И прозрачно пригрозили анафемой.
Не дождавшись за полгода ответа, Кутлумушский старец Гавриил
призвал «врага и предателя Церкви» Варфоломея покаяться, выдвинув целый ряд канонически обоснованных обвинений. Одновременно старец
обратился с открытым письмом к Киноту, предупредив, что и СЦУшники, и принимающие их монастыри «не спасутся и попадут в ад».
А год назад наш источник на Афоне получил сообщение из Кутлумуша о том, что и настоятель кельи св. Архангелов (на базе которой Мацолы намеревались создать «паломнический центр») прекратили отношения с СЦУ.
Наконец, обратим внимание и на то, что игумен Кутлумуша никогда не высказывался в пользу СЦУ. Все делегации самосвятов участвуют на службах в монастыре в отсутствие его настоятеля (как минимум, на самой службе). Делами, связанными со СЦУ, заправляют секретарь монастыря вышеупомянутый Хризостом и антипросоп (представитель в Киноте). Всё это, конечно, лукавый компромисс. Который, тем не менее, говорит, что и от Кутлумуша Варфоломею не стоит стопроцентно ожидать признания его отродья.
Печать на гроб хотелок
Представитель ещё одного монастыря «Ватопедской череды» - Ставроникиты - был одним из четырёх антипросопов (членов Кинота), который выступил за формирование делегации Афона на «интронизацию» Думенко. Причём делегат от Ставроникиты поддерживал эту идею особо рьяно. Но, похоже, соборное мнение самого монастыря в этом случае не выражал. Ведь за два с половиной года существования СЦУ её представители так и не были приняты в Саврониките.
И уж почти не оставляют Экуменическому патриарху надежду на признание СЦУ Эпистасией монастырь Каракал. Антипросоп Каракала был одним из того большинства в Киноте, которое в январе 2019 г. однозначно высказалось против направления делегации Афона на «интронизацию Епифана. В Каракале служителей СЦУ (проникающих туда не в виде делегаций, а в смешанных паломнических группах) не только
не допускают на службы, но им даже запрещают фотографироваться на фоне храмов.
И, главное, печать кинота, которой пользуется Эпистасия, состоит из четырех частей. Если даже один из троих членов «Священного надзора» откажется приставить свою часть, документ будет недействителен. Это своего рода право вето.
Если единогласного решения нет, вопрос выносится на обсуждение Кинота. А там шансов на «признание СЦУ», как мы убедились, ещё меньше. И если Сирожа Думенко приедет на Афон только по приглашению какого-либо монастыря, это будет позорный провал для него как для «целого предстоятеля поместной церкви».
Дмитрий Скворцов, специально для «Альтернативы»
.