Письменные источники позволяют локализовать древнюю страну Ас (Аза, Азани, Асон, Азар) в регионе нынешнего Закавказья. Хотя в средние века Асы и страна Асов располагались уже преимущественно на Северном Кавказе. Предполагается, что существует какая-то связь между терминами "асы" и "аланы". Как известно, осетины называют асами тюркоязычных карачаево-балкарцев. Карачай в осетинском языке носит название Стыр-Ассиаг - "Большая Асия". Сами карачаевцы и балкарцы до сих пор называют друг друга "аланами" (алан, мн.ч. аланла). Также мегрелы называют карачаевцев "алани".
"Асы (иронское) / Аси, Асси (дигорское) "Балкария", "балкарцы"; иронское "асиаг", дигорское "ассон" - "балкарец", "балкарский". В.И. Абаев. Историко-этимологический словарь осетинского языка (ИЭСОЯ, т. 1, с. 79)
Некрополь Карашамб в районе страны Асов (урартск. Аза) Ныне рядом с г.Ереван.
О.А.Мудрак предположил, что предки самих осетин пришли на Северный Кавказ из нынешнего Азербайджана. Вполне возможно, что ираноязычные племена из региона Южного Кавказа принесли на север местные названия - аланы и асы. Аланами (Алуанами, Алванами) изначально
называли кавказских албанцев. Этот политоним переводился с кавказских языков как "царственные" и обозначал племена находившиеся под властью албанских царей. Судя по их именам, они все были этническими иранцами. Перевод термина "Асы" до сих пор неизвестен.
Урартские надписи располагали страну Аза (Азани) в районе нынешних городов Еревана и Вагаршапата. Здесь урартский царь Аргишти I основал крепость Аргиштихинили, а также провел ирригационный канал. Суффикс "ни" (Аза/ни) в урартском языке указывал на топоним (принадлежность местности).
Аргишти I, сына Менуа. 127.
«Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, говорит: ...Аргиштихинили я воздвиг, из реки(?) канал стране Аза(ни) я провел»
Аргишти I, сына Менуа. 142.
«Величием бога Халди... в Аргиштихинили страна Аза(ни)-земля вражеская»
Руины цитадели города Аргиштихинили в стране Аза. Фото википедия.
Как я писал ранее, регион Еревана в древности также мог называться Арийской страной, исходя из этимологии самого названия Ереван - Ери/ари (арии) и Аван (перс., арм.) - страна, область.
У Страбона и Птолемея примерно в этом же регионе упоминался некий город Азар, схожий по названию со страной Аза (Аза/ни). Он находился выше по течению реки Аракс от города
Арташат (Артаксата). Страбон
Что касается Аракса, то он течет сначала на восток до Атропатены, затем поворачивает на запад и на север и течет сначала мимо Азар, а потом мимо Артаксаты - армянских городов; наконец, пройдя через равнину Араксены, впадает в Каспийское море.
В своей "Истории" Страбон приводит эпонимический миф об основании Армении греческим героем Арменом, который в составе группы аргонавтов посетил Колхиду и Южный Кавказ. Предводитель аргонавтов Ясон стал местным божеством у народов Закавказья. Если имя Армена - это несомненно эпоним Армении, то имя Ясон также могло соответствовать какому-то местному герою, богу, названию племени или территории. И исходя из схожести слов, такой территорией могла быть страна Аза (Азани) урартских текстов. Возможно имя Ясон было связанно с племенами асов (ясов, ассон, асиаг и т.д.)
Страбон
По преданию, Иасон (Ясон) во время своего путешествия к колхам вместе с фессалийцем Арменом проник вплоть до Каспийского моря и посетил Иберию, Албанию и большую часть Армении и Мидии, как это доказывают находящиеся там святилища Иасона и некоторые другие памятники.
Памятниками Иасона служат святилища в честь героя Иасона, весьма чтимые варварами (а над Каспийскими Воротами, на правой стороне, находится большая гора под названием Иасоний.
В ранних грузинских хрониках также упоминается приход в Грузию некоего героя-правителя Азо (Азона), пришедшего из страны Ариан Картли (Арийская Картли). Легенды связывали его имя с Александром Македонским - важнейшим героем восточных сказаний.
Обращение Картли
И держал при себе царь Александр сына царя Ариан-Картли Азо, и дал ему в резиденцию Мцхета, назначив границами Эрети, Эгрисцкали, Армению и Црольскую гору, и ушел.
А этот Азо отправился в Ариан-Картли, к отцу своему, и привел [оттуда] восемь домов и десять домов сородичей, и поделился в древней Мцхета, имея богами идолов Гаци и Гаим.
Каменные фаллические символы страны Аза. Музей Мецамора, Армения.
У Леонти Мровели герой Азон связан с северо-балканскими народами - македонцами и фракийцами. Интересно, что по Страбону Ясон и Армен также пришли именно из северной Греции (из Фессалии). Азон у Мровели дал начало не только царской династии Картли (Грузии), но и был религиозным лидером. Он якобы научил местное население почитать "незримого бога". Невидимость божества была важной иранской традицией, о чем
я писал ранее. Леонти Мровели "Жизнь картлийских царей"
Засевал Александр всю Картли, сокрушил все пребывавшие в Картли смешанные племена, перебил и полонил всех иноплеменников, женщин и отроков-несмышленышей моложе пятнадцати лет; пощадил он [лишь] племена картлосианов и поставил над ними патрикия по имени Азон, сына Иаредоса, уроженца своей же страны Македонии. И дал ему сто тысяч человек из римской области Фротатос (Фракия). Эти фротатосцы были люди многосильные, статные и беспокоящие государство Рима. Привел [Александр] их в Картли и вручил патрикию Азону. [Таким образом] поставил в Картли эриставом Азона и при нем войско, занявшее Картли.
И повелел Александр Азону почитать Солнце и Луну и пятерицу звезд и служить богу незримому - создателю всего сущего
Источник.