Эта книга должна была называться «Насколько большой у меня пенис? Что говорят поисковые запросы в Google о природе человека», поскольку один из наиболее распространенных вопросов о мужских гениталиях в Google - «Насколько большой у меня пенис?».
Но редактор предупредил автора, что с таким названием книга будет плохо продаваться - люди могут слишком смущаться, думая о покупке книги с таким названием в книжном магазине аэропорта. Ведь на них смотрят другие люди.
Люди часто стесняются чужого мнения
Боятся признаваться в собственных мыслях и чувствах. Врут анкетам. Лгут в социологических опросах. «Держат марку» в социальных сетях. Не признаются в своих мыслях и потребностях даже ближайшим людям. Обманывают священнослужителей во время исповеди. Но… исповедуются поисковикам. Это утверждает американский исследователь
Сет Стивенс-Давидовиц в книге, которая вышла в США в 2017 году под названием «Everybody Lies: Big Data, New Data, and What the Internet Can Tell Us About Who We Really Are» а на русском - выпущена издательством «Эксмо» под названием «Все лгут. Поисковики, Big Data и Интернет знают о вас всё».
Книга потрясающе интересная. И необходимая.
Микроскоп для мозга
Тысячелетиями различные мыслители пытались понять, что творится в голове человека. Представители самых разных наук искали способы заглянуть в человеческую душу. Специалисты из самых разных отраслей знаний и духовных практик пытались понять, о чем люди думают, что они чувствуют. Философы мечтали о «микроскопе для мозга» - мифическом устройстве, отображающем на экране мысли человека. Социологи проводили опросы, фокус-группы, «полевые исследования». Психологи занимались тестированием, пытаясь преодолеть вечную проблему «У2» - угадать и угодить (что часто сознательно или неосознанно делают отвечающие на вопросы тестов). Политологи активно искали инструменты, позволяющие понять человеческий выбор. Маркетологи разгадывали действия покупателя…
На что только не обращали внимания, пытаясь расшифровать скрытое. Смотрели на рейтинговые шкалы, на время реакции, на расширение зрачка. Обращали внимание на функциональную нейровизуализацию, подбор слов, ассоциативные ряды.
Но ни один из этих методов не позволил беспрепятственно заглянуть в разум. Все равно повторялось, что «чужая душа потемки». Поток людского сознания нельзя было нанести на корректные карты. Человеческие мысли в их сложносоставности нельзя было четко разглядеть и понять.
Стивен Пинкер
И вот в последнее время, в эпоху Больших данных, появилась возможность узнать о человеке и человечестве гораздо больше. «Эта книга - о совершенно новом способе изучения сознания. Конечно, большие данные, полученные в результате интернет-поиска и других онлайн-исследований, - не энцефалоскоп. Но Сет Стивенс-Давидовиц показывает, что они дают удивительную возможность по-новому взглянуть на психику человека. Уединившись со своей клавиатурой, люди делают довольно странные признания. Иногда потому (как на сайтах знакомств или при поиске профессиональных советов), что это имеет реальные последствия. А в других случаях потому, что эти действия, наоборот, не приводят ни к каким последствиям и люди могут раскрыться, признаться в наличии того или иного желания или страха без опасения, что кто-то отреагирует на это с ужасом» - пишет в предисловии к книге один из интеллектуальных гуру современности Стивен Пинкер.
Все лгут?
Автор, назвавший свою книгу «Все лгут» - должен это доказывать. И он это делает.
Сопоставление ответов на социологические опросы с реальностью доказывает, что люди лгут в отношении своего участия в благотворительности, частоте голосования на выборах. Даже об использование презервативов.
Более 40 % инженеров одной компании заявили, что входят в 5 % лучших работников. Четверть старшеклассников считают, что они входят в 1 % лучших учеников по умению ладить с другими людьми.
Стивенс-Давидовиц пишет: «Я проанализировал данные Всеобщего социального исследования, которое считается наиболее достоверным и авторитетным источником информации о поведении американцев. По данным этого опроса, когда речь идет о гетеросексуальном контакте, женщины говорят, что они занимаются сексом в среднем пятьдесят пять раз в год, в шестнадцати процентах случаев используя презерватив. Это дает около 1,1 миллиарда презервативов в год. Но, по утверждению гетеросексуальных мужчин, ежегодно используется 1,6 миллиарда презервативов. По определению эти цифры должны совпадать».
Так кто же врёт - мужчины или женщины?
Как оказалось - врут и леди, и джентльмены. По данным компании Nielsen, которая отслеживает поведение потребителей, ежегодно продается менее 600 миллионов презервативов. Менее 600 миллионов. Всего. И это не только для гетеросексуалов, но вообще. То есть включая и геев, и тех, кто использует резиновое изделие №2 не по назначению (например: надувая их как воздушные шары или заполняя жидкими материалами).
Так что лгут и мужчины, и женщины. Просто женщины преувеличивают примерно в два раза, а мужчины в три.
Кстати, по результатам поиска в Google, больше всего жалоб на отсутствие секса в браке. Поисковый запрос «брак без секса» делается в три с половиной раза чаще, чем запрос «несчастливый брак», и в восемь раз чаще, чем «брак без любви».
В книге «Все лгут» сообщается, что в Google в 16 раз больше жалоб на то, что супруг (-а) не хочет секса, чем на то, что он (она) не желает разговаривать. Там в 5,5 раз больше сетований на то, что неженатый партнер (партнерша) не хочет секса, чем на то, что он (она) не отвечает на СМС. Социологическим опросам люди в этом, чаще всего, не признаются.
Около 11 % женщин в возрасте от 15 до 44 лет говорят, что они сексуально активны, не беременны на данный момент и не используют средства контрацепции. Даже при относительно консервативных предположениях о том, сколько раз они занимаются сексом, ученые предположили бы, что каждый месяц 10 % из них должны беременеть. Но это было бы больше, чем общее число беременностей в США (1 из 113 женщин детородного возраста). В нашей одержимой сексом культуре, в обществе, где отсутствие сексуальных контактов считается признаком ущербности и неблагополучия, вероятно, трудно признать, что у вас просто нет столько секса, сколько вы говорите.
Симптомы рака через поисковик
Команда ученых из Колумбийского университета и из Microsoft занялась поиском симптомов, позволяющих предсказать зарождение у людей рака поджелудочной железы. При этом заболевании только три процента больных проживают больше пяти лет, но раннее обнаружение болезни может удвоить шансы пациента.
Какой метод применили исследователи? Они использовали данные десятков тысяч анонимных пользователей Bing - поисковика Microsoft. При этом выбирали пользователей, у которых недавно был диагностирован рак поджелудочной железы - основываясь на безошибочном поисковом запросе, например: «Мне только что диагностировали рак поджелудочной железы» или «Мне сказали, что у меня рак поджелудочной железы, чего ожидать?»
Далее ученые искали запросы относительно возникающих симптомов. Они сравнили данные небольшого количества пользователей, сообщивших о своем диагнозе не сразу, с теми, кто этого вообще не сделал. Другими словами, попытались выявить, какие симптомы беспокоили тех, кто признался в своем диагнозе только через несколько недель или месяцев.
Результаты оказались просто поразительными. Признаками рака поджелудочной железы оказались боль в спине, а затем пожелтение кожи. Поисковый запрос только о боли в спине по большей части не относился к раку. Аналогично, поисковый запрос «Несварение желудка, а потом боль в животе» свидетельствует о раке поджелудочной железы, тогда как просто несварение желудка без болей не означает этого страшного диагноза. Исследователи смогли выявить от 5 до 15 % случаев практически без ложных срабатываний. Может быть, это не выглядит особо удачным результатом, но, как правильно замечает Сет Стивенс-Давидовиц, если у вас рак поджелудочной железы, даже 10 %-ная возможность удвоить шансы на выживание будет восприниматься как неожиданный подарок судьбы.
Кто может использовать эту возможность, пытаясь выяснить, болен человек или нет? Мужья и жены, отцы и матери, медсестры и врачи. Специалисты из Колумбийского университета и Microsoft провели новаторское исследование с использованием самой обычной и очевидной методики, издавна используемой для диагностики.
Поисковые запросы и цены на жильё
Сет Стивенс-Давидовиц рассказывает, как с помощью Google Correlate он с Хэлом Варианом, главным экономистом Google, сумел выяснить, какие поисковые запросы позволяют наиболее точно отслеживать динамику изменения цен на жилье.
Когда цены растут, американцы, как правило, используют для поиска такие фразы, как «80/20 ипотека», «новый дом от застройщика» и «увеличение стоимости капитала». Когда же они падают, люди чаще всего ищут «процесс продажи без покрытия», «отрицательная ипотечная стоимость» и «снижение ипотечной задолженности».
Какие поисковые запросы наиболее тесно связаны с безработицей?
Вы можете подумать, что это «биржа труда» или что-то подобное. Да, количество таких запросов увеличилось, но не они были на самом верху списка. «Новые рабочие места»? Тоже много, но не первые.
Автор книги сообщает, что, как ни странно, массовые увольнения наиболее коррелируют с поиском порнографического сайта «Slutload».
Причем тут увольнения? Это может показаться странным - на первый взгляд. Но у безработных людей внезапно появляется очень много свободного времени. Многие из них застряли дома одни, и им скучно. Еще очень часто встречается запрос «игра «паук». Опять же, это не удивительно для группы людей, у которых, предположительно, внезапно оказалось очень много свободного времени.
Google - зеркало расизма
Google легко можно найти вопросы пользователей вроде: «Почему евреи - это зло?».
Сет Стивенс-Давидовиц пишет: «Поисковик Google позволил нам увидеть картину Америки, которая разительно отличается от той пострасовой утопии, которую показали результаты опросов. Помню, как я впервые набрал слово «ниггер» в Google Trends. Можете считать меня наивным, но, учитывая, насколько «токсично» это слово, я ожидал, что поисковый объем будет очень небольшим. Ребята, я был неправ».
Оказалось, что США слово «ниггер» - или во множественном числе «ниггеры» - входило в поисковые запросы примерно столько же раз, сколько слова «мигрень» и «экономист(ы)».
В начале Стивенс-Давидовиц считал, что это может быть связано с рэпом. Но словцо, используемое в рэпе, почти всегда - «нигга».
Какая же мотивация была у американцев, осуществлявших поиск со словом «ниггер»? Зачастую они ищут анекдоты, высмеивающие афроамериканцев. Хотя только двадцать процентов поисковых запросов со словом «ниггер» включают и слово «анекдот», тогда как большинство подобных поисков включают фразы «тупые ниггеры» и «я ненавижу ниггеров».
И ежегодно - миллионы таких поисков. Множество американцев в уединении, находясь дома, делают шокирующе расистские запросы.
После победы Барака Обамы на президентских выборах 2008 года американское общество было принято называть «пост-расистским», преодолевшим наследие рабовладения и дискриминационные стереотипы.
Но, как пишет Стивенс-Давидовиц, в первую ночь после выборов Обамы, когда большинство комментариев были хвалебными и признающими историческое значение его избрания, примерно один из каждых ста поисковых запросов Google, содержащих слово «Обама», также включал слова «ККК» (Ку-клукс-клан) или «ниггер(ы)». В ночь выборов поисковых запросов и регистраций на Stormfront - сайте белых националистов с неожиданно высокой популярностью в США - было более чем в десять раз больше, чем обычно. В некоторых штатах поисков по запросам «ниггер-президент» было намного больше, чем по запросам «первый черный президент».
В книге убедительно показан рост расистского реваншизма, который происходил во время президентства Обамы. И Трампа поддержали именно те области, жители которых сделали большинство поисковых запросов в Google со словом «ниггер». Хотя, как мне кажется, это было, конечно, не единственным фактором.
Люди не врут поисковикам
«Фактически я пришел к выводу, что новые данные, ставшие более доступными в нашу цифровую эпоху, способны радикально расширить наше понимание человеческой природы. Микроскоп позволил нам увидеть в капле воды из пруда гораздо больше, чем мы думали. Телескоп показал нам в ночном небе намного больше того, что мы видели невооруженным глазом. И теперь новые цифровые данные открывают нам в человеческом сообществе многое из того, что было скрыто. Они могут стать нашими современными микроскопом или телескопом, и полученная ими информация, возможно, приведет к важнейшим, даже революционным открытиям», пишет Сет Стивенс-Давидовиц.
У поисковика есть огромное преимущество. Если вам нравятся расистские шутки, у вас нет причин поделиться этим фактом в ходе опроса. А у Google, тем не менее, вы их запросите.
Если вы считаете, что страдаете от депрессии, у вас нет мотива признать это во время опроса. Но он у вас есть, когда вы начинаете узнавать в Google о симптомах и возможных методах лечения. Возможно, вы еще не признались самому себе, что страдаете от депрессии - даже когда делаете в Google запросы о неконтролируемом плаче и о том, что с трудом вылезаете из постели.
Сидя в одиночестве у своего компьютера, люди не видят смысла врать и раскрывают самые сокровенные мысли.
Проверить предположения Фрейда и Так что там с нашими пенисами?! - по ссылке
https://relevantinfo.co.il/everybody-lies/