О переписи 1926-го года, или День рождения этнонима «украинец»
Oct 16, 2015 11:45
У этнонима «украинец» есть свой день рождения, официально зафиксированный в государственных бумагах. Это 17 декабря 1926 года, день первой всеобщей переписи населения СССР. Именно тогда в переписном листе и появилась запись «украинец», на долгие десятилетия прописавшаяся в паспортах и поселившаяся в головах.
Издавна к переписям населения существовало настороженное отношение. Именно за проведение переписи Господь лишил своей милости царя Давида, а на его подданных наслал язву, уморив насмерть семьдесят тысяч ни в чем невиноватых подданных (1-я книга Паралипоменон, глава 21).
Составленная при Вильгельме Завоевателе «Книга Страшного Суда», где переписаны все тогдашние налогоплательщики Англии, закрепила отъем земельной собственности у англосаксов и передачу её нормандским рыцарям и их потомкам. Многие века она была основным доказательством в суде и по сей день важна не только историкам, но и земельным магнатам (лендлордам). Последствия боязни переписей можно увидеть в советском детском мультфильме «Козленок, который умел считать».
На Руси переписи податного населения стали проходить с 1245 года, когда великие князья Ярослав Всеволодович и Данила Романович решили разобраться, сколько дани оставить себе, а сколько отдать хану. Таким образом, население стали пересчитывать с фискальными целями. Сохранились результаты далеко не всех переписей, но в ряде уездов можно найти разрядные книги.
C петровских времен эта процедура стала называться ревизией, а её результаты - ревизскими сказками. По ним можно узнать, где жили наши предки и к какому сословию они принадлежали. Недостаток системы был в том, что до следующей ревизии подати приходилось платить за мертвецов. Это и легло в основу гоголевских «Мертвых душ».
На одном из заседаний Сената Екатерина Вторая подняла вопрос о численности населения России: «Великое государство не может без учёта населения жить… Этак-то устойчивых финансов у нас и не будет, ибо копейка от человека исходит, к нему же она и возвращается. Как же мне, женщине слабой, государством управлять, ежели даже в Сенате не ведают, сколь душ у меня верноподданных?»
Народ ревизий не любил, бежал с оседлых мест с детьми, скотиною и пожитками туда, где их не пересчитают - в Сибирь, на Кавказ, в Дикое Поле, ставшее при Екатерине Новороссией. Тогда ревизия проходила так: сначала в провинции засылают команды воинские, которые силой удерживают людей на местах, а уж потом наезжают чиновники и начинают перепись. Государыне дали понять, что бежит народ из-за того, что команды воинские и чиновники мучают людей поборами да побоями… На это императрица заявила: «Я бы на их месте тоже бежала!»
[Spoiler (click to open)] После крестьянской реформы Александра Второго переписи проводились локально, по губерниям, в том виде, в котором принято это делать и по сей день. Так, например, данные за 1886 г. свидетельствуют о том, что на русском языке в Харькове разговаривали 60,3 %, на малороссийском языке - 29,2 %, на белорусском - 1%, на польском языке - 1,4%, на идиш - 5,2%. Много было немцев. В губернии большинство крестьян пользовалось малороссийским языком.
Выдающимся событием была всероссийская перепись 1897 года. Тогда в дом к вашему прадедушке могли запросто заглянуть А. П. Чехов и И. А. Бунин и подробно опросить «о делах наших скорбных». Сам государь-император, отвечая на вопрос о роде занятий, четко обозначил: «хозяин земли русской». В Харькове 25 % населения признали себя малороссами (родным языком назвали малороссийский) - 45092 чел., из них 23430 мужчин и 21662 женщин, русский язык однозначно признали родным 58 % харьковцев. Если мы посмотрим на Одессу, Херсон или Киев, то картина не слишком отличается.
Таким образом, в Харьковской губернии малороссов было около 80%.
Но когда в 1918 году пришедшие на немецких штыках носители агрессивного украинства впервые попытались украинизировать Харьковскую губернию, то результат был показательным.
Харьковское губернское земство привело результаты любопытнейшего опроса общественного мнения, проведенного летом 1918 года, то есть еще во время гетманской Украины. Замеры были проведены среди сельских жителей Харьковской губернии, выборка составила 505 респондентов. На вопрос об отношении к отделении от России последовали следующие ответы: «Не согласны делиться» (Купянский уезд); «Народ верит и надеется, что Россия воссоединится в одно составное государство на началах равенства всех народов» (Ахтырский уезд); «Бажало було б що бы Украіна як вільний з вільним була вільною у Россійской федерации и рівни з рівним жили в ладу» (Валковский уезд) и т.д.
А вот ответы по поводу украинизации Харьковской губернии, против которой высказались 80% опрошенных (это без городского населения!): «Украинский язык, который сейчас хотят ввести, ни один селянин не разберет. Без переводчиков дело плохо» (Купянский уезд); «Выдумывают чортовы паны чорт зна що» (Ахтырский уезд); «Сочинения Шевченка, Котляревского понятны, но украинский никак не присвою» (Сумской уезд); «Понимаем через пятое на десятое и у всех слушателей от этого смешливое настроение» (Старобельский уезд). Единодушно опрошенные высказались против украинизации богослужения: «Украинский язык недопустим, так как в переводе некоторые выражения вызовут смех, а не молитву: радуйся - рыгочись, аминь - эгэ» (Волчанский уезд).
Главными украинизаторами стали большевики
Первая советская полномасштабная перепись 1926 года позволила оценить урон от войн, революций голода и эмиграции. Сохранились «Пояснительные замечания и инструкционные указания Всесоюзная перепись населения 1926. Т. IX. РСФСР. М.: 1928. С.201-209. Т.XVII СССР. М.: 1929. С. 97-105».
В инструкционных пояснениях по вопросу о народности было указано: «К вопросу четвертом. Здесь отмечается, к какой народности причисляет себя отвечающий. В случаях если отвечающий затрудняется ответить на вопрос, предпочтение отдается народности матери. Так как перепись имеет целью определить племенной (этнографический) состав населения, то в ответах на вопрос 4-й не следует заменять народность религией, подданством, гражданством или признаком проживания на территории какой-либо республики. Ответ на вопрос о народности может и не совпадать с ответом на вопрос 5-й о «родном языке».
«Хотя термин «народность» и поставлен с целью подчеркнуть необходимость получения сведений о племенном (этнографическом) составе населения, все же определение народности предоставлено самому опрашиваемому, и при записи не следует переделывать показании опрашиваемого. Лица, потерявшие связь с народностью своих предков, могут показывать народность, к которой в настоящее время себя относят». (Циркуляр № 10).
«Для уточнения записи об украинской, великорусской и белорусской народностях в местностях, где словом «русский» определяют свою народность представители трех этих народностей, необходимо, чтобы лица, называющие при переписи свою народность «русский», точно определяли, к какой именно народности: украинской, великорусской (русской) или белорусской они себя причисляют; записи «русский» и «великоросс» считаются тождественными». (Циркуляр № 14). Если ответ на вопрос национальность был «русский/ая», то задавался уточняющий вопрос из каких русских, и если ответ был «из малороссов» писали «украинец». И получилось, что переехавшие в Москву тётушки моей мамы остались русскими, а мой дед в Харькове произведен в украинцы. В столичном Харькове, согласно переписи, проживало: украинцев - 160,1 тыс. чел. (38,4%), русских - 154.4 тыс. чел. (37,81%), евреев - 81,1 тыс. чел. (19,4%), представителей других национальностей - 21,7 тыс. чел. (5,2%).
Старый козел собирает урожай
Согласно Всеукраинской переписи 2001-ого, 85,2 % всего населения Украины назвали родным язык своей национальности (в 1979 - 88,5 %). Большинство населения республики (32,6 млн чел.) говорит на украинском языке. Численность украинцев, назвавших родным языком язык своей национальности, превышает 85,2 % (в 1979 - 93,5 %). На украинском языке говорят десятки тысяч русских, большинство поляков, значительная часть чехов, словаков, молдаван, румын и других народов. Удельный вес русских сократился с 22,07% до 17,28 %. Замечу, что в отличие от еврейской «большой алии», буквально изменившей до неузнаваемости кварталы многих наших городов, русские массово в Белгород и Воронеж не бежали.
Что же заставляет нас, вслед за Станиславским, уверенно сказать «Не верю!» и усомниться в добросовестности организаторов?
Ответ в переписном листе: «5. Ваше этническое происхождение (национальность, народность или этническая группа)
Ваши языковые признаки (родной язык; если Ваш родной язык не украинский, укажите владеете ли свободно украинским языком; другой язык, которым Вы свободно владеете)».
Таким образом, задавая вопрос 6 не по-русски, ответ получали в силу стереотипа, насаждавшегося все советские и постсоветские годы. Точно так же и вопрос 5, заданный по-украински, требовал наводящих: «русский» - это одно, а «росіянин» - гражданин соседнего государства. Именно поэтому на вопрос «Вы русский?» (по-украински «Чи ви росіянин?») отвечали нет, так как ассоциировалось это с принадлежностью к другой стране, а не народности.
Чтобы избежать некорректных вопросов и ответов, вопросы анкеты должны быть продублированы на русском и на украинском, а вопрос о родном языке должен выглядеть так: «Ваши языковые признаки (родной язык (язык общения в семье, по месту работы); укажите владеете ли свободно украинским, русским языками; другой язык, которым Вы свободно владеете)»
Перепись должна была пройти сначала в 2011 году, потом ежегодно переносилась. Типа денег в бюджете нет. Когда ее проведут, неясно. Понятно, что сейчас не хотят, ведь провести ее на всей международно-признанной территории невозможно.
Собственно, и дело совсем не в этнической принадлежности, так как многие этнические русские, живущие на Украине, сегодня самые ярые русофобы, тогда как этнические украинцы не обладают той степенью ненависти «Ивановых и Петровых». Дело в потере той общерусской соборности, которая как основание купола держала мирное сожительство гораздо более разных в этническом и языковом плане народностей, чем малоросы и великоросы.