Бигборд в Донецке
Наступает время «Ч» для хрупкого минского процесса.
5 сентября в Минске по поручению киевской хунты пенсионер экс-президент Леонид Кучма
договорился с представителями самопровозглашенных республик о прекращении огня, о перемирии, обмене пленными. Одним из условий было подписание закона об особом статусе Донбасса.
Законопроект 5081 «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» был принят 16 сентября. Причем, напомню, что даже этот куцый закон, который 277 депутатов проект «одобрили» сразу в целом, без всякого обсуждения, был сфальсифицирован и изменен. Если в поданном законопроекте Порошенко предоставление особого статуса определялось решением Верховной Рады, то в проголосованном и размещенном на сайте Верховной рады это все
определяется решением руководителя Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины.
Одним из пунктов Минских соглашений-2 как раз и является имплементация этого закона.
Несмотря на перманентные нарушения перемирия со стороны украинской армии, можно констатировать, что с той или иной успешностью «Минские соглашения» подписанные в 2015 году, выполняются.
Первые три
пункта связанные с прекращением огня, отводом тяжелой артиллерии и мониторингом ситуации со стороны ОБСЕ работают, возможно, не так как хотелось бы, «о настоящем режиме тишины мы пока можем только мечтать», -
жалуются жители Донецка, но конфликт на данном этапе стал гораздо менее интенсивным.
Хотя и с отводом тяжелой артиллерии тоже существуют проблемы. В ОБСЕ пока отказываются подтверждать отвод войск в Донбассе. Об этом говорится в
ответе СММ ОБСЕ относительно мониторинга за отводом тяжелого вооружения в восточной Украине.
Из-за взаимного недоверия воюющих в Донбассе сторон, ОБСЕ не располагает информацией маршрутов отвода и о местах, где тяжелые вооружения будут храниться. А поэтому официально не может подтвердить факты отвода тяжёлого оружия.
При этом в ОБСЕ подтверждают, что тяжёлое вооружение находится в движении.
«СММ ОБСЕ наблюдает за движением тяжелого вооружения от контактной линии к соответствующим линиям отведения», - говорится в ответе.
«Пока мы не имеем возможности осуществить верификацию отводов. Для того чтобы СММ подтвердила отвод вооружений, нам необходимо иметь базовые данные: где вооружения базируются в настоящее время, по каким маршрутам их будут отводить, а также места, где тяжелые вооружения будут сконцентрированы/храниться. Для того чтобы убедиться, что на территории больше нет тяжелого вооружения, СММ требует полного и беспрепятственного доступа», - указывается в сообщении ОБСЕ.
Тем не менее, процесс идет. Однако большую
озабоченность у экспертного сообщества вызывает реализация пункта №4 «Минских соглашений» а именно: «4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Незамедлительно, не позднее 30 дней от даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.».
В принципе, четвертый пункт прописан достаточно четко и ясно, однако существует высокая степень вероятности относительно разного прочтения данного пункта со стороны Киева и Донецка, Луганска.
Как
подчеркивает эксперт Михаил Павлив, это целый набор вопросов, на которые у сторон нет ответов. Учитывая, что дьявол кроется в деталях, даже сама попытка переговорного процесса может сорвать даже то хрупкое, хилое перемирие, которое сейчас есть.
1. В соответствии с каким законом могут проводиться выборы?
2. Кто сформирует орг. группу?
3. Как будут формироваться избирательные комиссии?
4. Кто и как будет контролировать выборы?
5. Какие полномочия будут предоставлены вновь выбираемым органам местного самоуправления?
6. Как будет решаться, и будет ли решаться в принципе вопрос с представительством некоторых районов с особым статусом в Верховном Совете Украины, а это не менее 10 депутатов?
7. Если не будет депутатов в Верховном Совете, то как будет реализовано право жителей отдельных районов на их представительство в высшем законодательном органе страны в рамках чьей юрисдикции останутся отдельные районы?
Каждый из списка вопросов представляется почти непроходимым , а процесс согласования вышеперечисленных вопросов может оказаться убийственным для мира. Хотя продолжение вооруженного конфликта как альтернатива мирному процессу, описанному в минских протоколах - верный путь к гибели украинского государства.
А тем временем уже стал «камнем преткновения» еще один пункт Минских соглашений - № 11. Он гласит: «Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании
[1], до конца 2015 года».
3 марта 2015 г. Порошенко
подписал указ об учреждении обещанной Конституционной комиссии, которая должна подготовить конституцию, ключевым элементом которой будет децентрализация.
Но при этом Порошенко не оставил ни единого шанса сторонникам федерализации, а, следовательно и мирного процесса. Украина как никогда монолитна и по-прежнему соборна, и только таковой она и останется. У всех недоброжелателей, которые смеют помышлять о федерализации, нет и не будет ни единого шанса воплотить желаемое в действительность.
Об этом предупредил «раскольников» президент Украины Петр Порошенко, комментируя создание конституционной комиссии на Украине, с которой, как пояснил он, начинается новый этап конституционной реформы.
«Подписанием этого указа начинается новый очень важный этап конституционной реформы. Начало этого процесса будет длительным, важным и необходимым процессом», - цитирует слова Порошенко его пресс-служба.
«Мы должны сохранить целостность, соборность Украины. Никакого шанса не оставить тем, кто стремился к так называемой федерализации, а на самом деле - расколу Украины», -
пригрозил украинский гарант.
А пока ДНР своими силами
кормит граждан в блокадных условиях, созданных Киевом, напомню, что киевская хунта
устроила геноцид и тотальную блокаду Донбасса, руководители ДНР и ЛНР
требуют от киевских властей соблюдения Минских договоренностей и согласования закона о местных выборах,
запланированных на весну. Но киевская власть не готова на сегодня согласовывать эти моменты с местными властями ДНР-ЛНР. Поэтому проведение местных выборов на Донбассе по законам Украины, на сегодняшний день, это - фантастика.